Оттепель

ДВК сейчас как тот чеченский ветеран, что, вернувшись домой, чувствует себя не в своей тарелке, так как привык быть на войне и ничего, кроме как воевать, делать толком не умеет…

Победа или фиаско?


Весна 2004 года ознаменовалась началом настоящей демократической оттепели в Казахстане. Если принятие Закона РК «О выборах» и отказ от законопроекта “О СМИ” еще можно рассматривать в качестве уступок государственной власти оппозиции, то регистрация наиболее радикально настроенной политической партии, НП ДВК — явление просто уникальное для нашей сегодняшней действительности.


Имидж притесняемой властью политической партии, который давно является основным брендом ДВК, требует постоянной подпитки. Как говорится, чтобы костер не погас, нужно время от времени бросать в него дровишки. Поэтому кульминациозность и знаковость для демократов с момента подачи документов НП ДВК в Министерство юстиции в преддверии осенних выборов бросается в глаза сразу. Вряд ли члены вновь создаваемой партии и их сторонники питали большие надежды на регистрацию, небезосновательно готовясь и втайне даже надеясь на отрицательную реакцию властей. Отказ в регистрации предоставлял партии необходимое пространство для осеннего политического маневра. Новый виток политического угнетения оппозиции резко повысил бы их имидж, дал возможность подключить к делу международные правозащитные организации и СМИ, а также поставить вопрос о легитимности проведения выборов в Парламент. Однако, как это ни странно, правительственные политтехнологи повели себя на редкость логично и политически гибко, выбрав в конкретной ситуации меньшее из двух зол. И не знаешь теперь, поздравлять ли членов новой партии с законной регистрацией или высказывать соболезнования, потому что ошарашенные победой демократы оказались в ситуации, когда на шаги властей необходимо как-то реагировать. Вот только вопрос — как?


Чеченский синдром ДВК


ДВК сейчас как тот чеченский ветеран, что, вернувшись домой, чувствует себя не в своей тарелке, так как привык быть на войне и ничего, кроме как воевать, делать толком не умеет.


Логика событий предполагает, что, выиграв свой последний и решительный бой, ДВК должна активно включиться в нормальную (читай — рутинную) политическую работу: бороться за интересы народа, готовить законопроекты, в общем, расчищать авгиевы конюшни. Да только опыта по организации пикетов и митингов у членов партии несоизмеримо больше, чем по решению конкретных государственных проблем. Если вы захотите вспомнить, чем конструктивным засветилась ДВК в сознании общества, кроме приснопамятной борьбы за свободу политических осужденных, вам придется сильно напрячься. А значит, приходится с прискорбием констатировать тот факт, что вероятность снижения радикализма в политике ДВК и перехода от слов к делу ничтожно мала.


Все бы хорошо, но вот другого выхода, кроме перехода к консенсусу с властью, хотя бы постепенного, у ДВК просто нет. Трудно сохранять имидж гонимых властью, когда эта же власть идет тебе навстречу. Никто не любит крикунов, постоянно переливающих из пустого в порожнее.


Последний туз в рукаве


На осенние выборы ДВК выйдет, еще имея достаточно прочный политический имидж, а вот после них необходимо будет либо подбросить дровишек в костер, либо начать заниматься делом.


В пользу развития ситуации по первому сценарию и закон наименьшего сопротивления, и наличие последнего, козырного туза в рукаве осужденного лидера ДВК, Г.Жакиянова. Правда, нужно признать, что Г.Жакиянов был лидером движения Демократический выбор Казахстана, но отнюдь не партии. А после регистрации таковой ситуация с лидером очень неоднозначна.


За то время, пока Г.Жакиянов находился в тюрьме, менеджеры среднего звена будущей партии, такие как Г.Ергалиева, Б.Туменова, П.Своик и А.Кожахметов, вынуждены были взвалить всю работу по разработке ее архитектуры, уставных и программных документов, проведению агитации электората на свои плечи и сейчас вполне оправданно считают регистрацию НП ДВК своей заслугой. Захотят ли они отдать воздвигнутое ими здание в руки вроде бы законного лидера, будут ли и впредь довольствоваться положением правых рук и верных соратников? К тому же, как бы это кощунственно ни звучало, но для сегодняшних лидеров НП ДВК выход Г.Жакиянова из тюрьмы грозит потерей не только руля власти, но и последнего козыря в борьбе против существующего режима. Пока он сидит в тюрьме, старый добрый бренд политических угнетенных будет позволять партии держаться на плаву. С его выходом старая НП ДВК, в том виде, в котором мы ее знаем сейчас, умрет.


И ты, Брут?


Предполагать, что все члены партии будут до конца верными жакияновцами, по меньшей мере, просто наивно. Никто не хочет всю жизнь играть роль второй скрипки, тем более, если делаешь всю работу сам.


Среди всех менеджеров среднего звена, без сомнений, наиболее амбициозен А.Кожахметов. Бывший заключенный и простой разнорабочий, удачливый бизнесмен и руководитель Международной академии бизнеса, он уже успел почувствовать вкус власти, исполняя в ДВК функции председателя президиума партии. Его амбиции — исключительно президентского масштаба. О нем говорят, что он авторитарен по сущности, не приемлет никакого иного мнения, кроме своего собственного, жесток и беспощаден с конкурентами как вне партии, так и среди ее рядов.


Борьба интересов А.Кожахметова и Г.Жакиянова не теоретические размышления. Пока последний не делает никаких мало-мальски заметных шагов по снижению влияния своего оппонента на ДВК, А.Кожахметов давно проводит чистку рядов. Многие преданные жакияновцы либо ушли из партии, либо подчинились его диктату.


Как никому другому, А.Кожахметову выгодно, чтобы Г.Жакиянов продолжал сидеть в тюрьме. Пока он там, А.Кожахметов лидер НП ДВК, борец за освобождение Г.Жакиянова. Если последний выйдет из тюрьмы и решит продолжить свою политическую деятельность, А.Кожахметов автоматически переходит на вторые роли. При таком раскладе, обычная логика подсказывает, что столкновения интересов в НП ДВК избежать уже будет практически невозможно.


Что покажет будущее? Выдержит ли новая партия проверку на конструктивность? Сможет ли перестроиться и перейти от радикализма к диалогу со властью. Отказаться от роли политических мучеников и, засучив рукава, заняться совсем не простой и редко бросающейся в глаза работой решать проблемы народа? Покажет время.


Но в любом случае векторы политики новой партии будут зависеть от решения главного вопроса: противостояния А.Кожаметова и Г.Жакиянова.