В Казахстане появился четвертый жуз?!

“Даже если семья Назарбаевых стоит во главе государства, она не имеет права принимать глобальные решения о создании целой нации. Нужно было посоветоваться прежде с простым народом, потому что Казахстан — не монархическое государство”, — бьет тревогу Жулдыз Толеукызы в газете “Казахстан”. В качестве доказательств своих слов автор статьи приводит мнение именитых политиков, в частности, Мурата Ауэзова, который высказал по поводу всеобщей “казахстанизации” следующее: “В Конституции страны имеется такое понятие, как “народ Казахстана”, которое отлично от такой трактовки, как “казахстанская нация”. Это просто не укладывается в голове”.


Асанали Ашимов согласен с мнением директора Национальной библиотеки, подтвердив его слова одной утверждающей фразой: “Нам нужна казахская нация”.


Эту же проблему подняла на страницах своего издания и газета “Ак жол — Казахстан”. “Если будем соглашаться со всем, что говорят “наверху”, — сетует еженедельник, — то мы завтра потеряем права сказать своим детям, что они казахи. Но ведь в мире нет нации, которая называют себя “казахстанцами”.


“Превратить казахов в казахстанскую нацию — это свести на нет казахов, — резюмирует Назира Баирбек, автор статьи “Нет такой нации”. — Заставить людей забыть свои корни разве это не убийство нации в целом?!”


Корреспондент газеты “Айкын” Ораз Алимбетов однако не согласен с мнением своих коллег и считает, что “идея создания казахстанской нации — это требование нового времени”. Автор утверждает, что “…она (казахская интеллигенция) не смогла определить общие ценности и единую идею, объединяющую казахский народ в целом”. Даже положение казахского языка на сегодняшний день, по его мнению, стало хуже, по сравнению с прошлыми годами. И приводит интересные-таки доводы: “К примеру, наша интеллигенция некогда просила специальный закон о статусе языка. И что в результате? Парламентарии составили не один, а целых два закона. Тянули то так, то сяк. В итоге — не сумели систематизировать терминологию! Поэтому наш президент, как ответственное лицо государства, не посчитал нужным сидеть, сложа руки, как интеллигенция. И решил сам поднять проблему субэтнических вопросов, подкинув идею о создании казахстанской нации”.


Интересно-таки узнать, появление “четвертого” жуза будет доминирующим среди остальных трех жузов или будет находиться на правах “пасынка”? И не приведет ли это в междоусобице среди жузов? Это одна сторона бумажной медали. В мире есть уже одна такая нация — американцы. И дошколятам известно, что эта нация была искусственно создана из эмигрантов со всех континентов мира, заселявших новый материк кто в поисках золота, кто просто счастья. Редко сейчас какой американец помнит свои истинные корни. Не случится то же самое с казахами и другими народами, населяющими нашу республику?


Но не это обстоятельство, а “результаты электронных выборов в корне могут изменить судьбу казахстанского народа”, — считает газета “Соз”. “До сих пор нас обманывала власть и продолжает это делать. Неужели весь народ, по их мнению, дураки?” Еженедельное издание предлагает создать на каждом избирательном участке города группу наблюдателей за ходом электронного голосования из числа простых людей, которым не безразлично будущее страны. “Если власть не считает нас за людей и проведет голосование несправедливым и незаконным путем, мы намерены объявить бойкот”, — громогласно заявляет журналист Куаныш Адамулы.


Но “Алтын орда” больше встревожена “черным пиаром” в отношении некоторых лидеров оппозиции, нежели “электронными игрушками”. Встревожена этим, по словам газеты, и председатель ЦИКа Загипа Балиева, которая официально признала существование “грязных политтехнологий” в стране. Как утверждает газета, задолго до начала предвыборной кампании, “все политические партии подписали хартию, в которой черным по белому был выработан пакт о взаимном ненападении и неприменении в отношении друг друга в период избирательной кампании “грязных технологий”, или так называемого “черного пиара”. Руководитель блока АИСТ Ромин Мадинов призывает к политической культуре конкурирующих за депутатское место политических партий и избирательных блоков. “Есть много провластных партий, но нельзя громогласно утверждать, что раз они на стороне правительства, значит, не любят оппозицию. К ним у нас правильное отношение. Наоборот, со стороны оппозиции очень часты негативные высказывания в адрес проправительственных партий. “Черный пиар” — знак бессилия”. И приводит в качестве аргумента спор, возникший во время теледебатов между Азатом Перуашевым и сопредседателем партии “Ак Жол” Алтынбеком Сарсенбаевым и вылившийся в средства массовой информации, которые по-своему осветили этот конфликт.


Ромин Мадинов считает, что в принципе каждый политик, откровенно говоря, в душе рад “черному пиару”, с помощью которого можно набрать себе дополнительные политические очки.


Да уж, плохая реклама — тоже реклама. Помнится, французский президент Шарль де Голль каждое утро искал в свежих газетах свою карикатуру, на которой известный генерал был изображен с огромным животом и безобразным носом. Говорят, де Голль жутко расстроился, не найдя однажды в СМИ своего изображения. “Значит, народ перестал меня любить!” — сетовал генерал и ушел в глубокий запой…


Но ДПК “Ак Жол”, судя по недавним событиям, вовсе не интересует, как и что про них говорят. “Лишь бы это было в равном количестве”, — считает газета “Жас Алаш”. Намедни несколько сопредседателей этой партии выступили с открытым обращением через средства массовой информации к президенту страны Нурсултану Назарбаеву, в котором требуют выделить равное количество времени в эфире государственных телевизионных каналов. По мнению “акжоловцев”, на “Казахстан-1”, “Хабаре” и “Евразии”, в основном, прокручиваются рекламные ролики только двух партий — “Асар” и “Отан”, что явно противоречит закону “О выборах”. Асылбек Кожахметов, активист ДВК, считает, что рекламные билборды и телевизионные ролики правительственных партий изготовлены вовсе не за счет членских взносов этих партий, а за счет простых налогоплательщиков.