Президент готовит что-то “больше, основательное и страшное”?

К чему не обновляется “Номад”?


Из основных событий СМИ выделяют визит в Казахстан главы Пентагона Дональда Рамсфельда, посетившего РК уже второй раз. Учредительный съезд ДВК – организации со спорным будущим. Перемены на рынке сотовой связи, что, как утверждают отдельные газеты, приведет к “выдавливанию” конкурентов и монополизации. Активно освещается “долгожданное” подписание соглашения по разработке Кашаганского месторождения. А также возможные масштабные перестановки в правительстве. Еще газеты не обделили вниманием третий Конгресс журналистов.


“В свой нынешний визит глава Пентагона подтвердил искренние намерения Америки взаимодействовать с Казахстаном и дальше, официальным основанием чему является пятилетний План сотрудничества наших военных ведомств…” – сообщает “Комсомольская правда Казахстан”. В первый приезд американского министра, напоминает “Панорама”, он “высказал признательность Казахстану за поддержку операции “Несокрушимая свобода” в Афганистане”. В свою очередь, “Казахстан разрешил авиации коалиции в рамках антитеррористической операции в Афганистане использование своего воздушного пространства и предоставил ряд своих аэродромов на случай аварийных посадок воздушных судов коалиции”. Газета сообщает, что на сегодняшний день между двумя странами заключено 93 соглашения, 30 из которых являются межведомственными. Стоит ли надеяться, что хотя бы половина из этих договоров взаимовыгодна не в пример упомянутому факту?


Не касаясь прямо визита главы Пентагона, но далеко метит “Деловая неделя”, публикующая материал об очередном докладе по правам человека Госдепартамента США. Вообще, обозревателю “Нави” показалось (здесь мы перекрестимся), что нынешний номер “ДН” отличается от прежних некой, как сейчас выражаются, радикализацией. Есть, пусть и сбалансированный, но почти на полосу материал со съезда ДВК, и вот эта публикация, тоже сбалансированная – оказывается, и в самих Штатах не лучше, чем у нас — но с каким началом! Впрочем, вполне понятная для серьезного СМИ логика.


Так вот “Казахстан, находящийся в списке между Израилем с оккупированными территориями и Кыргызстаном, получил привычно суровые оценки наблюдателей”. Как пишет “ДН”, “многие статьи начинаются с признания демократического характера государственной власти, однако в русском переводе о Казахстане начинают писать как о государстве, чей президент “был избран на 7-летний срок на выборах 1999 года, которые далеко не соответствовали международным стандартам”. Затем идет перечисление преференций для президента.


“Как положительный момент подчеркивается назначение президентом “впервые в истории страны” министром внутренних дел гражданского лица. Впрочем, из дальнейшего текста стало ясно, что ничего особенно хорошего для составителей доклада в этом также нет”, так как “гражданские власти сохраняли фактический контроль над силами безопасности. Сотрудники сил безопасности совершали нарушения прав человека”. Как резюмирует “ДН”, “в принципе в сравнении даже с соседними по алфавитному списку государствами положение с правами человека в Казахстане вызывает у читателей доклада осторожный оптимизм”. Правда, при этом, отмечает газета, “прибывший к нам глава Пентагона Дональд Рамсфельд в отличие от коллег из Госдепа не обращает внимание на недостатки в области прав человека, его интересует лояльность правительства американской политике в регионе”.


Между тем “Ассанди-таймс” говорит о грядущих кадровых переменах в кабмине, в связи с “отключкой” сайта “Номад”. Как пишет газета, он “не обновляется с 20 февраля. Если верить, что с ним связаны такие известные личности, как Нуртай Абыкаев и Марат Тажин, невольно задаешься вопросом — не перестановки ли ожидаются в Астане?” Отмечается, что и президент взял небольшой отпуск, “говорят, уехал в европейские страны”. А “чиновники говорят, что готовится “очень большое, основательное и страшное”.


“А-Т” предполагает, что “Нурсултан Абишевич сделает то, что у него лучше всего получается: разгонит большую часть правительства и уволит руководителей своей администрации, а потом найдет каждому из них работу по опыту и способностям. Ну, а поскольку ходят слухи, что переговоры с Акежаном Кажегельдиным о возвращении в страну все-таки идут, не исключено, что какое-то место под солнцем получит и опальный премьер-министр”.


Судя по всему, считает издание, “речь может идти о какой-то договоренности между США и их союзниками в Западной Европе и Нурсултаном Назарбаевым, согласно которой первые не акцентируют причастность президента Казахстана и его близких родственников к “Казахгейту”, дают согласие на передачу власти по “азербайджанскому” сценарию, обещают увеличить инвестиции и поддержать вступление в ВТО. А второй прекращает “трамбовать” американские нефтедобывающие компании, предоставляет дополнительные площади под разведку и добычу углеводородов, делает нашу демократию более похожей на классический образец”.


Предложение президента может понравиться некоторым оппозиционерам…


Газеты продолжают публиковать материалы о “великом дне в истории Казахстана” для оппозиционной тусовки. Правда, в материалах по съезду ДВК аналитика присутствует в дозированном количестве. В основном размышления о роли и месте оппозиции в стране журналисты предпочли оставить для политиков, для себя оставив наблюдения и сравнения.


“То ли по причине еще не потускневших впечатлений от недавнего съезда партии “Асар”, то ли от противопоставления политологами “Асара” и ДВК как идейных оппонентов, но с самого начала мероприятия невольно на ум приходили сравнения этих двух политических собраний”, – пишет “Деловая неделя”. Газета увидела, как минимум, по одному моменту схожести двух партий и их различия. Так, “было очевидно, что ни инициаторы “малых дел”, открыто декларирующие центристский подход и с помпой справившие первый съезд в роскошном здании ГАТОБ имени Абая, ни радикальные оппозиционеры, эксплуатирующие образ политических мучеников и объявившие о создании партии в престижной гостинице “Анкара”, вряд ли могут жаловаться на нехватку финансов”. Кстати, данное сравнение в данном случае может оказаться неверным из-за слухов о том, что использование “храма искусства” в политических целях “Асару” не стоило ничего. Может быть, ситуацию прояснит ответ на соответствующий запрос неугомонного депутата Е.Абылкасымова.


Автор “ДН” обратил внимание на то, что если на съездах “Асара” “рябило в глазах от молодежи преимущественно студенческого возраста.., то идеи демвыборовцев, по всей видимости, несмотря на наличие молодежного крыла партии, пользуются наибольшим успехом у убеленных сединой избирателей”. Что позволило изданию согласиться с доводом Е.Ертысбаева, назвавшего электорат ДВК “протестным”: “демвыборовцы предлагают достаточно радикальные идеи переустройства государства, милые сердцу старшего поколения из малообеспеченных слоев населения, уставшего ждать улучшения жизненных условий. А нынешняя молодежь… часто предпочитает исходить в своих политических убеждениях из чисто прагматичных соображений”. Вопрос в том, можно ли, исходя из возрастных параметров, спрогнозировать срок, отпущенный партии? Скорее, все зависит от идеологической подоплеки. Например, лидер партии-долгожителя С.Абдильдин в интервью “Ассанди-таймс” сказал, что “по большому счету сменяемость поколений – процесс естественный. А вот процесс сменяемости идеологии, убеждений – процесс длительный и трудно регулируемый”. Утверждая долговечность своей партии, коммунист заявил: “основа коммунистической идеологии – это, прежде всего, социальная справедливость, равенство и народовластие. …Эта идеология сегодня востребована всеми слоями населения”.


“Новое поколение” обратило внимание на то, что с переходом движения к партии ДВК потеряла часть электората и активистов. Это и коммунисты во главе с С.Абдильдиным, и Т.Тохтасынов, и Р.Таукина, и И.Савостина. “А Галымжан Жакиянов… больше сейчас похож на хоругвь с изображением святого, появление которого на людях не слишком желательно. Мученик удобен и для бескорыстной помощи западных фондов, и для нынешних менеджеров движения — харизма (фактическая или благоприобретенная в ходе политической борьбы) Галымжана Бадылжановича должна быть усмиренной силами враждебного движению политического режима и ограждена от влияния на массы пенитенциарной системой”. По подсчетам “НП”, “расклад по численности, подвергнутый сомнению советником президента, тем не менее такой. В движении ДВК было 32 тысячи, из них – 10 тыс. коммунистов. Таким образом, на самом деле динамика не впечатляет – 2 тысячи за период объявления о создании партии”.


“Ассанди-таймс” рассматривает появление на съезде ДВК советника президента. По мнению издания, переведшего Е.Ертысбаева из “соловья” в “кукушки”, “устами г-на Ертысбаева Администрация главы государства и лично Нурсултна Назарбаев предложили ДВК играть по правилам управляемой демократии”, и из оппозиции принципиальной стать оппозицией системной, то есть выполняющей определенные функции в политическом механизме страны”. На что автор М.Адилов пишет: “конечно, возможность договариваться с властью и даже получить доступ к бюджетному “пирогу” могут оказаться заманчивыми для некоторых деятелей демократической оппозиции”. Интересно, на каких именно “деятелей” намекает “А-Т”?


Откуда деньги, Даш?


Очередной конгресс журналистов Казахстана, возглавляемый Д.Назарбаевой, вызвал неоднозначные оценки. Впрочем, почти как любое другое событие с участием VIP-персон.


“НП” публикует “отшлифованный” текст резолюции конгресса и такой же “гладкий” материал. “Ассанди-таймс” — интервью “по горячим следам” с президентом “Адил соз” Тамарой Калеевой, в котором она сказала то, что днями раньше сказала “Нави”. Интересные наблюдения выдала “Эпоха”. Например, обратила внимание на то, что “как ни пытались организаторы конгресса установить диалог между властью и СМИ, ничего не получилось. Вообще само действо местами напоминало скорее предвыборную агитацию партии “Асар”. Что же касается самого лидера партии, “г-жа Назарбаева, видимо, не совсем отошедшая от своей роли после вояжа к дяде Сэму, пыталась казаться “белой и пушистой” — улыбалась, шутила, пела, танцевала и при всяком удобном случае вспоминала про “Асар”.


Автор также отмечает отсутствие денежной проблемы у организаторов – верного спутника неказистого бытия простого журналиста: “конгрессом была учреждена суперпремия – “Журналист года”. Тому, кто ее завоюет, конгрессменами было обещано 2 млн. тенге – в четыре раза больше, чем вручает обычно глава государства своим лауреатам. Откуда у конгресса такие большие деньги, не очень понятно, как неизвестен и источник средств на организацию чартерного рейса журналистов из Алматы в Атырау на борту “Ту-154” и их проживание в гостинице”. Что ж, вопрос, с одной стороны риторический, мол, откуда деньги, Мань, а с другой стороны, вполне логичный. Ведь у Конгресса нет своих членов, как в том же Союзе журналистов, а значит, и взносов.