Власти Казахстана хотят легитимности

Правит бал в стране, как это было в Африке, – международный капитал…

На 19 сентября текущего года назначены парламентские выборы в Казахстане. Согласно законам РК, выдвижение кандидатов в депутаты мажилиса парламента начинается 18 июля и заканчивается 9 августа.


По сведениям, поступающим из парламента, большинство действующих депутатов готовы вновь выдвинуть свои кандидатуры. Кстати, с 1 июля до начала сентября они находятся на каникулах, а затем продолжат работу до конца года, когда истечет срок их полномочий.


Уже предполагается, что конкурс будет большой, ожидается на одно место по 10 человек, приблизительно по количеству партий в республике. Итак, на 77 мандатов мажилисменов, возможно, будет 770 кандидатов.


Предстоящие выборы имеют очень важное значение для власти в смысле легитимности ее самой. Прежние выборы критиковались международными организациями.


На наш взгляд, именно поэтому власти приняли новый закон о партиях. Где минимальную планку количества членов подняли до 50 тысяч человек. На сегодня уже зарегистрировано 12 партий, членство в некоторых их них исчисляется чуть ли не полумиллионом. Таким образом, власти пытались политизировать пассивный электорат, чтобы расшевелить их и сделать выборы легитимными. Прежние опасения оппозиции о том, что новый закон о партиях принят для того, чтобы скинуть их с политической сцены, не оправдались. Особенно это стало ясно после регистрации, как считалось ранее, радикальной оппозиционной партии ДВК.


Еще раз отметим, что не оппозиции опасается власть, она боится, что электорат не придет на выборы, и тогда вновь можно будет говорить о нелегитимности вновь избранной власти. Именно поэтому режим насильственным путем старается активизировать население, создавая больше политобъединений.


А теперь поговорим о методах, которые, по мнению власти, обеспечат прохождение в парламент своих сторонников.


На последнем съезде пропрезидентсокй партии “Отан” Нурсултан Назарбаев выступил с программой политических реформ. Полуоппозиционная партия “Ак Жол” сразу заявила, что глава государства использовал их предложения и разработки, хотя сторонники президента говорят обратное.


Однако, суть в том, что власти сыграли на опережение и выбили почву из-под ног своих противников, причислив их в союзники. Получилось так, хоть лидер страны не сказал, что его предложения перекликаются с идеями “Ак Жола”, но все поняли, что разница между “Отаном” и “Ак Жолом” заключается лишь в скорости проведения политических реформ. А так они союзники и стоят на одних и тех же позициях.


Тем самым перед выборами власти отобрали у “Ак Жола” часть их голосов. Ведь стабильность и размеренность жизни устраивает большинство населения любого государства.


Взаимоотношения “Отана” и “Ак Жола” можно свести к проблеме отцов и детей.


“Отан” как партия правого толка провела через парламент закон о частной собственности на землю, да все последние экономические реформы, которые классически считаются прерогативой правых, проведены президентом страны при поддержке “Отана”, Гражданской и Аграрной партий. Именно такие партии на Западе называют консервативными, т.е. сторонниками частной собственности, которые выступают за ограничение прав государства.


Возьмем, к примеру, новую активно пропагандирующую себя партию дочери президента “Асар”. Эта партия строит свою деятельность на укреплении и усилении социальной защиты населения. Если смотреть по классическим канонам, то выходит, что “Асар” социал-демократическая партия, т.е. организация левого толка, и ее союзниками могли бы стать коммунисты, тем более цвета они одного – красного.


Вероятно, поэтому ни одна из партий не откликнулась на призыв “Асара” о предвыборном блоке.


Только стремление главного коммуниста Казахстана Серикболсына Абдильдина стать президентом страны исключает момент альянса.


Отношения Компартии и “Асара” — это проблема дедов и внуков.


НП ДВК объединяет протестный электорат только в той части, где не хотят видеть главой государства Нурсултана Назарбаева. Их желание, смена политической системы с президентской республики на парламентскую, опять же мало греет население, которому не хватает денег от получки до получки. Смена режима в обозримом будущем нереальна.


Объединение на выборный период партий Аграрной и Гражданской, организаций правого толка, которые выступают за уменьшение роли государства, – оправданно, тем более что за ними стоят олигархи и латифундисты.


Остальные партии “посажены” на политическое поле, чтобы хоть чуть-чуть разбудить население, чтобы они пришли на избирательные участки.


Желание властей Казахстана приобрести легитимность, похоже, связано с тем, что республика не является государством ни казахов, ни казахстанского народа, хоть это записано в Конституции. Правит бал в стране, как это было в Африке, – международный капитал. Так что период национально-освободительного движения еще впереди.


Однако и тут есть подводные камни: пока с трудом можно назвать хотя бы одну процветающую страну Африки, которая, освободившись от гнета, стала демократически свободной и экономически развитой.