Битва за Ташкент: теракт или месть?

Московская пресса продолжает выдвигать различные версии подоплеки ташкентских событий последних дней.


“Гудок” пишет, что нынешняя акция направлена на дестабилизацию ситуации не только в Узбекистане, но и в Центральной Азии в целом. Не исключено, что разгром талибов в Афганистане и невозможность продолжать там свою деятельность подтолкнули оставшихся экстремистов вновь тайно вернуться на родину, где они давно планируют создать «халифат» в Ферганской долине. Как считают в МИД Узбекистана, «в этой акции проглядывается продолжение событий, произошедших недавно в Мадриде и которые имеют сейчас место на юге Афганистана«.


В организации взрывов узбекские власти обвиняют запрещенную исламскую группировку «Хизб-ут-Тахрир». В Ташкенте введены беспрецедентные меры безопасности.


“Известия” предлагают свою версию. По мнению издания, не исключено, что теракты устроили оппозиционеры, не имеющие отношения к исламистам.


“Ведомости” полагают, что мишенью террористов были узбекские милиционеры, что может обеспечить инициаторам терактов сочувствие со стороны населения.


Кроме этого, председатель думского комитета по делам СНГ Андрей Кокошин считает, что, «по одной из версий», теракты могут быть связаны с поиском нескольких членов Аль-Каеды в Пакистане. Среди них есть и этнические узбеки. Таким образом, полагает Кокошин, акции в Ташкенте могут быть направлены на то, чтобы предотвратить попытки Узбекистана потребовать выдачи скрывающихся боевиков после их ареста. Однако «достоверной информации о том, насколько узбекское подполье (Исламская партия Туркестана, бывшее Исламское движение Узбекистана) связано с Аль-Каедой, нет«, — говорит эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук. По его мнению, узбекское движение «явно носит доморощенный характер«.


“Коммерсантъ” также придерживается версии, что акции экстремистов направлены не против мирного населения, а против милиции и других силовых структур. Газета пишет об этом со ссылкой на жителей Ташкента. Издание добавляет, что паники в городе нет.


Пока ни одна экстремистская организация не взяла на себя ответственность за теракты. Но в заявлениях официальных лиц чаще всего упоминаются две — партия «Хизб-ут-Тахрир» и Исламское движение Узбекистана (ИДУ, недавно переименованное в Исламскую партию Туркестана). Однако вчера в Лондоне официальный представитель этой запрещенной в Узбекистане организации Имран Вахид отверг всякую причастность своей партии к терактам, заявив, что «Хизб-ут-Тахрир» не предпринимает акций насилия, не вовлечена в терроризм или вооруженную борьбу.


В связи с этим наблюдатели не исключают, что нынешние теракты стали удобным поводом для ужесточения репрессий против всякой оппозиции, добавляет Ъ.


“Московский комсомолец” пишет: “Это не теракты — это попытка госпереворота», — к такому мнению пришли общественные деятели Узбекистана. Террористы наносят кровавый удар, взрывая беззащитных мирных жителей. Иногда повторяют его через несколько дней. Но они не устраивают локальных схваток с силовыми структурами. А именно это сейчас происходит в пригородах Ташкента”.


После вчерашних событий все сошлись во мнении, что мировой терроризм во главе с Аль-Каедой ни при чем, отмечает издание.


“Время новостей” не склонно драматизировать ситуацию. Газета подчеркивает, что в каждом из вооруженных нападений или инцидентов просматривается одна и та же деталь: их объектами становятся исключительно милиционеры…


Происходящее в Ташкенте напоминает не классические теракты, а партизанскую войну с милицией.


ВН пишет: “Странно и другое — в операциях по ликвидации террористов, опять же, принимают участие отряды той же милиции, а не специально подготовленные в республике для борьбы с терроризмом элитные подразделения спецслужб. Создается впечатление, что нападения на узбекскую милицию, не пользующуюся, мягко говоря, большой популярностью среди граждан страны, призваны вызвать у них сочувствие к боевикам”.


“Независимая газета” полагает, что в свете последних событий нельзя исключить, что в ближайшее время теракты могут повториться не только в Ташкенте, но и в других густонаселенных районах республики, в частности, в Ферганской долине.


В Антитеррористическом центре СНГ уверены, что Узбекистан подвергся атакам экстремистов как союзник США по международной коалиции. Того же мнения придерживаются российские эксперты. Так, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко сказал «НГ», что те государства, которые поддерживают американцев, получают удар изнутри от исламистов. «Раньше или позже это должно было случиться, — сказал он. — Это не означает, что нужно ждать госпереворота — у исламистов не так много сил. Но то, что они будут держать страну в напряжении, однозначно. Конечно, по ним сейчас будет нанесен удар. Все, кого заподозрят в сотрудничестве с радикальными группировками, будут задержаны. Но проблемы останутся, и какая-то часть общества всегда будет трактовать их с радикальных исламистских позиций«.


“Новые известия” поддерживают такую версию. Многие наблюдатели отмечают, что всплеск активности террористов мог стать местью организации «Хизб-ут-Тахрир», которую считают ответвлением Аль-Каеды, правительству страны за откровенно проамериканский курс, пишет газета.


“Русский курьер” подмечает, что возлагать основную ответственность за теракты на самую агрессивную партию узбекской оппозиции — Исламское движение Узбекистана (ИДУ) власти не торопятся. Видимо, власти Узбекистана считают, что ИДУ уже можно списывать со счетов и настало время разобраться с другими группировками религиозной оппозиции, полагает издание.


“Коммерсантъ” в следующем материале возлагает ответственность за теракты на президента Узбекистана. “Усиление исламизма в Узбекистане — это плод политики Ислама Каримова, получающего за его счет солидные дивиденды”.


По версии газеты, “Запад готов видеть Ислама Каримова президентом, только пока Узбекистан находится на грани террористического переворота. А значит, именно узбекский лидер как никто заинтересован в существовании ИДУ, чтобы было кем пугать Запад и было с кем бороться”.


“Газета” сообщает, что представители партии «Эрк» выступили с заявлением, в котором говорится, что «политический режим Узбекистана своими репрессиями против инакомыслия создал благоприятные условия для террора«.


Некоторые группы, — говорится в заявлении, — не имея возможности бороться за свои убеждения мирным путем, стали искать более эффективные методы борьбы против насилия властей”.


***


При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«