Власти боятся единственной легальной партии

Так есть или нет раскол в Компартии? На этот вопрос отвечает первый секретарь Западно-Казахстанского обкома Казахстана Василий Иванович Шамин…

Так есть или нет раскол в Компартии? На этот вопрос отвечает первый секретарь Западно-Казахстанского обкома Казахстана Василий Иванович Шамин…


***


Василий Иванович, сегодня много разговоров о расколе внутри Компартии. Есть ли, на ваш взгляд, такой раскол?


— Дело в том, что такие разговоры были, есть и будут. Власть всегда, практически на протяжении ста лет, боролась против коммунистов. И сегодня казахстанской власти очень хотелось бы видеть этот раскол, внушить населению страны, что Компартия раскололась на несколько частей. Я могу, например, сказать о положении в нашей области. Те, кто ушел от нас, образовали оргкомитет по созданию новой партии и в его руководство ввели известного провокатора, которого изгнали из Компартии, он перебежал в “Отан”. Ни один коммунист нашей области не заявил о своем выходе из рядов нашей партии и, тем более, не пошел в данный оргкомитет. Власти области создали все возможности для него, выделили помещение, подключили СМИ. Удивляет одно: на протяжении многих-многих лет нас вообще не пускали в средства массовой информации, а им предоставляется трибуна, полностью печатаются материалы о работе оргкомитета. И что характерно, эти материалы появляются в наиболее ярых, махровых антикоммунистических газетах. То есть, по сути дела, власть все делает, чтобы привнести раскол в наши ряды или создать видимость такового.


Но формальным поводом для выхода из Компартии и тем самым создания раскола внутри партии для Владимира Косарева и Бориса Сорокина было вступление в Компартию Толена Тохтасынова и избрание его секретарем ЦК. Удивительно, но почему-то свое несогласие с данным фактом они решили выразить спустя пару месяцев после события…


— Вы знаете, это неэтично и некорректно с их стороны ставить вопрос в таком плане. На XVII съезде Компартии тот же Борис Сорокин уже ставил вопрос об отставке Серикболсына Абдильдина. Группировка, в которую вошли некоторые члены ЦК (Толена Тохтасынова тогда и в помине не было), требовали ее под предлогом того, что если Абдильдина не уберем, то Компартию не зарегистрируют. Избрание Толена Тохтасынова, и мы везде все об этом говорим, лишь причина для подобного поведения. Не было бы Тохтасынова, так был бы другой повод и т.д. Мы, члены ЦК и, кстати, коммунисты на местах считаем, что вступление Толена Тохтасынова и его избрание секретарем ЦК не может быть поводом для раскола партии. Вот я опять обращаюсь к своей области. Наши коммунисты избрание Толена Тохтасынова секретарем ЦК восприняли как положительный факт. Этот шаг, на наш взгляд, способствует укреплению нашей партии и, по большому счету, объединению оппозиции в единый кулак.


Тем не менее отдельные казахстанские аналитики говорят, что ДВК, наоборот, внес раскол в ряды оппозиции и Толен Тохтасынов, как представитель ДВК, тоже способствовал этому…


— Но ДВК не мог внести раскол в ряды казахстанской оппозиции только по той причине, что каждое общественное объединение, каждая политическая партия как работали, так и работают. Если мы будем говорить об оппозиции в лице ДВК, то ДВК работает. Если говорим об оппозиции в лице Компартии, то Компартия также сохранилась и действует. “Поколение” укрепляется. Более того, образовался Союз патриотической молодежи, который сегодня о себе уже заявил, как самостоятельная молодежная организация, способная самостоятельно работать. Так что опять же ответ на ваш вопрос один: раскола нет, а есть только желание властей имущих видеть коммунистов разобщенными.


Василий Иванович, а почему власти так упорно стараются внести раскол именно в ряды Компартии?


— Мы понимаем одно: сегодня власти боятся единственной легальной оппозиционной партии. Ибо коммунисты могут на предстоящих парламентских выборах выдвинуть своих кандидатов во всех одномандатных округах и по партийному списку в том числе. Самое главное, представители от оппозиционной партии могут принять, согласно новому закону о выборах, участие в работе избирательных комиссий всех уровней, то есть, по сути, быть ушами и глазами оппозиции. А на выборах в парламент, очевидно, готовятся массовые широкомасштабные фальсификации, и властям очень не хотелось бы, чтобы эти уши и глаза там присутствовали. Ведь тогда не повторится вариант выборов 2003 года.


Вы имеете в виду выборы в маслихаты?


— Да, более того, власти сейчас уже ориентируются не только на парламентские выборы, но и на возможные досрочные президентские выборы, возможные, потому что в нашем государстве ничего гарантировать нельзя. Власти прекрасно знают, что в целом вся оппозиция может поддержать коммунистов, выдвиженца от коммунистов на президентских выборах. Мы полагаем, что это будет видный, грамотный, авторитетный, умный, честный политик, который составит не просто конкуренцию кандидату от власти, но и собрать значительное число голосов протестного электората. Мы считаем, что большинство населения поддержит кандидата именно от коммунистов. Стратегическая цель власти не допустить присутствия на президентских выборах кандидата от Компартии.


То есть вы не сомневаетесь в том, что у Компартии имеется свой электорат, своя социальная база и власти боятся именно этого?


— Мне неудобно повторять это слово «электорат», я бы говорил о части народа. Всегда есть и будут те люди, которые верят в идеи социального, справедливого общества, когда государство дает блага своему народу. А это и есть коммунисты. Они были, есть и будут. Коммунистическая идея не исчезла.


Но идея — это одно, а лидера вашей партии неоднократно упрекали в том, что он как раз отходит от нее и ратует за социал-демократические идеалы…


— А можно задать вопрос: “Кто упрекает?”


Те, кто вышел из Компартии.


— Вот именно, кто вышел из Компартии. Таковых, во-первых, единицы. И те на сегодня действуют под теплым крылом исполнительной власти. Во-вторых, обратите внимание, они критикуют Абдильдина, но при этом не критикуют ни устав, ни программные цели. И это самое интересное.


Следовательно, их не устраивает личность именно Серикболсына Абдильдаевича?


— Вы правильно сказали – именно личность их не устраивает. Эта личность не устраивает как в целом власти, так и президента страны.


Василий Иванович, коль мы заговорили о выборах, не могу не спросить о вашей оценке итогов выборов в Алтайском крае, где губернатором совершенно неожиданно стал известный артист Михаил Евдокимов. Такой результат, на ваш взгляд, вызван тем, что народ проголосовал против Кремля и показал свою силу, или что-то другое?


— Наверное, надо ставить вопрос, а были ли выборы честными или нет? Выборы предполагают честную борьбу. Если нет ее, то нет ни побежденных, ни победителей. А если брать Алтайский край, то он всегда был непредсказуемым. Вспомните Василия Шукшина, к примеру. Это русская глубинка, русский мужик, во всей широте показанный Василием Макаровичем в “Калине красной”. Ну а сегодня на арену вышел Михаил Евдокимов. Это личность популярная, и потом, наверное, все же россияне разобрались, что он не просто артист, а человек, у которого душа болит за родной край. Сколько можно обманывать со стороны власти народ? В тех же областях, которыми руководят ставленники Кремля, жизнь-то не улучшается. И победа Евдокимова, видимо, — показатель того, что народ уже начал выбирать тех, кто отстаивает справедливость. Если провести анализ ролей Михаила Евдокимова, то у него всегда красной нитью проходило одно: борьба за справедливость.


Возможно ли у нас, чтобы народ проголосовал против кандидатов от власти?


— У нас, как бы это пессимистически ни звучало, понравится это или нет, но я не вижу в обозримом будущем посылов к честным выборам. И гайки будут еще закручиваться.