Преобразование ДВК в политическую партию — победа Нурсултана Назарбаева

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Взлет и падение ДВК: удача отворачивается от оппозиции


Влиятельное деловое издание Economist представило собственные оценки последних шагов «Демократического выбора Казахстана».


Мирное изгнание в ноябре прошлого года давно находившегося у власти президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе было с восторгом встречено казахстанской радикальной оппозицией, пишет Economist. Выступление высокопоставленного грузинского представителя на состоявшемся 21-ого февраля в Алматы, бывшей столице Казахстана, учредительном съезде оппозиционной партии «Демократический выбор» неоднократно прерывалось аплодисментами. Но, как считает автор публикации, грузинская «революция роз» вряд ли повторится в Казахстане.


В статье делается попытка объяснить причины взлета и падения «Демократического выбора», который ворвался на политическую сцену более двух лет назад и расшатал ее до основания. Начинавший жизнь как протестное движение, он преобразовался на прошлой неделе в полноценную партию. Но Economist расценивает это преобразование скорее как признак упадка, нежели силы ДВК, и как косвенную победу Нурсултана Назарбаева, авторитарного президента страны.


Издание кратко излагает историю организации. «Демократический выбор» был создан в ноябре 2001 высокопоставленными правительственными чиновниками и ведущими банкирами, которых тревожило укрепление влияния президентского зятя Рахата Алиева. Положение участников движения и имевшиеся в их распоряжении финансовые ресурсы быстро заставили считаться с ними. Безденежная традиционная оппозиция — старые демократы, живущие прошлым коммунисты и испытывающие нужду пенсионеры — в едином порыве примкнули к новой силе.


Однако уже через два месяца значительная часть умеренных сил откололась, основав собственную политическую партию «Ак жол». «Демократический выбор» вскоре столкнулся с очередными проблемами, апогеем которых стал приговор двух его лидеров к нескольким годам тюремного заключения и отказ в перерегистрации в ноябре прошлого как общественной организации. «Демократический выбор», принявший решение преобразоваться в политическую партию, надеется принять участие в выборах этой осенью. Но посмотрим, позволят ли ему получить регистрацию. И даже в этом случае его сторонники, которые уже входят в другие партии, могут столкнуться с проблемами.


В любом случае, «Демократический выбор» уже находится в тени менее конфронтационного «Ак жола», который ориентируется на экономические реформы и апеллирует к растущему среднему классу. Его успех, как полагают, привел к созданию несколько месяцев назад другой партии — «Асар», руководит которой дочь Назарбаева Дарига. Она уже объявила, что на выборах получит половину мест в парламенте.


Нефтяные компании намерены закрепиться в Казахстане


Подписание соглашения между правительством Казахстана и консорциумом шести крупных западных нефтяных компаний по освоению месторождения Кашаган привлекло внимание многих зарубежных масс-медиа. Мы уже рассказывали о первых сообщениях, поступавших по каналам агентств сразу после заключения сделки (см.: обзор от 26 февраля). Это событие не оставили без внимания и другие ведущие западные СМИ.


С началом добычи нефти на Кашагане Казахстан сможет стать крупным поставщиком черного золота. Консорциум намерен вложить в освоение месторождения порядка 30 млрд. долларов. Поступающие в Казахстан нефтедоллары, отмечает британская служба BBC, уже помогли остановить длительный экономический спад в стране. Но когда Кашаган будет полностью освоен и достигнет максимальной производительности, одно только это месторождение будет давать по миллиону баррелей в день, что сравнимо с нынешним объемом, производимым всеми казахскими месторождениями. В этом случае по объемам экспорта нефти Казахстан вполне сможет перегнать Россию.


Корреспондент ВВС указывает и на технические сложности осуществления проекта. Нефть залегает глубоко на дне Каспия, который замерзает зимой. Консорциум собирается построить один или два искусственных острова и использовать их как базу для добычи нефти. Нефтяники говорят, что тесно сотрудничают с экологическими организациями региона, чтобы проект не нанес ущерба популяциям морских котиков, осетров и другой фауне Прикаспия.


Бывшая советская республика, указывает New York Times, рассматривается Соединенными Штатами как наиболее перспективная альтернатива для поставок нефти с Ближнего Востока. Однако разработка месторождений затормозилась в последние годы, поскольку казахское правительство стремилось повторно провести переговоры по пересмотру условий контрактов с иностранными нефтяными компаниями, заключенных в начале 1990-ых гг.


«Несмотря ни на что, эта сделка стала важным крупным достижением и для Казахстана, и для наших западных партнеров», — сказал бывший министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов в телефонном интервью New York Times. Идрисов, ныне посол в Англии, сообщил, что в 2015 г. на месторождении, как ожидается, будет добываться более миллиона баррелей в день, что составит около трети всей планируемой нефтедобычи Казахстана.


Репутация нефтяного бизнеса в Казахстане, пишет New York Times, подмочена утверждениями о коррупции. Нефтяной консультант Джеймс Гиффен, против которого в апреле прошлого года выдвинуто обвинение в нарушении закона о коррупции за рубежом и выплате 78 млн. долларов взяток должностным лицам Казахстана, не признал своей вины. Бывший менеджер Mobil Дж. Брайан Уильямс признал себя виновным в прошлом апреле в уклонении от налогов с укрытых сумм доходов, включая 2 млн. долларов комиссионных.


Как известно, споры между инвесторами и казахским правительством вокруг условий освоения Кашагана продолжались несколько месяцев. Некоторые нефтяные эксперты сказали, что если подобные истории будут повторяться в Казахстане, они не смогут говорить о глобальных последствиях этой сделки до тех пор, пока не начнется добыча нефти на месторождении Кашаган. Но если сделка будет успешной, это может стимулировать других инвесторов обратить внимание на регион, сказала Кэтрин Хардин, помощник директора Кембриджской ассоциации энергетических исследований. «Это — флагманский проект на севере Каспия», — сказала Хардин. Запасы региона все еще уступают запасам Саудовской Аравии, которая производит 10,5 млн. баррелей в день. По ее мнению, Казахстан никогда не сможет конкурировать с Саудовской Аравией как источник нефти, но тем не менее становится важным новым регионом ее добычи.


International Herald Tribune сообщает, что начало коммерческого производства, как ожидается, начнется в 2008 г., что на три года позже ранее запланированного срока, причем объем добычи первоначально составит 75 тысяч баррелей в день. При выходе на полную мощность суточная добыча вырастет до 1,2 млн. баррелей. «Но все это будет несколько позже, чем многие ожидали, — говорит Кэролайн Кук, аналитик Deutsche Bank в Эдинбурге, — мы не может рассчитывать на масштабное производство до 2010 года».


Многие издания отмечают, что казахстанская нефть становится все более значимой в инвестиционных планах крупных корпораций. Washington Times пишет, что в заявлении ExxonMobil по случаю сделки говорится об одобрении ее планов разработки Кашагана другими партнерами по консорциуму и правительством Казахстана. Правда, при этом называются цифры, отличающиеся от указанных выше: ExxonMobil рассчитывает, что начальное производство на Кашагане в 2008 г. составит 450 тысяч баррелей в день. Коммерческая добыча рассчитана на 30 лет.


А лондонская газета Independent отмечает, что для англо-голландской компании Shell официально высказанные сомнения в объемах запасов на Кашагане обернулись падением курса акций. Пока Shell принадлежит около 17 процентов в северокаспийском месторождении, но эта доля превысит 20 % после завершения сделки с выкупом членами консорциума акций British Gas, вышедшей из кашаганского проекта. Из 29 млрд. долларов общего объема инвестиций около 6 млрд. намерена вложить Shell.


Кашаган входит в тройку крупнейших инвестиционных проектов Shell, наряду с Сахалинским и Салымским месторождениями в России. Глава исследовательского подразделения Shell Вальтер ван де Вивьер сказал, что компания в будущем намерена сделать ставку и на СНГ в целом. А руководитель Shell по производству в регионе Рон ван ден Берг считает, что начало инвестиций в Кашаган станет свидетельством доверия к деловому климату Казахстана.


Financial Times, как и все другие СМИ рассказавшая об оглашенных условиях сделки, заметила, что заключение важной нефтяной сделки совпало с визитом в Казахстан высокопоставленной американской военной делегации. Министр обороны США Дональд Рамсфельд заявил о растущем геополитическом значении Казахстана, а также заверил в поддержке Вашингтона по вопросам обеспечения безопасности богатой нефтью страны.


США готовы защищать свои нефтяные интересы на Каспии


Публикации, посвященные визиту в Астану министра обороны США, свидетельствуют, что активность нефтяных компаний на Каспии и военно-политическое партнерство Казахстана с Вашингтоном — звенья одной стратегической цепи.


В материале Financial Times, непосредственно посвященном визиту Дональда Рамсфельда в Астану, отмечается, что в числе важнейших тем, обсуждавшихся в ходе его встреч, была безопасность в каспийском регионе. Американский военный министр заявил, что Вашингтон намерен помочь Казахстану в обеспечении его безопасности. Известно, что США рассматривают богатое углеводородами Каспийское море как альтернативу поставкам нефти с Ближнего Востока


Усилия Соединенных Штатов в оборонной сфере сосредоточатся, прежде всего, на помощи Казахстану в обеспечении безопасности трубопроводов и обустройстве системы защиты вдоль каспийской береговой линии. США намерены выделить 5 млн. долларов за поставки вооружений, бронетехники и обучение, а также на создание казахстанского военного флота. Астана решила в прошлом году учредить собственный флот и намерена вскоре приобрести первые линейные корабли.


Параллели между визитом военной делегации и нефтяной сделкой проводит и Washington Post. В среду, как раз накануне визита Рамсфельда, пишет газета, казахское правительство и консорциум во главе с итальянской компанией объявили о достижении соглашения по освоению Кашагана. Это нефтяное месторождение на северном Каспии — крупнейшее из открытых в мире за последние 30 лет. «Безопасность на Каспии, в западной части Казахстана, является важной для этой страны и для всего мира, который должен быть уверен в безопасности этого района», — сказал Рамсфельд. Стало известно, что американская помощь может включать поставки патрульных судов и радарного оборудования.


Американское столичное издание отмечает, что Дональд Рамсфельд поблагодарил руководство Казахстана за отправку взвода из 27 военных для оказания помощи в военной кампании Соединенных Штатов в Ираке. Небольшое военное подразделение выполняло опасную миссию, участвуя в дезактивации и разминировании дорог, полей и других объектов.


Рамсфельд провел встречи с премьер-министром Казахстана, министрами обороны и иностранных дел. Президент Нурсултан Назарбаев, руководящий страной с 1990 г. и возглавляющий светское авторитарное правительство, в настоящее время находится за пределами Астаны. Но корреспондент Washington Post обратил внимание, что присутствие президента все равно ощущалось. Хотя строительные работы в здании Штаба министерства обороны не завершены, но гигантский портрет Назарбаева уже возвышается над мраморным вестибюлем, где Рамсфельд и министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев провели краткую пресс-конференцию.


Рамсфельд не поднимал вопросы о коррупции, политических преследованиях или нарушениях прав человека, которые нередко отмечаются в Казахстане. Американский посол Лэрри Наппер сказал в интервью, что «обеспечение защиты прав человека» является ключевой частью «более широких отношений с Казахстаном». Ильяс Омаров, представитель министерства иностранных дел, сказал, что правительство ограничивает цензуру и содействует созданию новых объединений, включая феминистские и экологические организации.


В ходе своего визита, длившегося всего три с половиной часа, министр обороны США также с похвалой отозвался об участии Казахстана в программе разоружения. После получения независимости республика передала России ядерное оружие, унаследованное от Советского Союза, а в 2002 г. заключила соглашение с четырьмя другими центральноазиатскими странами по созданию зоны, свободной от ядерного оружия. Рамсфельд отметил, что опыт Казахстана в деле отказа от оружия массового поражения могли бы использовать другие страны, в частности, Ирак: «Если бы Ирак следовал по казахстанскому образцу и на основе решений ООН вступил на путь разоружения, как это сделал Казахстан, то войны бы не было».


Следы ядерной контрабанды ведут в нескольких направлениях


Несмотря на то, что в вопросах нераспространения оружия массового уничтожения американский министр обороны назвал Казахстан образцом для других стран, проблемы в этой сфере остаются. По-прежнему в центре внимания прессы скандал вокруг возможных поставок ядерных технологий Ирану, Ливии и Северной Корее. Сюжет этой полудетективной истории вполне может посоперничать со сценариями фильмов о Джеймсе Бонде. В круг вовлеченных в эту историю стран попали Пакистан, Малайзия и Казахстан (об этом мы писали в обзорах от 18 февраля и 23 февраля). На прошлой неделе КНБ РК выступил с сообщением, в котором опроверг информацию зарубежных СМИ о возможной причастности республики к ядерной контрабанде. Аналогичные опровержения звучат также в Тегеране и Куала-Лумпуре. Тем не менее эта тема по-прежнему активно обсуждается в различных СМИ. Едва ли не каждый день становится известно о новых деталях. Вот обзор последних сообщений.


Как сообщила 28 февраля газета New York Times, европейские дипломаты и американские эксперты заявили, что обнаружены свидетельства поставок ядерного топлива в Иран из России. При этом добавляется, что незаконные поставки осуществлялись международной сетью ядерных контрабандистов, но не с благословения Москвы. В результате Россия предстала как новый и неожиданный иностранный источник поставок для ядерной программы Ирана. Как напоминает издание, пакистанский ученый Абдул Кадир Хан признался в продаже Ирану сложной технологии очистки оружейного урана с использованием некой центрифуги.


Тегеран, как известно, постоянно утверждает, что его ядерная программа предназначена только для мирных целей. Тем не менее эксперты МАГАТЭ заявляют, что обнаружили в Иране следы высокообогащенного урана, который может быть использован для создания оружия массового уничтожения. Эксперты высказали предположение, что Иран не закупил топливо для производства электроэнергии, а занимается тайным обогащением урана на имеющейся в его распоряжении центрифуге. Высказываются разные предположения о происхождении данного аппарата. Некоторые заявляют, что центрифуга создана иранскими специалистами, другие ищут следы ее происхождения в Малайзии.


Между тем официальное иранское агентство ИРНА опровергает информацию, что Тегеран располагает центрифугой для обогащения урана. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Рухани заявил агентству, что Исламская Республика не обязана докладывать МАГАТЭ о ведущихся в стране исследованиях в области ядерной энергетики: «Докладывать Международному агентству по атомной энергии о ведущихся исследованиях по созданию центрифуги «Пи-22″ никакой необходимости не было». По его словам, «Иран не имеет центрифуги указанного типа, а ее создание находится на стадии изучения и проектирования». Хасан Рухани опроверг утверждения инспекторов МАГАТЭ о том, что Иран обогащает уран в одном из центров с использованием центрифуги модели «Пи-2» и сказал: «Наши специалисты ведут исследования не только по этому проекту, но и другим. Об этих исследовательских работах мы не докладывали МАГАТЭ и не видим в этом необходимости».


Однако вернемся в публикации New York Times. Как отмечает газета, эксперты пытаются выяснить происхождение урана, который якобы обогащался в Иране. В пятницу начала поступать информация, что уран может быть из России. При этом европейские дипломаты ссылаются на данные исследований, осуществленных в лаборатории австрийского городка Зайберсдорфа. Изучение найденных в Иране изотопов, полагают ученые, может свидетельствовать об их российском происхождении, хотя не исключаются и другие источники. Версию о российском следе подтверждает и вашингтонский атомщик Майкл Леви. Он утверждает, что такого рода уран (имеющий 36-процентный уровень обогащения) используется в российских подводных лодках и реакторах и производится только в этой стране.


При этом Леви сомневается в том, что уран продавало российское правительство. Более вероятным ему представляется похищение урана в России или другого места бывшего Советского Союза и дальнейшее его поступление на черный рынок. К государствам, в которых используют российские реакторы, использующие в качестве топлива 36-процентный обогащенный уран, как сказал Леви, относятся наряду с Россией Чешская Республика, Германия (бывший восточный сектор), Венгрия, Казахстан, Северная Корея, Польша, Украина, Узбекистан и Вьетнам. Никто из них не экспортирует обогащенный уран по законным каналам.


***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru