Адвокат одинокого президента

Метаморфозы советника президента

В середине 90-х годов Олжас Сулейменов на одной пресс-конференции ответил на вопрос, почему он ушел из большой политики, так: “Я устал бороться с этими пигмеями”. Потом кто-то из журналистов описал этот ответ в виде сценки, как большой медведь уходит навсегда в чащу леса, махнув отчаянно лапой на глупую звериную стаю под лидерством какого-то самозванца.


Советник Назарбаева Е.Ертысбаев буквально разбушевался после публикации в нашей газете (№17 за 05.05) кратких комментарий людей, которых он, хохоча от собственного удовольствия, смешал с грязью в интернет-газете “Навигатор”. Очередная истерика “соловья” президента была широко подхвачена рядом разных СМИ, удел которых “тиражировать заказ”.


Если смотреть с профессиональной точки зрения, то для нашей газеты – это суперкомплимент. Ведь ничего особого в тех комментариях не было, так себе, легкий ветерок. Но какая была ответная буря! На самом деле наша публикация стала поводом, которого ждали яйцеголовые из главного здания страны по адресу: Администрация президента РК.


В своем ответе “Что такое “друзья народа” Ертысбаев исполнил роль шакала Табаки из книги Киплинга, который бегал между стаей волков и одиноким тигром-людоедом Шерханом, занимаясь доносом. Вся его статья – это сплошной донос. Кто кому что сказал, кто сколько раз бегал к президенту, кто и сколько давал, кто против кого выступал. Поэтому отвечать на сплетни советника и позицию “сам дурак” не стоит. Здесь интересны тенденции.


Кость в горле


Почему советник говорит, что ДВК пытается сделать из Жакиянова политическое знамя, но не борется за его свободу юридическими методами? Будто Ертысбаев не знает, что юристы добивались апелляции приговора во всех судебных инстанциях РК, но получили отовсюду от ворот поворот. О каких международных адвокатах поет “соловей”, если власть на пушечный выстрел не подпустила ни одного международного эксперта к “Делу”, а целую делегацию юристов и депутатов из России не пустили даже на порог пропускного пункта Кушмурунской колонии? На это можно ответить одним словом – ложь.


Советник так напрягается на эту тему только потому, что власть ищет любое оправдание, чтобы “замылить” тему политического заключенного Жакиянова. Сегодня перед властью стоит дилемма: если отпустить Жакиянова на свободу перед парламентскими выборами, то резко поднимется активность протестного электората; если не отпускать, то освобождение Галымжана будет на выборах одной из главных тем большого числа кандидатов в депутаты. Как быть? Власть еще не решила, какое зло для нее будет меньшим, вот и занимается устами советника обычной демагогией против Жакиянова и его партии, оттягивая внимание от сути проблемы.


Поэтому, как бы Ертысбаев ни поучал меня библейскому “не сотвори кумира” и ни пытался оскорбить своим “медицинским случаем” и прочими обвинениями, Жакиянов сидит в тюрьме по заказу Назарбаева. И это уже факт не юридический, а политический, на который отреагировала отечественная и мировая общественность.


Ертысбаев в роли зятя


Еще интересная тенденция проявилась в статье советника. “Ак Жол” не скрывает, что готов к сотрудничеству с президентом при условии, если тот начнет полномасштабные политические реформы и приведет страну к честной конкуренции. Но не вина “Ак Жола”, что Назарбаев не решается на реализацию своих обещаний. Не вина, а беда. Беда в том, что партия хочет идти последовательным курсом и стать конкурентоспособной единицей на политическом рынке. Об этой беде и предупредил советник руководство “Ак Жола”, буквально шантажируя партию “Казкоммерцбанком”, который представляется в его устах чуть ли не преступной группировкой. Дескать, будете выступать против президента и сотрудничать с ДВК, получите второй процесс “Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов”.


Политическая аморальность Ертысбаева в том и состоит, что он циничен до беспредела. Если это партия “Асар”, то источники финансирования священны, как и дочь президента. Если это партия “Отан”, то нарушения Конституции президентом, который возглавляет “Отан”, не комментируются.


Очевидно, что астанинский Табаки исполняет какую-то роль в большой игре окружения Назарбаева. Если до укрепления “Ак Жола” верхам все было понятно, например, кто действительно друзья народа и как с ними бороться, то теперь карты в их руках начали путаться. В узкий круг претендентов на власть впихнулась-таки Дарига Назарбаева со своим “Асаром”, и это кое-кому приходится глотать (пока). Но резкий рывок “Ак Жола” по верхам и низам они уж точно проглотить не могут.


Сегодня “Ак Жол” становится реальным конкурентом на власть, в том числе на президентскую. Спрашивается, кто из президентских структур на такое способен? Никто. Там существует один единственный план получения власти — без конкуренции. Сегодня никто так не сомневается в возможном конце правления Назарбаева досрочно, как сама элита. Потому что она больше всех понимает бесперспективность президента в том виде, в каком он сегодня пребывает. Окружение готовит вариант передачи власти. Это досрочные президентские выборы, на которых побеждает Назарбаев, а затем последует передача власти им (в виду болезни) преемнику по Конституции (спикеру или сената, или мажилиса, или премьер-министру) на семь лет. А такой претендент в окружении Назарбаева уже определился, правда, без ведома самого Назарбаева.


Политически недееспособная элита никогда не выдержит прямой конкуренции ни с “Ак Жолом”, ни с ДВК, ни с кем-либо, у кого есть реальный электорат. Поэтому “Ак Жол”, как и ДВК, становится очень опасен для тех, кто предвкушает в тени кабинетов передачу власти от Назарбаева себе. Единственным способом устранения такого соперника может быть только сам президент. Вот почему Ертысбаев накинулся на “Ак Жол”, чтобы, по чьему-то замыслу, сильно напугать Назарбаева в радикализации “Ак Жола” и спровоцировать президента на войну, как это было раньше с ДВК. Фактически советник Ертысбаев 2004 года исполняет роль Рахата Алиева 2001 года.


Берлинская стена


Еще страшнее для “претендента” из Администрации будет вариант, если после некоторых послаблений (отмена закона о СМИ и регистрация партии ДВК) президент пойдет дальше. Будет освобожден Жакиянов, честно пройдут парламентские выборы, и оппозиция станет полноценной силой, которая сможет работать на равных в законодательном органе и в правительстве. Тогда “берлинская стена” между президентом и оппозицией, которую так старательно строила элита, рухнет. Тогда полностью отпадет необходимость в “окружении президента”, интриги и политическая напряженность станут никому не нужными – ни президенту, ни оппозиции, ни обществу. Может начаться цивилизованное сотрудничество на вертикалях и горизонталях власти через конкурентные выборы. Это, пожалуй, самый целесообразный переход Назарбаева из зоны критической политики в зону либеральной. Но кому-то такая политическая перспектива совсем не выгодна, т.к. не светит передача власти, им нужна жесткая конфронтация, которая держит президента в состоянии комплекса неполноценности, страха и ненависти ко всему, что приближается к его власти. Эта часть из окружения Назарбаева заражает и без того уставшего президента болезнью Сталина, которому кругом мерещились враги народа и конкуренты на его место. Но при этом Назарбаев даже не подозревает, что его просто используют те, кто сегодня опекает от “друзей народа”, о которых пишет Ертысбаев.


Табаки тоже бегал от одинокого Шерхана в стаю волков, принюхиваясь, где больше добычи и кому придется завтра служить. Интригуя и возбуждая хозяина угрозами от человеческого детеныша.


Немного о себе


В своем трактате “Что такое “друзья народа” Ертысбаев уделил внимание и мне, как своему оппоненту. Повторяться о предмете спора не буду, лишь скажу, что советник, как всегда, понесся в демагогию на всех парусах, и останавливать его нет никакого желания.


Здесь интересна другая тенденция. Кто-то и где-то уже отмечал, что, кроме Ертысбаева, у Назарбаева нет другого публичного заступника. И это сущая правда. Поэтому после выступлений советника против оппозиции вдруг в разных источниках появляется похожая грязь на оппозицию, подписанная под разными именами. Таким образом тиражируются ярлыки советника, якобы поддержанные общественным мнением. Например, про то, что Кожахметов хочет стать президентом, что Кожахметову, Ергалиевой и другим не выгоден Жакиянов на свободе, про Нуркадилова, которого используют оппозиционеры-неудачники и т.д.


Если сравнить эти клише советника и других авторов на филологической экспертизе, а также учесть ертысбаевскую “информированность” об оппозиции, то получается абсолютная идентичность мыслей и стиля этих источников. Разница лишь в том, что в первом случае советник пытается сохранять рамки приличия, что ему, кстати, не удается, то во втором случае мы имеем дело с политическим извращенцем.


Посему хочу обратиться к господину Тимуру Жарову, который на одном весьма одиозном и малопопулярном сайте сказал обо мне следующее: “Говорить о госпоже Г.Ергалиевой и просто, и сложно. Все ее знают, в приватных беседах эпитетов не жалеют, но связываться никто не хочет”. Далее нашу газету “СОЗ” сей автор обвиняет во лжи, причем, чудовищной. Это относится и к авторам под фамилиями Александр Мажаев, А. Набоков, которые также упоминают обо мне в том же духе (вспомним ертысбаевское “медицинский случай”).


Я пыталась в Интернете связаться с этими авторами, чтобы пообщаться, но никто не ответил. Поэтому еще раз хочу предложить самозванным носителям этих фамилий связаться со мной лично по координатам редакции и выйти на прямой диалог на страницах нашей газеты. И не только мне в глаза сказать про все “эпитеты”, но выйти на публичную дискуссию со всеми, на кого они клевещут в анонимных сайтах и под анонимными фамилиями. Просто “анонисты” какие-то!


Ради такого дела мы готовы открыть специальную рубрику, которой есть уже название. “Байга” – вот древний способ казахов в честной борьбе, на глазах у всего народа, показать свои достоинства. Но у нас пошлая клевета или донос под паранджой анонимности (черный PR) стали способом диалога государственной власти с политическими оппонентами, ярким представителем которой является небезызвестный советник президента Назарбаева.