Узбекистан: суд над исламистами вызывает вопросы

Одиннадцать исламистов предстали перед судом, но, кроме изучения ислама, обвинить их не в чем.


Еще одна исламская организация — “Жамоати таблиг” — оказалась в “черном списке”. Первая группа ее членов уже предстала перед судом по обвинению в религиозном экстремизме.


Одиннадцать членов организации ждут решения Андижанского областного суда, но слушания неожиданно были отложены до 17 октября. По мнению правозащитников, представители узбекского правосудия пребывают в растерянности, не зная, в чем обвинить исламистов.


По мнению известного узбекистанского правозащитника Толиба Якубова, объявленная в Узбекистане борьба с терроризмом требует все новых “жертв”, то есть доказательств эффективности этой борьбы.


“В Узбекистане всех активно практикующих ислам уже пересажали, теперь взялись за самых смирных. На самом деле судьба этих 11-ти подсудимых никого не волнует; важен сам миф об угрозе терроризма и экстремизма”, — сказал Якубов.


Возраст подсудимых — от 25 до 65 лет, все они уроженцы Андижанской области, что на востоке Узбекистана. Часть из них открыто заявляют о своем членстве в “Жамоати таблиг”, но отрицают свою вину, говоря о том, что они проповедовали мирный ислам, а главный принцип их организации – невмешательство в политику.


Как говорит Дильшод Юсупов — брат подсудимого Уткирбека Юсупова, его брат виновен лишь в том, что читал пять раз в день молитву. “Тогда надо арестовывать всех правоверных мусульман, кто посещает мечеть”, — говорит Дильшод.


Обвинение же классифицирует действия членов “Жамоати таблиг” по статье 244 Уголовного кодекса: создание религиозных экстремистских или запрещенных организаций, участие в них и руководство ими. В случае признания их виновными обвиняемым грозит до 12-ти лет лишения свободы.


Но, как заявляют правозащитники, наблюдающие за ходом процесса, ни следствие, ни обвинение не смогли представить доказательств вины подсудимых и даже просто объяснить, в чем конкретно состоит их вина.


Андижанский представитель Независимой организации по правам человека Узбекистана (НОПЧУ) Лутфулла Шамсиддинов говорит: “Состоявшиеся судебные слушания так и не прояснили, в чем заключаются преступления этих людей, что противоправного было в их действиях”.


Правозащитники опасаются, что на решение суда может повлиять одно из последних выступлений Президента Узбекистана Ислама Каримова, в котором он конкретно упомянул организацию “Жамоати таблиг”.


Каримов в очередной раз посетовал на то, что зарубежные СМИ пытаются оправдать действия таких исламских организаций, как “Хизб-ут-Тахрир”, чья штаб-квартира находится в Лондоне, в то время, как Ташкент обвиняет “Хизб-ут-Тахрир” в причастности к весенним и летним терактам этого года.


В конце интервью президент сказал, что в последнее время в Узбекистане появилась еще одна исламская группа — “Таблиг”. “Если мы не будем бороться с терроризмом, таких организаций будет все больше и больше”, — зловеще предостерег он.


Течение “Жамоати таблиг” начало распространяться в Андижане несколько лет назад. На сегодня членов “Таблиг” по области — не более 50-ти человек. Слово “таблиг” переводится с арабского как “доводить”, в смысле — доводить до людей слово Аллаха.


В основе учения “Жамоати Таблиг” — безукоризненное соблюдение канонов ислама. Среди заповедей — запрет на вмешательство в политическую жизнь и повиновение властям.


Религиозный деятель одной из мечетей в Андижане, пожелавший сохранить анонимность, сказал IWPR, что “Таблиг” является мирной суннитской исламской организацией, не имеющей отношения к экстремистской деятельности.


“Члены этого жамоата ведут скромный образ жизни, не принимают пожертвований, занимаются самосовершенствованием, изучают ислам, проповедуют только в мечетях и совершенно не занимаются политикой”, — сказал он.


Но представитель Комитета по делам религий при правительстве Узбекистана Мухаммад Бобур Юлдашев в интервью IWPR сказал, что “Таблиг” является опасной для узбекистанского общества организацией, так как она косвенно вмешивается в политику.


“Когда они требуют объявить пятницу выходным днем или призывают не работать во время месяца Рамадан — это прямое вмешательство в государственные дела”, — говорит он.


“Кроме того, “Жамоати Таблиг” настоятельно рекомендует женщинам носить платки, а мужчинам — обязательно отращивать бороду и всегда пропагандировать идеи “Жамоати Таблиг”, а это уже — политическая деятельность”.


Правозащитник Лутфулла Шамсиддинов с этим не согласен. “Имеет место грубейшее нарушение прав человека. Людей судят за то, что они исповедуют ислам”. По мнению Шамсиддинова, члены “Жамоати таблиг” пали жертвой антиисламской истерии, раздуваемой с момента начала общемировой борьбы с терроризмом.