Назарбаев-Нуркадилов: Конфронтация или компромисс?

Гадание на политических картах

Гадание на политических картах


Что было?


Похоже, власть обкладывает Заманбека Нуркадилова красными флажками, как охотники – волка.


Однако, все по порядку. Думается, будет нелишне вспомнить всю предысторию этой “охоты”.


Одиннадцатого марта этого года Заманбек Нуркадилов провел свою знаменитую пресс-конференцию, в ходе которой зачитал свое письмо Нурсултану Назарбаеву и задал ему весьма нелицеприятные вопросы. А также посоветовал главе государства подать в досрочную отставку.


Ответы на эти конкретные вопросы и советы Заманбека Калабаевича власть так и не дала. Не считать же таковыми, в самом-то деле, невнятную отписку властей Алматы о том, что некоторые объекты недвижимости, перечисленные среди других в этом письме, принадлежат сейчас таким-то и таким-то юридическим лицам. О том, кто конкретно является хозяином этих юридических лиц, не было сказано ни слова.


Зато сам Заманбек Нуркадилов получил от власти мгновенную кадровую “обратку”: премьер-министр Даниал Ахметов лично прибыл в Алматы для того, чтобы лично снять возмутителя спокойствия с работы. При этом он заявил журналистам: “Мы понимали, что руководитель коллектива господин Нуркадилов самоустранился от занимаемой должности, проявляет инертность и низкую квалификацию. Это выражалось в ряде случаев, носящих не только текущий, но и чрезвычайный характер… Одним словом, мы считаем, что профессиональные качества господина Нуркадилова не соответствуют идеологии сегодняшнего дня”.


А бывший заместитель г-на Нуркадилова Нурахмет Бижанов, ставший новым главой АЧС РК, подлил масла в огонь: “Должен сказать, что Заманбек Калабаевич за последние полгода практически плохо работает в нашей системе. Бывает полдня на работе, во второй половине отсутствует, пьянствует, можно сказать. Те задачи, которые стоят перед Агентством, своевременно не выполняются, особенно те, которые требуют лично его визы: документы, постановления, решения и т.д. По ряду чрезвычайных ситуаций, которые произошли в нашей республике, мы с отставанием реагировали на эти процессы”.


Взбешенный столь очевидным броском власти грязью в его лицо по примитивному принципу “сам дурак”, Заманбек Калабаевич подал многомиллионные иски против Ахметова, Бижанова и агентства “Хабар”, выдавшего в эфир их “откровения” против опального экс-чиновника. Насколько мне удалось выяснить, слушание этого дела было перенесено в Астану, по месту работы главных ответчиков, и сейчас оно благополучно волокитится.


Громкое противостояние Нуркадилова с властью продолжалось: он продолжал обличения Назарбаева на митингах. Послал письмо к депутатам Сената и Мажилиса с вопросом-предложением возбуждения процедуры импичмента главы государства за нарушения Конституции (ответа со стороны народных избранников, кажется, так и не последовало). Создал комиссию по изучению деятельности первого президента Казахстана, в которую вошли представители оппозиции и общественности страны.


И, главное, подал иск в Медеуский районный суд против Нурсултана Назарбаева, завершающийся следующими словами: “…От всего вышеизложенного я испытываю нравственные страдания, выражающиеся в чувствах гнева, стыда, унижения, раздражения, отчаяния. Убежден, что подобные чувства испытывает и весь казахстанский народ.


На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 951, 952 ГК РК,


ПРОШУ:


1. Вынести решение с требованием Н.А.Назарбаеву отречься от власти и уйти в отставку до окончания рассмотрения в американском суде дела Джеймса Г.Гиффена, чтобы не компрометировать государственную власть и народ Казахстана перед мировым сообществом.


2. Обратиться в Окружной суд Соединенных Штатов Южного округа г. Нью-Йорка с требованием возвратить денежные средства, незаконно полученные должностными лицами Республики Казахстан, в качестве компенсации народу Казахстана за поруганные честь и достоинство”.


Суд принял иск к рассмотрению, после чего признал его под благовидным предлогом не имеющим юридической силы.


Помимо этого противостояния, в стране происходили и другие события: оппозиционная пресса озвучила новый, малый, “Казахгейт” с участием брата Нурсултана Назарбаева. Власть промолчала. Сейчас раскручивается новый скандал, который “Assandi-Times” окрестила “Имангалигейтом”. Никакой гласной реакции от президента РК не последовало и на этот раз.


Зато давление на самого Заманбека Калабаевича продолжалось: с подачи главного телеканала страны все крупные телекомпании республики прекратили показ концертов его супруги Макпал Жунусовой. Его сын был уволен с занимаемой должности представителя компании “Казахстан темир жолы” в Российской Федерации. А у родственников Макпал-ханум, занимавшихся малым бизнесом, начались проблемы в ведении дела. По слухам, кое-какие неприятные моменты пережила и дочь Нуркадилова Куралай, родившая, кстати, не так давно второго ребенка…


Далее опальный экс-чиновник публично заявил о том, что предлагает Назарбаеву встретиться с ним 1 мая на площади Республики в Алматы, во время народного гуляния. Что интересно, глава государства появился на трибуне площади в назначенный день, хотя никто не верил в такой поворот событий. Однако силовики Заманбека Нуркадилова на трибуну к президенту РК не пустили. Более того, на него была совершена “неизвестными” попытка нападения, в ходе которой физически пострадал абсолютно другой человек, известный оппозиционный деятель Алихан Рамазанов. А окружавших Нуркадилова людей закидали сырыми яйцами.


И тех, и других хулиганов власти просто “не нашли”, хотя вроде бы полиция кое-какие “телодвижения” в этом плане продемонстрировала. Более того, несмотря на то, что это циничное хулиганство произошло в присутствии главы государства, никакого заявления со стороны по этому поводу власть не сделала. Тот же Ермухамет Ертысбаев, обычно отличающийся красноречием в щекотливые для власти моменты, и тот как в рот воды набрал…


Апофеозом всего стал знаменитый прямой эфир Нурсултана Назарбаева. В его ходе президент РК, с одной стороны, обронил фразу о неких “иудах”, предавших его. С другой стороны, он прямо-таки ностальгически вспоминал о прекрасных минутах отдыха, проведенного на природе и организованного Заманбеком Нуркадиловым. Тогда-то, мол, и посетило его вдохновение, выразившееся в неких стихотворных строчках…


Многие здравомыслящие люди, смотревшие этот прямой эфир, восприняли этот “стихотворный” пассаж Назарбаева как призыв к Нуркадилову – “Надо поговорить!”. Как воспринял этот пассаж сам Заманбек Нуркадилов, автору этих строк доподлинно не известно. Но показателен ход дальнейших событий: прежде просто-таки супердеятельный экс-чиновник вдруг затворился в своем доме и прервал связь с окружающим миром. Прежде всего, – с журналистами, для которых он был до того всегда открыт.


Более того, Заманбек Калабаевич, говорят, даже сменил номера своих домашних телефонов…


Что есть?


Если первая часть моих рассуждений опиралась в основном строго на факты, то теперь ваш покорный слуга вынужден опираться на слухи и кулуарные беседы с некоторыми политическими деятелями Казахстана.


Читатели наверняка помнят, как недавно Алматы сотрясали слухи о том, что Заманбек Нуркадилов якобы встретился-таки с Нурсултаном Назарбаевым, в результате чего, мол, ему была предложена должность акима Южно-Казахстанской области. Однако слухи так и остались всего лишь слухами: никакого назначения Заке не состоялось вообще.


Однако, кое-какие, более или менее достоверные, слухи все же дошли до автора этих строк. Согласно им, г-н Нуркадилов действительно встречался с главой государства. Причем якобы президент перед этим долго искал посредника, согласившегося бы на эту неблагодарную роль: если бы рандеву потерпело фиаско, то гнев обеих сторон, в первую очередь, Нурсултана Абишевича, вполне реально мог бы быть обрушен на парламентера.


Но, в конце концов, такой парламентер якобы нашелся. В результате его беседы с Нуркадиловым вроде бы было определено время и место этой судьбоносной встречи. По слухам, рандеву прошло в Алматы, а не в Астане.


А теперь главное: на этой встрече Заманбек Калабаевич якобы пытался добиться своего назначения на пост главы Центризбиркома, вместо своей ученицы Загипы Балиевой! Причем сей весьма взрывной “хабар” автор этих строк слышал сразу от нескольких политических деятелей, находящихся по разные стороны баррикад.


С учетом нынешней политической ситуации и того, что грядущие парламентские выборы, возможно, станут действительно судьбоносными в плане политического будущего страны и самого Нурсултана Назарбаева, эта просьба, конечно же, со стороны самого Заманбека Нуркадилова выглядит прямо-таки революционно. Президент Казахстана в такой острый политический период, как канун выборов, объективно не может доверить их судьбу человеку, с которым (неважно, по каким причинам) в последнее время находится “в контрах”.


Наверняка и сам Заманбек Калабаевич, опытнейший чиновник и политик, прекрасно это понимал. А потому, скорее всего, он был твердо уверен в своем супертяжелом политическом весе, позволяющем ему изменить ход дальнейшей политической истории Казахстана. Возможно, он действовал по принципу: “Я в свое время убил демократию в Казахстане (разгон парламента), я ее и реанимирую!”


Как расценил эту просьбу г-на Нуркадилова сам глава государства, судить, конечно же, трудно. По слухам, он якобы ответил Заке однозначным отказом. Однако сама встреча была закончена-де соломоновым решением взять тайм-аут и провести через некоторое время новое рандеву. Вот тогда, мол, и будет принято окончательное кадровое решение президента РК в отношении Заманбека Калабаевича. Чем черт не шутит, может быть, наш Заке все-таки сменит Загипу-ханум на ее действительно судьбоносном для страны и народа посту?


Судя по тому, что г-н Нуркадилов до сих пор пребывает в добровольном информационном “подполье”, эти слухи об уже состоявшейся и о грядущей встречах президента РК с опальным экс-чиновником имеют под собой вполне реальную почву. Сам Заманбек Калабаевич, видимо, со своей стороны до сих пор свято выполняет некий уговор и держит обет молчания…


А потому, скорее всего, слухи об его встрече с Назарбаевым и притязаниях на пост Загипы Балиевой просочились явно не по вине Нуркадилова: меньше всего в утечке информации заинтересован именно экс-глава АЧС. Скорее всего, информационный “кран” протек в Астане…


Что будет?


Похоже, однако, что никакого идиллического финала этого противостояния господ Назарбаева и Нуркадилова не предвидится. По крайней мере, пока.


Именно такая мозаика складывается в моих глазах на основе ряда фактов, свершившихся в последние дни, и, опять же, слухов.


Первый факт: 11 июня в рупоре правящей партии “Отан”, газете “Страна и Мир”, появляется статья некой Дилярам Аркин. Называется она “Дешевые политики обходятся дорого” и посвящена персоне Заманбека Нуркадилова (тогда как его имя перестали поминать всуе даже оппозиционные газеты, а сам Заке давно, что называется, “поймал тишину”). Помимо типовых “наездов” бывшей нуршинской журналистки “а-ля Маргарита Подневольная”, в этой статье есть и отрывки ее беседы с широко известным в очень узких кругах Борисом Годуновым.


Сей г-н, как известно, в свое время подал иск против Нуркадилова в защиту чести и достоинства “горячо любимого президента РК”. В качестве компенсации он просил взыскать с ответчика сумму, равную годовому бюджету нескольких европейских стран, вместе взятых. Тогда суд отказал ему в удовлетворении иска.


Но в “Стране и Мире” г-н Годунов сообщил, что подал апелляцию на это судебное решение в вышестоящую юридическую инстанцию. Кроме того, он хочет, чтобы в ходе нового судебного процесса с Нуркадилова взыскали уже гораздо большую сумму: сто триллионов тенге!!!


Думается, что это чисто партийное издание не начнет ни с того, ни с сего озвучивать имя, которое сама власть долгое время попросту игнорировала в публичных выступлениях и заявлениях своих представителей…


Второй факт: Нурсултан Назарбаев в своей речи на последнем, внеочередном, съезде партии “Отан” обронил фразу о том, что есть-де в нашей стране некие отставные чиновники, которые, уйдя со службы, поливают грязью власть. И что пора-де положить этому конец.


Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кого именно имел в виду глава государства под отставными чиновниками…


Третий факт: аким Алматы Виктор Храпунов в ходе недавнего общения с горожанами в прямом эфире телеканала “Южная Столица” заявил, что несколько яблоневых садов южной столицы было вырублено и отдано под застройку элитным жильем именно в то время, когда акимом области был Заманбек Нуркадилов. И что, мол, пора с этим делом разобраться, как следует…


Излишне говорить, что Виктор Вячеславович такой же опытный и прожженный чиновник и политик, как и сам Заманбек Калабаевич. И что такой “зубр” тоже не станет нападать на крупную фигуру, какой Нуркадилов, без всякого сомнения, является до сих пор, без санкции свыше…


И на закуску – слух: говорят, что во время недавнего празднования юбилея “отановца” № 2 Амангельды Ермегияева его некоторые высокопоставленные “партайгеноссе”, находясь под действием горячительного, громогласно выражались на тему того, что “скоро Нуркадилову придет полный капут!”. Как говорится, что у кое-какого на языке…


Так что, повторюсь, похоже, что Заманбек Нуркадилов сегодня действительно обложен красными флажками, как волк во время охоты на него. И что охотники только ждут окончательной команды от главного егеря: “Гон!”


Чем все это успокоится?


Что же произошло такого, что заставило власть публично озвучивать имя того, кого она сама недавно в упор не замечала? То есть, делала вид, что не замечает. Да еще именно тогда, когда сам г-н Нуркадилов молчит, как рыба?


Скорее всего, просто Нурсултана Назарбаева, поддавшегося было чисто человеческому порыву и встретившегося тет-а-тет со своим былым и давним соратником, сумело переубедить его ближайшее окружение.


Вернемся на минуту в прошлое: вряд ли Заманбек Нуркадилов с бухты-барахты вдруг взял да и ударился в открытую оппозицию против главы государства. Скорее всего, это был превентивный ход накануне удара по нему самому.


Вряд ли это “битье” было инициировано самим президентом РК: слишком многое из прошлого связывает этих людей, чтобы Заке так уж сильно чем-то прогневал Нурсултана Абишевича. Вероятнее всего, Назарбаев просто устал от вечных интриг своего окружения против Нуркадилова и махнул рукой: “Делайте, что хотите!” То есть, отдал тогда еще главу АЧС его врагам на заклание.


Отсюда, скорее всего, и началась вся эта катавасия. Г-н Нуркадилов, прекрасно понимая, что без “верховного” одобрения готовящийся против него удар никак не может быть нанесен, решил не размениваться по мелочам. И ударил первым, причем так, чтобы привести в чувство своего давнего соратника и, возможно, бывшего друга: опомнись, мол, и пойми, что ссора со мной чревата весьма и весьма…


Насколько это был правильный ход, мне трудно судить. Но, похоже, что и сейчас, уже после встречи с Заке, ближайшее окружение сумело убедить своего шефа в том, что с Нуркадиловым не надо договариваться, Нуркадилова надо “мочить”. И теперь уже сделаны первые шаги к готовящемуся бою в виде вставки в речь Назарбаева на съезде, статьи в “Стране и Мире” и обмолвки Храпунова в прямом эфире “Южной Столицы” о вырубленных яблоневых садах…


Однако вряд ли клевреты Нурсултана Назарбаева приступят к конкретному “мочилову” Нуркадилова уже сейчас, до выборов. Это не самый подходящий момент для сведения счетов (неважно, личных или политических).


Наоборот, Заманбек Калабаевич может в ответ выдвинуть себя кандидатом в депутаты и заработать на этом не только дополнительную популярность у простого народа (хотя, кажется, он и так совершенно недавно был популярней некуда), но и политические баллы. Даже если он и не пройдет в парламент, то будет и после выборов “пиарить” себя как жертву, преследуемую по политическим мотивам. В том числе, и как неугодного власти кандидата в парламентарии.


Впрочем, с Заке вполне станется и другой ход: он может уже сейчас, подобно Серикболсыну Абдильдину, объявить себя кандидатом в президенты на выборах 2006 года. Он такой, он может, как говорится. И тогда опять же любые “наезды” власти на него будут расцениваться как чисто политическая расправа с конкурентом Нурсултана Назарбаева…


Поэтому, по крайней мере, до 19 сентября Заманбек Калабаевич может спать совершенно спокойно. А вот уже дальше, что называется, возможны варианты.


Однако, на мой взгляд, г-н Нуркадилов слишком тертый калач, чтобы просто так отдавать свою судьбу и судьбу своей семьи на волю провидения и президента РК. И наверняка у него заготовлены на этот случай еще какие-то сюрпризы.


Самое тривиальное, что приходит мне в голову по этому поводу – документальный компромат, собранный Заке на Назарбаева и хранящийся им в очень надежном месте. Который, в случае наступления для Нуркадилова форс-мажорной ситуации (физическая смерть, арест и осуждение, либо еще какие-то варианты), может всплыть в абсолютно неожиданном для власти месте.


Например, на сайте “Евразия”, открытом Акежаном Кажегельдным. Или на сайте “Куб” Рашида Нугманова. Или на российском сайте “Компромат.Ру”. Да мало ли где еще, хоть на китайских сайтах! Особенно, если вспомнить недавние тесные взаимоотношения г-на Нуркадилова с деятелями от оппозиции…


Хотя вполне возможно, что я и ошибаюсь. Не исключено, что все перечисленные мною признаки готовящейся агрессии против экс-главы АЧС – всего лишь психологическая игра перед вторым раундом его переговоров с президентом. Смотри, мол, с огнем играешь, Заке!


Так что, мол, проси то, что не в ущерб интересам президента РК. И тогда будет все тип-топ, в лучшем, как говорится, виде.


Как бы там ни было, при любом раскладе вся эта возня окружения главы государства и их вассалов против Заманбека Нуркадилова, скорее всего, окончится поражением. Два старых политических соратника, скорее всего, договорятся между собой о нейтралитете.


А получит ли при этом какой-то пост Заманбек Калабаевич? Автора этих строк сей жгучий вопрос, признаться, волнует меньше всего. Кроме “балиевского” варианта, разумеется…