Президент и его советник

Важнейшие события прошедшей недели комментирует политолог Сабит ЖУСУПОВ

Важнейшие события прошедшей недели комментирует политолог Сабит ЖУСУПОВ


Эфир с президентом


– На минувшей неделе президент напрямую в телеэфире общался с народом. Были неожиданности для вас?


– По-моему, все было прогнозируемо.


– Люди, на ваш взгляд, получили ответы на свои вопросы?


– Наверное. Ответы были большей частью обнадеживающие.


– Показательно, что когда в прямом эфире была Южно-Казахстанская область, одна из самых проблемных и бедных, президент дважды предлагал задавать еще вопросы и дважды услышал: “У нас все хорошо, приезжайте к нам в гости”. Это следствие нашего менталитета?


– Не думаю. Если вы поедете по регионам, то увидите, как на самом деле живут сельчане: воз и ныне там, а с мест победно рапортуют: “Программа подъема села успешно реализуется”. Видимо, перед прямым эфиром была проведена соответствующая работа. Всех построили и сказали: “Ты спросишь о зарплате, ты – о воде. Все!”.


– Кто в итоге выиграл от такого прямого эфира: народ или президент?


– Администрация президента.


Вопросы без ответов


– У вас были вопросы к президенту?


– Думаю, я задал бы вопрос о…


– Партстроительстве и модернизации политической системы?


– Да. Я серьезно считаю: это абсолютно необходимо. Чтобы голос общественности имел серьезный вес, чтобы не один или два человека все определяли. Вот, например, есть программа развития сельских территорий. Никто – я в этом убежден – никто не скажет, куда идут деньги этой программы. Даже Министерство сельского хозяйства не владеет такой информацией.


– Вряд ли народ интересуют такие вопросы. Что важно для обычного человека: крыша над головой, достойная зарплата и пенсия…


– Но без решения вопроса о партийно-политической системе этих проблем не решить. Я за то, чтобы парламент контролировал исполнение бюджета. Это очень важно. Сейчас что на деле получается? Исполнительные органы сами что-то делают и сами же себя проверяют. Это же ненормально.


– Завтра у нас будет новый, и вы полагаете, “отановский” парламент – разве он изменит ситуацию?


– Все уже понимают, что парламенту надо дать функции. Но как у нас это делают? Опять чисто административным способом. Поэтому “Отан” будет как продолжение, вернее, как аппендикс чиновничества. И мы будем иметь такую ситуацию до 2013 года.


– Такая, значит, гарантированная стабильность…


– Да. У нас нет трех ветвей власти. И четвертой – нет, поскольку пресса очень податлива. У нас лишь одна ветвь власти…


Ертысбаев склонЯет и предостерегает


– Многие СМИ перепечатали статью советника президента “Что такое “друзья народа”, и как они воюют против президента. Как вы ее расцениваете?


– Ситуация совершенно непонятная. Меня в ней, конечно, более всего впечатлил “наезд” на “Ак Жол” и Казкоммерцбанк.


– Особенно, наверное, пассаж по поводу Субханбердина. Как вы полагаете, на самом деле он – наш Ходорковский, и “Ак Жол” – “это мощный политический бизнес-проект Казкоммерцбанка”?


– Не думаю. Субханбердин сегодня даже не глава Казкома. И людей из его окружения практически вытеснили оттуда. На самом деле Казкомом руководят люди, которые подконтрольны администрации президента.


– Но если так, тогда совершенно непонятен, грубо говоря, “наезд” и на Казкоммерцбанк, и на партию “Ак Жол”, которую сам же советник президента назвал “партией, командированной властью в публичную политику”.


– Явная нестыковка. Если “Ак Жол”– часть власти, то Ертысбаев начал полемизировать с самой властью. Здесь он, мне кажется, заплутался меж двух сосен.


– Какова, на ваш взгляд, цель этой статьи?


– Это жесткое предостережение всем бизнесменам: не лезьте в политику. То, что Ертысбаев проводит аналогию между Ходорковским и Субханбердиным, – предостережение самому Субханбердину, который действительно имеет собственные, и большие, деньги. По большому счету – это вопрос определения позиции партии “Ак Жол”, попытка склонить ее…


– Куда, к чему?! По-моему, “Ак Жол” изначально склонялся к альянсу с властью…


– Видимо, Ертысбаев считает, что “Ак Жол” отклонился от главной линии.


Защита чести по частЯм


– Статья, по-вашему, отражает личное мнение Ертысбаева или, учитывая его должность, также и позицию президента?


– Не думаю, что это позиция президента. Это позиция части администрации президента. Там есть люди, которые считают, что не надо никаких перемен, и так все хорошо. Ертысбаев выступает от их лица. Они сейчас всемерно укрепляют “Отан”. До сих пор здесь имеет место достаточно глупая аналогия с “Единой Россией”.


– Отчего же глупая? Вы сами в свое время полагали, что нам нужна центристская партия….


– Разве “Отан” – такая партия? Где там элементы социал-демократии? По большому счету, “Отан” вообще как партия не проявлена.


– Главное, она заявлена как пропрезидентская партия.


– А какие партии у нас против президента? Все – пропрезидентские.


– Особенно КПК и ДВК…


– ДВК зарегистрировали только для того, чтобы часть голосов “оттянуть” у “Ак Жола”– у них единый, по сути, электорат. И коммунистов раскололи с той же целью. Но ведь рейтинги и коммунистов, и “Ак Жола”– невелики. Основные игроки сейчас, судя по социологическим данным, “Отан” и “Асар”. Я вообще не понимаю, из-за чего сыр-бор, почему возникла эта статья Ертысбаева, зачем? Ведь по парламентским выборам картинка просто кристально ясна: это абсолютное большинство абсолютно лояльных к президенту партий, которые и образуют парламент.


Игры, в которые играют люди


– Действительно, есть ощущение, что статья Ертысбаева возникла из ничего: не было повода настолько драматизировать ситуацию…


– Как я вижу ситуацию? Шло действительно сближение позиций “Ак Жола” и “Асара”: были достигнуты определенные позитивные моменты. Но у идеологов из Астаны – своя “картинка”: они знают, как это должно быть, и все, что не вписывается в их “картинку”, выкидывают в мусорную корзину. Но ведь ясно, что население в обозримом будущем не радикализируется, парламент будет пропрезидентским. И тут вдруг – статья Ертысбаева. Боже мой, с кем он воюет? Ведь партии у нас очень слабенькие. Если в России уровень доверия к партиям на уровне одного процента, то у нас и этого нет: минусовая вообще зона!


– А для кого это тогда написано?


– Я даже не могу сказать, что это внутриэлитные “разборки”. Ситуация неравновесная: ведь Ертысбаев выступает от лица власти, и он, значит, такой красавец смелый, знает, что никто ему морду не набьет, и вообще, никто ничего не скажет.


Люди, которые играют в игры


– Если статья выражает точку зрения лично Ертысбаева, как это соотносится со статусом советника президента? Разве такого рода вещи не согласуются?


– Ертысбаев “заболтал” президента: мол, надо “гасить”– и все. Знакомая риторика. На съезде “Отана”было то же самое. Появился в СМИ “слив” про планы “Асара” – это тоже, по большому счету, работает на “Отан”. Какая-то маниакальная упертость относительно “Отана”. Но у нас, в отличие от России, нет состязательности, нет реальной конкурентной атмосферы. А чиновничество какое – посмотрите на состав правительства.


– Так уж плох? Все козыри…


– Прекрасно же знаете, почему ушел Марченко. Он сказал, что его совершенно не удовлетворяет экономический блок, и что все министры – далеко не профессионалы. Это касается Келимбетова, Досаева, Карагусовой. Сейчас еще вице-премьером назначили Айтимову… Марченко был абсолютно прав. Он – профи. Его все равно поставят премьером: его время, вероятно, придет осенью.


Беседовала Асия БАЙГОЖИНА


“Московский комсомолец в Казахстане” от 20.05.04.