Почему Храпунову жалко отдавать землю казахам?

Источник: газета "Ак жол Казахстан"

Казахи на собственной земле не могут получить даже куска земли. Аятхан Турысбекулы не просто казах, он в свое время организовал переезд казахов на свою историческую Родину. Так почему же он до сих пор не может получить землю? Пусть лучше расскажет он сам.


“В 1991 году я был одним из первых организаторов переселения казахов на родную землю. Сразу же по приезде в Казахстан я зашел к акиму Талгарского района Алматинской области Кенжебеку Омарбаеву, куда нас распределили. Он оказался человеком, который держит свое слово.


Семьям, в которых есть пожилые люди, он сразу выдал жилье. Молодым же он раздал по 20 соток земли на строительство дома в Талгарском и Медеуском районах. Он также пообещал помочь узаконить право на владение землей после получения нами гражданства. Обещание он свое сдержал.


Те, кто получил земли в Талгарском районе, решили все свои вопросы. А вот мы, получившие участки в Медеуском районе…


Бутаковка, где мы построили дома, в 1998 году перешла в ведомство города Алматы. Мы же с осени 99 года по июнь 2000 успели получить гражданство.


Прошение на получение жилья рядом с арендуемыми нами участками нам пришлось писать уже акиму города.


Аким направил нас в городской департамент архитектуры и градостроительства, а также в городской комитет по управлению земельными ресурсами.


За все, что требовалось, мы заплатили, даже сделали на свои средства топографический снимок. Его мы направили на рассмотрение комиссии, возглавляемой первым заместителем акима Яковом Зайцем.


Позднее мы получили на руки решение комиссии, скрепленное подписями Зайца, начальника горкомзема А.Сапарова и начальника горархитектуры С.Баймагамбетова. Это решение мы отправили в соответствующий отдел для получения законного права на владение участками. Там сказали, что без подписи акима дело не решится, что придется подождать.


Прошел месяц, другой…


В один прекрасный день нам заявляют: “Аким не подписал ваши бумаги, более того, он удивленно спросил: “Отчего?”


Начальник городского департамента архитектуры и градостроительства пообещал лично уладить это дело. По его словам, аким мог не понять, о каких участках именно идет речь.


Прошли еще месяцы. Господин Баймагамбетов не принес утешительных вестей. Он сказал: “Это связано с очень большими деньгами, я тут уже бессилен что-либо сделать. Вы должны сами встретиться с акимом”.


Записались на прием к акиму. Секретарь выпроводила нас, объяснив, что аким по таким вопросам не принимает, что нам следует обратиться в горкомзем и горархитектуру.


А там нам сказали: “Все, что зависело от нас, мы уже сделали, решайте дальше вопрос с акимом”.


Прошло еще некоторое время. Судьба свела нас с помощником акима. Он посоветовал найти посредников в лице лиц, имеющих звания “Халык кахарманы” или “Халык артисы”. Только они, по его словам, могли напрямую обратиться к акиму. Начали искать. Нашли. Но не тех. Оказалось, Храпунов их не очень-то жаловал. Снова прошли месяцы.


Семьи, потерявшие надежду, начали возвращаться туда, откуда приехали. Мы же продолжали ждать. Наконец, мы решились на крайний шаг: подали заявление выкупить арендуемые нами участки. Пришел вскоре и ответ. Нас снова направляли в городской комитет по управлению земельными ресурсами. Там снова вручили нам письмо, которое гласило: “Рассмотрев ваше заявление, городской департамент архитектуры и градостроительства сделал выборный акт, в котором вам выделены участки в южной части Бутаковки. Осталось только, чтобы этот акт подписал аким города. Поэтому вам следует обратиться к нему”. Ниже подпись заместителя председателя Р.Жунисова от 20 мая 2003 года.


11 августа 2003 года три человека побывали на приеме у Храпунова.


Господин аким внимательно прочитал мое письмо. Я рассказал, как в течение девяти лет 5 семей ухаживали за этими участками, которые остались без присмотра. Также я объяснил, что территория национального парка начинается в 2 километрах от наших участков. Аким обещал пересмотреть это дело и обнадежил, что решение будет положительное. Ровно через 11 дней мы получили письмо от государственного коммунального предприятия “Алматы жер”. В нем нам советовали обратиться еще в одно учреждение. Снова начались походы от одной двери к другой. Побывали и на собрании земельной комиссии, которую по средам проводит первый заместитель акима Я.Заяц.


Господин Заяц дал поручение своим помощникам подготовить по этому поводу письмо Храпунову.


Снова прошли недели, месяцы. Наконец, нам сказали, что готовится решение по нашему вопросу, и, скорее всего, оно будет отрицательное.


Сейчас мы сидим как на иголках: а вдруг скажут, что срок аренды уже завершился, и выгонят нас отсюда. Чувства, что мы находимся на своей Родине, у нас нет. Как будто мы чужие здесь.


Кто-то говорит, что эти земли принадлежат госфонду. Если это так, то есть постановление кабинета министров №868 от 2 августа 1994 года и специальный указ Президента, по которому административные органы должны выполнять правила распределения земельных участков оралманам для постройки жилья. Есть также постановление самого акима “Об оказании оралманам всесторонней помощи” от 9 июля 2002 года.


Президент также говорил, что в случае, если земля будет сдаваться в аренду или продаваться, то все равно первый претендент на нее тот, кто там в данное время живет.


Законов, указов, касающихся оралманов более чем достаточно. Только вот где же акимы, которые должны их выполнять? Где же государственные сотрудники, которые должны следить за их выполнением?”


От авторов: рассматривать это как жалобу одного человека – было бы ошибочным. Это беда не только Аятхана Турысбекулы, а всех тех, кто вернулся на свою историческую Родину. Если хотите, это даже беда всех казахов. Сколько их, которые ждут от чиновников положительного решения тех или иных вопросов?


Всем известно, что сейчас вопрос жилплощади самый болезненный. Люди, у которых нет возможности приобрести квартиру в городе, начали строить дома за его пределами. Половина из них до сих пор не могут узаконить права на владение этими участками.


Представители других диаспор, ранее проживавших в Казахстане и занимавших руководящие посты, в 90-е годы вместе со всем своим нажитым имуществом возвратились на свою историческую Родину. Казахам оставили только плуг и грабли. Начали казахи обрабатывать землю, получать прибыли, землю начали продавать. Казахи вновь остались с носом…


Начало осуществления Земельного Кодекса таково… Что же будет дальше?


В чем причина того, что Храпунов не хочет отдавать землю нашим соотечественникам? Пусть он и аким, но не хозяин же этих земель? Непонятно, почему он обнадежил господина Аятхана, что решение будет положительным. Это непонимание и подтолкнуло господина Турысбекулы обратиться к нам в редакцию.


Эту статью можно было бы написать как “Вниманию Президента РК”, но если глава государства будет вмешиваться во все мелкие дела, то зачем вообще нужны храпуновы?


С другой стороны, и мелочью это назвать нельзя. Что можно сказать акиму, запятнавшему политику Президента? Как же это называть по-другому, если оралманы начинают возвращаться на свое прежнее место. Жаль. Глава государства только и занят тем, как бы собрать всех казахов на своей Родине, а такие, как Храпунов, акимы заняты тем, как бы их снова выпроводить. Что же после этого подумают казахи, все еще проживающие за рубежом?


Наверное, у администрации есть на это свои причины, и если не Храпунов, то кто-то из его заместителей, точно, ответит за это. Надеемся, что проблемы Аятхана Турысбекулы не останутся без решения.


Мы же будем информировать читателей о дальнейшем развитии событий, по мере нашей возможности. Как сказал сам аким, может быть, решение все-таки будет положительным.


Перевод с казахского Гульнур Кызбалаевой