Поле выбора

Источник: "МК в Казахстане"

В минувшую субботу в Алматы в отеле “Анкара” состоялся учредительный съезд партии “Демократический выбор Казахстана”.


На вопросы “МК в Казахстане” отвечает политолог Сабит Жусупов


Свято место…


– Сабит, как вы расцениваете появление новой партии ДВК?


– Нормально. У нас появилась партия, которая открыто заявила о том, что является оппозиционной.


– У нас еще есть оппозиционная Коммунистическая партия…


– Да. Но при всем моем уважении к Серикболсыну Абдильдаевичу, КПК – это аморфное, размытое образование. У коммунистов сейчас нет возможности называть себя партией из-за отсутствия ресурсов.


– Финансовых?


– В том числе и финансовых. Партия без финансовых ресурсов – не партия. Я думаю, компартия сейчас – это люди, разделяющие социалистические идеи, но КПК, как организации, на самом деле нет.


– Значит, ДВК заняла пустующую оппозиционную нишу?


– Безусловно. Есть, по крайней мере, две газеты, которые представляют открытую для лидеров ДВК площадку. Есть ресурсы для проведения тренингов и издания печатной продукции.


– ДВК называет себя народной партией. Это, на ваш взгляд, соответствует действительности?


– Это слишком громкое заявление. Точнее, это партия протестного потенциала. Вряд ли весь народ разделяет протестные ориентиры.


– Народ у нас следует не за партиями, а за лидерами. Лидер ДВК попран в правах. Председателем президиума стал Асылбек Кожахметов – личность явно не харизматическая…


– В руководстве ДВК достаточно знаковых фигур. Это Петр Своик, Гульжан Ергалиева, Зауреш Батталова.


– А вам не кажется, что они не обладают опытом побед в партстроительстве, за плечами у них скорее опыт неудач и поражений?


– Все зависит от того, как они будут выстраивать работу, сумеют ли найти мобилизационный ресурс и набрать 50 тысяч членов.


Соблазн запрета


– Вопрос в том, найдут ли они столько добровольцев, или им не разрешат регистрацию?


– Запретительные меры приведут только к обратному эффекту. Сейчас не то время, чтобы не разрешать. И это зависит даже не от нашей воли или воли лидеров. Мы уже вошли в некое цивилизационное русло, и это данность, от которой не уйти. Есть понимание того, что существуют некие международные стандарты, и страны должны им следовать, потому что являются членами этих организаций. Это неизбежно. Такова общая логика развития.


– Чем, кроме стиля, манифест ДВК отличается от программ других партий, допустим, того же “Ак жола”?


– Мало чем. И этому есть объяснение. У многих партий – очень хорошие, правильные слова, но мало что меняется в реалиях. Вы правы, отмечая схожие моменты в программах “Асара”, “Ак жола”, ДВК. По сути, когда мы говорим о вероятности развития партийной системы, то, хотим этого или нет, упираемся в вопрос прозрачности выборов, демократичности СМИ. Мы видим частокол схожих моментов, которые не решаются на протяжении длительного периода времени. Поэтому партии, которые относят к числу оппозиционных (да и не только), просто обречены в этом плане быть схожими. На деле они требуют элементарных вещей. Это те самые предпосылки, без которых невозможно создание гражданского общества.


– С кем, кроме коммунистов, ДВК может консолидироваться?


– Если “Ак жол” будут и дальше упорно выталкивать в стан оппозиции, я не исключаю образования блока КПК, “Ак жол” и ДВК.


– И, возможно, Партии патриотов?


– Да. И это будет разумным логическим ходом.


Момент прозрения


– Что вас лично не устраивает в ДВК?


– Меня во всех партиях поражает одна вещь. Как бы это сформулировать? Это… их отстраненность от проблем населения.


– Мне кажется, в наименьшей мере это относится как раз к ДВК…


– Я говорю прежде всего о лидерах партий. Странные метаморфозы у нас происходят с людьми. Когда они у руля и обладают широкими возможностями, то представляют один сорт людей. А когда вдруг оказываются не у руля – у них наступает прозрение. А где же последовательность – верность убеждениям, устойчивость принципов, стабильность жизненной позиции? Получается, ролевая функция становится сущностью человека? У меня такое ощущение от всех нынешних партий. И лидеры ДВК – не исключение… Да, есть момент прозрения. Но постоянно идет запаздывание, причем мощное – запаздывание по фазе… Я все время задаюсь вопросом, почему наиболее последовательные люди – это диссиденты советского прошлого?


– Возможно, эти метаморфозы свойственны как раз нашему переходному периоду?


– Может быть. Я не исключаю.


– А возмущение депутатов публикацией в “Коммерсанте” по поводу того, что иностранцы учили членов ДВК в Москве грузинскому опыту?


– Это просто попытка за уши притянуть ДВК к скандалу. В Грузии президент сейчас наделен огромными полномочиями. Это противоречит программным установкам ДВК. Я расцениваю инцидент по этому поводу как индикатор неблагополучия нашего общества в целом.


ДВК с “Асаром”, объединяйтесь!


– Есть другие разочарования от съезда?


– От съезда ДВК нет. Позиции были определены заранее. Ясно, что это внесистемная оппозиция. Все было последовательно. Состоялось пополнение партийной палитры, и образование такой партии – нормально. А вот от первого съезда “Асара” я ждал очень многого, но ожидания не сбылись. Более того, после образования ДВК вторым по значимости событием в партийной жизни страны я бы назвал выступление Амангельды Ермегияева.


– По поводу блока с “Асаром”? Мне кажется, блок более чем возможен, это лишь вопрос времени. И даже очень скорого времени.


– Вряд ли. Наоборот, это выступление говорит о том, что обнажился какой-то тектонический разлом: вместо серой однородной партийной массы обнаружились люди, у которых есть свои четко обозначенные интересы. Парадоксально, что в свете ротации высшего руководства страны в этой однородности действуют чуть ли не разнонаправленные векторы. Это очень серьезный момент. Оказалось, что правящая элита по энному количеству оснований в любой момент может расколоться. Собственно, все заявления “Асара” были в бихевиористской форме: стимул – реакция – действие. Но тут оказалось совершенно не так…


– И что? Неужели соперником “Асара” станет не “Ак жол”, а “Отан”?


— Вполне возможно. В марте на съезде “Отана” должен выступить Президент…


«МК в Казахстане», 26.02.04.