“Евразийский проект рассчитан не на годы, а на столетия”

Российская пресса продолжает комментировать ташкентские события. Из потока материалов на эту тему отметим несколько, которые имеют новый подход к проблеме.


“Независимая газета” отмечает, что никто не хочет отвечать за взрывы в Ташкенте и Бухаре.


Издание пишет, что до сих пор никто не взял на себя ответственность за серию терактов, происшедших в Узбекистане на прошлой неделе. Масштаб событий и последовавшая реакция властей говорят о серьезности намерений организаторов взрывов. Отсутствие информации по этому поводу порождает самые невероятные слухи и предположения. По откровению одного из представителей узбекских силовых структур, сделанному корреспонденту «НГ» на условиях анонимности, «надо быть просто идиотом или фанатиком, чтобы продолжать боестолкновения с властями. Узбекская столица кишела войсками. На каждую улицу — минимум взвод милиционеров или спецназа«. Он рассказал также, что искали и «вычисляли» в основном иногородних, особенно бухарских и ферганских приезжих. При малейшем подозрении к причастности к терактам их заключали под стражу. По словам того же источника, в узбекской столице тотальной проверке подверглись каждый подозрительный человек, автомобиль или жилой дом. В результате в стране фактически был введен режим чрезвычайного положения.


Ни в одном из сделанных заявлений не прозвучало слово «госпереворот». Однако многие жители Ташкента убеждены, что целью террористов было свержение существующего в стране строя. К тому же значительная часть опрошенных «НГ» жителей узбекской столицы называет исполнителей взрывов повстанцами”.


ИА «Фергана.Ру» сообщает о последствиях для СМИ ташкентских событий.


Уже второй день (то есть, с 4 апреля) независимые радиостанции Ташкента, вещающие на FM-диапазонах, не выпускают собственные программы, ограничиваясь лишь музыкальным нон-стоп марафоном.


Московский “Эксперт” задается вопросом: что сегодня имеет место в Ташкенте — начало гражданской войны, террористическая интервенция или большая провокация?


И все же версия о том, что все происходящее в эти дни в Узбекистане делается по сценарию местных властей и спецслужб, представляется слишком вычурной. Ведь и атака террористов на Всемирный торговый центр дала немалые политические дивиденды Бушу, но это еще не значит, что Буш ее организовал (хотя многие утверждают, что именно он). Скорее всего, власти Узбекистана были осведомлены о готовящихся дилетантских вылазках своих экстремистов и позволили им произойти — в ограниченных пределах”, — делает вывод издание.


Путаные же сообщения оттуда надо трактовать в самом общем смысле: “Узбекистан как государство не состоялся, он стоит на грани коллапса, этот коллапс способен взорвать и без того хрупкую ситуацию во всей Средней Азии”, — отмечает “Эксперт”.


А теперь о статьях, которые касаются Казахстана.


Сегодня в Москве состоится заседание министров иностранных дел прикаспийских стран. О позиции Казахстана в вопросах раздела Каспия «Новым Известиям» рассказал глава МИД республики Касымжомарт Токаев.


— Казахстан выступает за распространение на Каспийское море отдельных положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В частности, Каспий должен рассматриваться как единая экологическая система. Мы считаем, что его дно должно быть поделено между всеми каспийскими государствами путем создания экономических зон, в пределах которых стороны будут обладать исключительными правами на ведение разведки и разработки природных ресурсов. Что касается биологических ресурсов моря, использования вод Каспия в целях судоходства, рыболовства, сотрудничества в области охраны природной среды и других видов деятельности, тут Казахстан готов на самые широкие компромиссы. Предлагается определиться с размерами национальных территориальных вод и рыболовных зон, которые будут находиться под юрисдикцией отдельных государств. Остальная же часть будет открыта для свободного судоходства и рыболовства. Открытым останется и воздушное пространство над морем. Три страны — Россия, Казахстан и Азербайджан — уже поделили между собой каспийское дно, подписав трехстороннее соглашение.


“Коммерсантъ” пишет, что вчера министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Владимир Школьник заявил о ведущихся с «Газпромом» переговорах о допуске газа с казахского месторождения Карачаганак на рынки Украины и ЕС. В обмен правительство Казахстана готово профинансировать программу стоимостью $2 млрд. по расширению пропускной способности своих газопроводов, чтобы удовлетворить потребности «Газпрома» при транзите газа из Туркмении.


В «Газпроме» Ъ подтвердили факт переговоров, уточнив, впрочем, что сейчас они касаются переработки сырья с Карачаганака. «Мы будем рассматривать предложения Казахстана о возможности вхождения в проект строительства ГПЗ«, — заявил вчера замглавы информационного департамента «Газпрома» Сергей Куприянов. По данным Ъ, 4 марта в Москве на встрече господина Школьника и председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера «Газпром» предложил Казахстану участвовать в проекте реконструкции Оренбургского ГПЗ стоимостью $350-400 млн., что гораздо дешевле, чем строительство ГПЗ в Казахстане. Переговоры о возможности транзита Казахстаном газа по территории России в «Газпроме» не комментируют. По данным Ъ, «Газпром» предлагает расширять сбыт газа через «Казросгаз» под своим контролем.


“Российская газета” публикует интервью заместителя генерального секретаря ЕврАзЭС, доктора экономических наук Серика Примбетова.


Десять лет назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые обнародовал свою идею о создании Евразийского союза государств.


— Как трансформировалась она за истекшее десятилетие? Что удалось сделать на ниве интеграции на постсоветском пространстве?


— Евразийский проект рассчитан не на годы, а на столетия. Просто общество еще недозрело. Опыт Европы показывает: другого пути просто не существует. Что бы ни говорили антиглобалисты, эффективно хозяйствовать в XXI веке в жестких рамках национальных границ просто невозможно. И я уверен, что Евразийский союз государств еще будет создан…


Идея интеграции как цивилизованного политического экономического развития оказалась востребованной. Вскоре три страны — Казахстан, Узбекистан и Киргизия — объявили о создании Центрально-Азиатского экономического сообщества (с 2002 года Центрально-Азиатское сотрудничество). В феврале 1999 года к ним присоединился Таджикистан. В январе 1995 года президенты Казахстана, России и Беларуси подписали соглашение о Таможенном союзе. Позже к нему присоединились Киргизия и Таджикистан. В феврале 2000 года «пятерка» была преобразована в Евразийское экономическое сообщество.


— ЕврАзЭС — это скорее дискуссионный клуб, где все решения принимаются после долгих обсуждений и согласований на разных уровнях. Такой длинный путь выглядит не просто громоздким, но и архаичным…


— Насчет дискуссионного клуба вы преувеличили. Любая международная организация обречена на бюрократизм и долгие согласования. А как иначе можно соблюсти интересы всех членов сообщества?


Более того, я считаю: из всех интеграционных образований ЕврАзЭС — самая эффективная организация на постсоветском пространстве. Это признают и международные эксперты, которые считают ее серьезным партнером на любых переговорах. Кстати, Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в ООН, имеет ряд тесных связей с другими международными авторитетными организациями.


***


При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«