“Президенту, конечно, сложно в такой ситуации”

Анатолий Башмаков о деле Жакиянова

На вопрос “Как вы думаете, следует ли Президенту помиловать Галымжана Жакиянова?” отвечает сенатор Анатолий Башмаков.


***


— Я считаю, что следует. Во-первых, Галымжан Жакиянов еще сам молод. Для него это было бы уроком нравственности и духовности. Потому что никто из нас не застрахован от подобных ситуаций. Пусть даже у него будут какие-то политические мотивы, тем не менее это его взгляды. Тем более, грядет 60-летие Победы нашего народа над фашистской Германией. И в такой момент помилование Жакиянова было бы добрым гуманным актом.


Первый шаг, глубокий политической мудрости, Президент сделал, когда принял решение по закону “О СМИ”. Это был мужественный шаг. Помилование Жакиянова было бы вторым таким шагом. Думаю, что Президент все же его помилует.


— Вы считаете его политическим преступником?


— Может быть, здесь есть элемент подтасовки, потому что он инакомыслящий. Но в основе уголовного дела, возбужденного, все же лежат материалы, связанные с его нечистоплотностью в вопросах накопления капитала. Президент должен его помиловать не столько за его оппозиционные взгляды, потому что каждый из нас имеет собственные политические, моральные, нравственные взгляды. Это право видеть мир таким. Жакиянов — молодой человек, накопивший богатство. Мне 55 лет, я этого не имею, и меня не за что посадить. В любом случае он воспользовался правом акима области, и за это человек по заслугам должен получить. Но в данной ситуации из принципа гуманизма его надо помиловать. Тем более, мы сейчас много говорим в обществе о гуманизации в вопросах колоний, тюрем. Я его не считаю политическим преступником, он больше страдает за нанесенный ущерб интересам народа.


— Вы согласны с присутствием в деле Жакиянова внешних сил, в частности, с Запада?


— Идет неприкрытое давление путем вмешательства в наши внутренние дела. И оно заметно. Возьмите, к примеру, Ирак. Я нисколько не оправдываю Буша, в любом случае он не хуже и не лучше, чем Бен Ладен – это есть тот же самый терроризм. И вмешательство в дела Казахстана методом писем, давления через СМИ – это есть тоже элемент информационного терроризма. Я считаю, это наши внутренние проблемы. Если бы только Жакиянов, как инакомыслящий, вел свою деятельность по переустройству общества, по демократизации, но без личных грехов в области, повторяю, накопления своего собственного капитала, был бы совершенно другой разговор. Я осторожно отношусь и к Аблязову, и к Кажегельдину, даже к сегодняшним министрам, к любым, как говорят казахи “белсендi”, у которых под чужими фамилиями имеются заправки, банки, проценты в нефтяных разработках. Это люди нечистоплотные. И какими бы они сегодня лозунгами ни прикрывались, и даже, может, в пику Президенту, в любом случае у них такого морального права нет. Посмотрели бы они, как живут настоящие бишара в аулах. Сытому сегодня можно быть демократом, и в том числе идти против Президента.


— Кому выгодно, на ваш взгляд, чтобы Галымжан Жакиянов не выходил из тюрьмы?


— Я думаю, во-первых, некоторым его соратникам, которые видят в нем претендента на лидерство внутри нашего общества. Есть такие, которые сегодня вроде бы “за”, но на самом деле не хотят этого. Потому что даже внутри оппозиции есть те, которые смотрят на Галымжана с завистью, потому что он среди них занимает более лидирующее положение. Во-вторых, не хотят, чтобы он выходил из тюрьмы, те, кто желает продолжения конфликта между Президентом и Жакияновым, кто-то смакует это. И немало таких людей. Даже в окружении Президента есть люди, которые не хотят, чтобы он вышел. Им выгодно, чтобы это противостояние продолжалось.


Президенту, конечно, очень сложно в такой ситуации.