Хлеб дорожает – нехороший признак

Обзор аналитических программ ТВ

“ХАБАР — Жетi-кун”


Доллар, евро и тенге


Как сообщили журналисты, реальный урожай зерновых в этом году оказался на 4 миллиона тонн меньше цифры, которую озвучивали до сих пор. Правительство принимает административные меры для того, чтобы Казахстан не остался без хлеба. В Астане прогнозируется повышение цен до 40-45 тенге за буханку, тонна пшеницы стоит 160 долларов за тонну (против 80 долл. в прошлом году). Напряженная ситуация на Украине также не способствует понижению цены на хлеб. С характеристикой ситуации, сложившейся сегодня на рынке хлеба, выступили президент Союза зернопереработчиков и пекарей РК Евгений Ган и директор Департамента по земледелию Арман Евниев.


Снижение налогов с 1 января нового года и подсчет, сколько выиграют от введения этой меры трудящиеся и работодатели, стали темой следующего сюжета. Почему-то нижней планкой взяли оклад в 30 тысяч тенге, хотя среднестатистическая зарплата в Казахстане составляет меньшую сумму.


Ситуацию на международном валютном рынке и связанное с этим падение курса доллара прокомментировал Андрей Цалюк, начальник отдела анализа Казахстанской фондовой биржи. Объем промышленного производства в США за тот период, когда курс доллара пошатнулся, ничуть не сократился, а позиции евро довольно шаткие, считает аналитик. США намеренно отказались от политики сильного доллара, таким образом они стимулируют спрос на дешевеющую продукцию отечественного (американского) производства. За год курс доллара по отношению к тенге упал на 12 процентов, спрос населения на американскую валюту сократился вдвое. В общем, населению, как всегда, советуют переждать, а свои сбережения хранить в пропорциях: треть в долларах, треть в евро, треть в тенге.


Проблема Шардаринского водохранилища становится все острее. Соглашения, заключенные между водохозяйственными ведомствами трех стран (Казахстана, Киргизии и Узбекистана), не соблюдаются. Уровень воды в водохранилище уже превысил норму, если ситуацию сейчас не отрегулировать, наводнение неминуемо, и к чрезвычайной ситуации надо быть готовыми. На вопросы ведущего отвечал аким Кызылординской области Серикбай Нургисаев. Он сообщил, что положение действительно сложное, что забор воды из водохранилища уже превысил все мыслимые пределы, но принятых мер все равно мало, нужно, чтобы все три страны приняли участие в решении этой проблемы.


Журналисты также отметили, что состоялся первый зарубежный визит президента в этом году: Н.Назарбаев побывал в Объединенных Арабских Эмиратах. Прошло Совещание ШОС в Пекине.


Из зарубежных новостей отметили авиакатастрофу в Узбекистане: разбился самолет, на борту которого находилось 37 человек, в том числе глава представительства ООН в Узбекистане. Ведется расследование.


Во Вьетнаме – вспышка птичьего гриппа, который, по мнению медиков, может быть гораздо более опасным, чем атипичная пневмония. Смертность от него, кстати, гораздо выше.


Сто лет со дня рождения Абылхана Кастеева исполнилось на минувшей неделе.


“КТК — Портрет недели”


В Казахстане есть свой Нельсон Мандела


В Казахстане грядет повышение цен на хлеб. В среднем оптовая цена на “продукт первой необходимости” повысится на десять тенге. Соответственно хлебобулочные изделия подорожают и в розничной продаже. Производители убеждают, что эта мера вынужденная, так как из-за неконтролируемого экспорта зерна стоимость зерновых в Казахстане достигла уровня цен на мировых рынках. Антимонопольщики дали “добро”. Сначала хлеб подорожает в столице, затем и в остальных регионах страны.


Следующий сюжет из ВКО. Частная фирма попыталась захватить силовым путем предприятие “Гидростальконструкцию” — единственный в Казахстане завод, производящий гидротехнические сооружения для ГЭС, востребованные не только в республике, но и за рубежом. Новые акционеры предприятия, получившие свою долю во время “непрозрачной” приватизации через инвестиционные фонды, встретили активный отпор основных акционеров – коллектива завода. После долгих тяжб суд признал рабочих единственными хозяевами предприятия, а сделку недействительной.


Техническое оснащение и подготовка казахстанских спасателей такова, что даже на учениях ЧСники за свое мастерство получают тройку. По словам специалистов, старые подразделения укомплектованы на 60-70 процентов, новообразованные – на 20-30. Спасатели жалуются на нехватку финансирования и просят у правительства полмиллиарда тенге. Чиновники же убеждены, что дело вовсе не в деньгах, а в отсутствии взаимодействия между службами спасения.


Репортаж из Парламента вобрал в себя сразу несколько тем. На минувшей неделе депутаты рассматривали около десяти законопроектов. Наиболее близким для них оказался проект закона о страховании ответственности работодателя за причиненный вред. Народные избранники обратили внимание, что самыми незащищенными оказались госслужащие, к которым относятся и сами депутаты. Разработчик проекта – министерство труда и социальной защиты – считает, что в отличие от работников производственной сферы, чиновники не рискуют получить на работе увечья, и предлагает исключить госслужащих из перечня. Депутаты против такой дискриминации и уверены, что правительство просто не хочет тратить деньги на страхование своих подчиненных. Между тем, по словам автора сюжета, о незащищенности чиновников может говорить такой факт: в январе 1999 года группа высокопоставленных чиновников отправилась поохотиться на волков на государственном вертолете, вертолет разбился. И когда пострадавшему вице-министру понадобилась операция в ФРГ, государство выложило за нее 60 тысяч долларов. Видимо, резюмировал ведущий, чем выше ранг чиновника, тем дороже он для страны.


Также группа депутатов разработала законопроект о частной детективной деятельности с целью легализовать оную. Однако, по мнению полицейских, принятие закона ослабит ряды МВД – часть сотрудников перейдет в частные структуры.


Еще один законопроект, обсуждавшийся в парламенте, — о донорстве крови. Минздрав предлагает в четыре раза увеличить вознаграждение донорам, предоставить им один выходной, а доноров с десятилетним стажем представлять к государственной награде.


Интересная информация прозвучала в середине выпуска. По словам ведущего, кое-кто из депутатов вдруг озаботился свободой слова, заинтересовавшись судьбой корреспондента “Времени” Геннадия Бендицкого, который преследуется в уголовном порядке. Когда принимался закон, допускающий карательные меры в отношении журналистов, парламентарии не думали о последствиях. А.Платонов отметил, что к Г.Бендицкому у них отношение неоднозначное, так как в свое время он допускал нападки на коллег: “но мы окажем ему посильное содействие”. Далее ведущий отметил, что некоторые партии, пользуясь случаем, превратили журналиста в политузника, казахстанского Нельсона Манделу, и начали эффектную предвыборную кампанию. К тому же, по словам ведущего, лидеры “Ак жола”, обнаружив, что имеют некоторое отношение к упомянутой газете, попытались обвинить Конгресс журналистов в недостаточном внимании к судьбе журналиста. Однако, как следует из ответного заявления Конгресса, акжоловцы были либо плохо информированы, либо скрыли информацию.


Сразу за монологом ведущего последовал сюжет из Кыргызстана. Депутаты от оппозиции обнаружили в своих в кабинетах подслушивающие устройства. По факту обнаружения “жучков” и какого-то амбре (по мнению депутатов, отравляющий газ) было собрано экстренное заседание парламента, на котором депутаты-оппозиционеры обвинили руководство страны в нарушении Конституции, а кто является ее гарантом – всем известно.


В свою очередь, ведущий “Портрета недели” высказал мнение, что “жучки” могли сконструировать сами депутаты, дабы обвинить президента и правительство соседней страны в том, в чем и обвинили.


Проблема Шардаринского водохранилища становится политической проблемой трех центральноазиатских стран, в которой Казахстан находится в зависимом положении. Несмотря на наличие трехстороннего договора между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, кроме Казахстана, другие стороны не выполняют условия. Узбекистан должен был обеспечить сброс воды в Арнасайскую долину в объеме 600 м3/сек., а сбросил – 300-350 м3/сек. Кыргызстан обещал снизить объем воды в обмен на казахстанское топливо, но обещание не выполнил. Специалисты считают, что до критической ситуации остались считанные дни. Под угрозой затопления ЮКО и Кызылординская область.


Предпоследний сюжет передачи критиковал реформы образования, проводимые министром образования Жаксыбеком Кулекеевым. Особенно “понравилось” КТКшникам введение в школах тестирования на наркоманию. Чиновники забыли, что наркомания – тяжелое заболевание, а наркоманы – не преступники. Лучше бы министерство образования подумало о том, что введение оплаты за обучение сделало высшее образование доступным для избранных. Последний сюжет – в продолжение темы – повествовал о том, как в одной из школ Алматинской области дети учатся при температуре +90.


“31 канал”


“Собственное мнение”


О свободе слова, которой в Казахстане становится все меньше


Очередной выпуск “Собственного мнения” на этот раз был не с Булатом Абиловым, а с двумя ведущими — Ерланом Акчаловым и Бекжаном Идрисовым. Программа была посвящена теме свободы слова, которой в Казахстане становится все меньше. Сей тезис пытались доказать на примере нашумевшего дела обозревателя из газеты “Время” Геннадия Бендицкого, на которого по иску героя его материала заведено уголовное дело.


Эксперты и гости программы пришли к выводу, что законодательство по СМИ несовершенно, а новый законопроект, рассматриваемый в парламенте, еще более строг и не способствует развитию прессы.


Отмечалось также отсутствие корпоративной солидарности журналистов, разобщенных работой на разные полит- и бизнесгруппировки.


Правда, на это раз был создан по инициативе партии “Ак жол” общественный штаб по защите Геннадия Бендицкого, но не все гости программы одобрили такой шаг.


Прозвучала мысль, что страх перед преследованием не дает журналистам полноценно заниматься таким жанром, как журналистское расследование, и писать разоблачительные статьи, а поэтому нельзя требовать от всех пишущих собратьев героизма.


Депутаты Мажилиса признались в своем бессилии, сообщив, что у нынешнего парламента нет контрольных полномочий за исполнительной властью и незаконным расходованием бюджета. В статье Бендицкого речь шла о нецелевом использовании народных денег и коррупции. Мажилисмены только выразили надежду, что суд поступит по закону.


Большое сомнение у присутствующих вызвала независимость казахстанского суда.


Коли так, то журналисты, СМИ остаются последней инстанцией, куда обращаются люди за правдой и справедливостью. Но с каждым разом соответствовать ожиданиям общественности становится труднее.


“Состояниеkz


Участковый инспектор должен в будущем стать микроцентром


Страна пришла в сознание после новогодних праздников, решила программа и предложила на суд зрителей несколько сюжетов, требующих внимания и состояния любопытства.


Итак, Казахстан создает военно-морской флот на Каспии и, как всегда, последним. Пока водные просторы республики защищают пограничники. Да и флот создан пока на бумаге. Нет кораблей, не хватает кадров.


Неправительственные организации – один из показателей демократии. В Казахстане собираются принять новый закон об НПО, который вызывает споры. Одни считают, что НПО не должны финансироваться из-за границы, другие полагают, что раз родное государство не в состоянии поддерживать НПО, то возможно жить на западные гранты.


Однако, власти подходят к НПО избирательно. Они лояльно относятся к НПО, работающим в сфере образования, здравоохранения, других социальных проектов, но негативно воспринимают организации, вмешивающиеся в сферу политики, например, выборный процесс, защищающие права человека и свободу слова.


Следующий сюжет был посвящен проблеме не возвращенных кредитов выспукниками вузов. 3 тысячи дипломированных специалистов, не поехавших по распределению в сельскую глушь, бродят по Алматы в поисках работы, чтобы выплатить Финансовому центру образовательный кредит, а это около 300 тысяч тенге.


Система кредитного обучения дает трещину, полагают журналисты.


Участковый инспектор должен в будущем стать микроцентром, стабилизирующим криминальную обстановку у себя в районе. Такую установку дает МВД. А пока будни участкового — это разборка жалоб соседей, усмирение алкоголиков, наркоманов и мелких хулиганов. На криминогенную обстановку в районе он не влияет. Как говорят люди, они боятся обращаться в полицию, а некоторые вообще идут к “братве”, которая за мзду может помочь вернуть украденные вещи.