Страна “под колпаком”

Власти Казахстана намерены взять под контроль частную жизнь всех граждан. В Парламенте страны находится проект закона “О связи”, расширяющий возможности прослушивания телефонных разговоров.


Сегодня в Казахстане прослушивание телефонов официально разрешено только с санкции прокуратуры. Однако это требование законодательства явно игнорируется правоохранительными органами. В том, что телефонные разговоры прослушиваются, убеждены большинство независимых журналистов республики.


В “телефонном контроле” убеждены и депутаты Парламента, критически настроенные к властям. Народные избранники открыто заявляют: наши разговоры контролируются.


“Меня давно прослушивают, — заявил в беседе с “НГ” лидер Коммунистической партии Казахстана, депутат Мажилиса (нижней палаты) Парламента. — Вот мы с вами разговариваем, это все записывают на ленту. Нужное оставляют, ненужное – выбрасывают. У меня нет ни одной точки пребывания; где бы я ни находился: и дома, и на работе, и в офисах, — везде прослушивают. Мне даже иногда сообщают расшифровки, говорят, надо осторожнее быть. Прямо не выходят, а косвенно передают”.


Такого же мнения придерживается депутат нижней палаты Парламента Серикбай Алибаев:


“Я догадываюсь, что меня прослушивают. Даже не догадываюсь, уверен на все сто процентов. И даже находясь дома, думаю, что где-то что-то такое есть. Дом же казенный. В общем, под колпаком мы все — это точно. Но как я докажу? Ведь технически я не могу доказать, что меня прослушивают. Я даже ни одного специалиста не смогу пригласить в Парламент, чтобы он посмотрел и нашел все прослушивающие устройства”.


Казахстанские парламентарии даже провели своеобразный “следственный эксперимент”. При рассмотрении одного из законопроектов по телефону было сказано, что некоторые нормы, представляющие особенный интерес для правительства, депутаты намерены “зарубить”. Через несколько часов в кабинетах депутатов появились “посланники власти”, которые уговаривали депутатов оставить нормы закона, объясняя, как это важно и нужно.


Депутаты казахстанского парламента относятся к этому уже спокойно. Говорят, привыкли. В отличие от своих кыргызских коллег. Напомним, что несколько недель назад в Парламенте Кыргызстана разразился скандал: депутаты обнаружили в своих кабинетах подслушивающие устройства. Казахстанские депутаты этого сделать пока не могут.


“Такого, как в Бишкеке, у нас не будет, — говорит Серикбай Алибаев. — Киргизские наши коллеги имеют несколько больше прав, чем депутаты парламента Казахстана. У них парламент стоит чего-то. А у нас, я считаю, парламент несостоявшийся. В парламенте все больше напуганы, лишь бы не трогали, лишь бы срок, как в армии, шел”.


Стоит отметить, что два года назад в Казахстане все-таки был скандал, связанный с прослушиванием. В министерстве юстиции были обнаружены “жучки” во всех кабинетах, включая и кабинет руководителя министерства. Вопрос о санкции прокурора так и остался открытым. Правоохранительные структуры, в том числе и Комитет национальной безопасности, заявили, что прослушивание осуществлялось “в целях обеспечения национальной безопасности страны”.


Видимо, по этой причине казахстанские депутаты спокойно отнеслись к новому проекту закона “О связи”, недавно поступившему в Парламент. Статья 13, пункт 1 законопроекта предписывает всем операторам связи предоставлять “органам, проводящим оперативно-розыскную деятельность”, все возможности, доступ к сетям и сведения об абонентах “при проведении оперативно-розыскных мероприятий”. При этом “требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются уполномоченным органом в области связи по согласованию с органами национальной безопасности, осуществляющими специальные оперативно-розыскные мероприятия”.


Этот законопроект, как ожидается, пройдет в парламенте практически “без сучка, без задоринки”. Тем более, еще на представлении закона депутатам ясно дали понять — вопросы о прослушке не обсуждаются.


“Когда я задавал вопрос, что на прослушивание разрешение нужно прокурора, исполнители дали понять, что по закону-то — да, а на самом деле — как-то власть скажет, особенно силовые министерства и ведомства, так и прослушиваются, — рассказал Серикболсын Абдильдин. — Поэтому, хотя я против, палата может принять такую норму. Это может означать, что у нас будет как бы полицейское государство”.


Юристы же видят проблему в другом аспекте. Так, по мнению директора филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности по Астане Анары Ибраевой, вопрос возникает в исполнении законодательства. Она подчеркнула, что главная проблема в том, что нормы законодательства зачастую игнорируются, и чаще всего — именно правоохранительными органами. По мнению правозащитника, не исключено, что вопрос о санкции прокурора на прослушивание телефонов практически не будет звучать. А обоснованием этому ограничению прав человека на частную жизнь и тайну переписки будут служить, вероятнее всего, “вопросы национальной безопасности”.


Таким образом, казахстанские власти могут получить полный контроль над частной жизнью и переговорами, по сути, любого гражданина республики. В первую очередь, под этим контролем окажутся неугодные журналисты, правозащитники и оппозиционные депутаты.


ИСТОЧНИК: КМБПЧиСЗ – Мониторинг выпуск №13


07 февраля 2004г.