В Кыргызстане наркобизнесом занимаются и стар, и млад

Старики и дети занимаются сбором конопли из-за меньшего риска уголовной ответственности.


В Кыргызстане наркобизнес становится уделом пенсионеров и детей: первые занимаются заготовкой, вторые – реализацией гашиша и марихуаны. Дело в том, что милиция снисходительно относится к этим категориям населения.


Столь активное вовлечение стариков и детей в наркобизнес озадачило кыргызстанское Агентство по контролю за распространением наркотиков (АКРН).


Чиновники рассчитывают, что государство ужесточит меры против торговли наркотиками. “Мы очень надеемся, что в октябре парламент примет законопроект, предусматривающий ужесточение мер в отношении наркоторговцев независимо от возраста”, — говорит Начальник Управления по борьбе с наркоторговлей (УБН) МВД Туратбек Орозакунов.


А пока основной массе наркоторговцев удается уйти от ответственности, тем более, что заготовкой и распространением наркотиков занимаются в основном люди преклонного возраста и дети, и “работают” они в отдаленных районах Иссык-Кульской области.


Одна пенсионерка объяснила IWPR, что пожилым людям легче и удобнее заниматься сбором и сбытом конопли. “Милиционер увидит дряхлую старушку, которой он по возрасту во внуки годится, и махнет рукой. Ведь вы знаете особенности нашего менталитета — старых людей тут уважают. Я еще ни разу не слышала, чтобы кого-то из стариков за коноплю посадили”, – сказала она.


Иссык-Кульская область – одно из красивейших мест Центральной Азии. Именно здесь находится живописное озеро Иссык-Куль, по берегам которого расположены более 400 санаториев.


Однако еще с советских времен Прииссыккулье традиционно считается одним из основных поставщиков наркотиков в Кыргызстане. Особенно “славятся” своим гашишем и марихуаной Тюпский, Аксуйский и Джетыогузский районы.


Климатические условия здесь исключительно благоприятны для естественного роста конопли. По данным АКРН, в Тюпском районе дикорастущая конопля произрастает на площади в 2162 га, в Аксуйском – 1985 га, в Джетыогузском – 1591 га.


Конопляная “страда” наступает в сентябре – урожай необходимо собрать до первых заморозков, которые лишают коноплю ее “магической” силы.


IWPR удалось завоевать доверие одного 12-летнего наркоторговца, купив у него “косяк” меньше, чем за один доллар США.


После сбора конопли он отвозит товар своему постоянному клиенту в областном центре Иссык-Кульской области – г. Каракол. “У нас “коробок” идет по разной цене в зависимости от качества и количества. Осенью в Караколе средняя цена за “коробок” колеблется от 8,5 до 12,5 долларов США. Зимой эта цифра увеличивается до 23–46 долларов. Пока товар дойдет до Бишкека, он подорожает в три раза”, — рассказывает он.


Старший оперуполномоченный Информационно-аналитического центра УБН МВД Эмиль Нурдолотов поясняет, что лица, не достигшие 16-ти лет, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за хранение или распространение наркотиков.


“Несовершеннолетним не грозит ничего, кроме строгого выговора родителям и постановки на учет в милиции, — говорит он. – А пенсионера тоже никто не будет наказывать так же строго, как молодого, здорового человека”.


Жители “конопляных” районов жалуются, что живут далеко от берегов Иссык-Куля и поэтому не имеют возможности зарабатывать на туристическом бизнесе.


60-летняя жительница Тюпского района Джамиля-эже говорит, что туристы к ним в район заглядывают редко, а картофель, выращиванием которого она одно время занималась, не приносил ей желаемого дохода.


“Дикорастущая конопля кормит нас весь год. На конопле никогда не обанкротишься, а на картошке можно прогореть, что этой весной и случилось со многими”, – сказала она.


Несмотря на свой почтенный возраст, Джамиля-эже давно промышляет коноплей. Попадалась она не раз, но благодаря своему возрасту и своевременным “подаркам” милиционерам, смогла избежать наказания.


Она не скрывает, что не испытывает большого удовольствия от своей работы, сопряженной с многочисленными стрессами: “Однажды мне пришлось убегать от милиционеров, которые устроили облаву на конопляном поле, и, чтобы собаки не учуяли коноплю, а милиционеры не увидели на моих руках пыльцу, я была вынуждена смыть ее собственной мочой…”


Односельчане Джамили в приватной беседе рассказали, что им приходится работать по ночам, когда легче скрыться от милиции.


“Во время облав мы прячемся в зарослях конопли. У нас есть люди, которые предупреждают об облавах заранее. Мы работаем целыми улицами и семьями, поэтому милиционеры не могут поймать и наказать всех нас”, — рассказала одна из них.


70-летняя жительница Тюпского района Мооркан рассказала IWPR, что они занимаются “конопляным” бизнесом всей семьей, потому что иначе в их селе на жизнь не заработать.


“Конопля растет у меня на огороде, — говорит она. — Мы ее маскируем и сажаем среди капусты и лекарственных растений, чтобы никто не видел. Не думайте, что мы сами употребляем наркотики; все только для продажи”.


Но представители властей отказывают в сочувствии местным жителям, жалующимся на безработицу.


“То, что жители этих сел жалуются на безработицу, на правительство, на неурожай, на самом деле – ширма, которой удобно прикрывать свои преступные действия”, — заявил IWPR глава пресс-службы МВД Кыргызстана Жолдошбек Бузурманкулов.