Комментарий по заявлению спикера мажилиса парламента РК

Заявление спикера мажилиса парламента Республики Казахстан от 18 октября 2004 года о нарушениях выборного законодательства на парламентских выборах и выхода из партии “Отан” имеет несколько вариантов развития.


1-й сценарий – Ж.Туякбай решил “порвать” с партией “Отан” как с организацией, не обеспечивающей для него политического будущего, в которой он будет всегда оставаться лишь на “вторых ролях”. Вероятно, заявления главы государства о политической модернизации и усилении роли представительной власти в “проекте”, разработанном администрацией президента предлагается уменьшить “политический вес” должности спикера мажилиса низводя, ее до уровня технического секретаря, и одновременно усилить роль руководителей фракций, которые должны автоматически стать заместителями спикера нижней палаты парламента. Возможно, поэтому спикер мажилиса решил предпринять демарш, предположив, что президентские выборы начнутся раньше срока, и решил позиционировать себя как вероятную альтернативу Н.Назарбаеву. (Следует отметить, что за годы независимости выборы президента Казахстана никогда не проводились в указанные сроки.)


2-й сценарийв случае, если гипотетически прошедшие выборы будут признаны нелегитимными, то президент должен объявить повторные выборы. С учетом, что полномочия депутатов мажилиса парламента заканчиваются в декабре 2004, то до проведения новых выборов и избрания нового состава нижней палаты может повториться ситуация прямого президентского правления (декабрь 1993 — март 1994; март 1995 — декабрь 1995), в результате которого глава государства своими указами, имеющими силу законов и конституционных законов, может полностью изменить законодательную базу и политический режим в Казахстане как в сторону либерализации, так и дальнейшего усиления авторитаризма. Период прямого президентского правления может продлиться от трех месяцев до полугода.


3-й сценарий заявление Ж.Туякбая следует рассматривать как политический маневр властей, с целью недопущения развития “грузинского” и “азербайджанского” сценариев в Казахстане. Т.е. недопущения “революции роз” и “передачи власти по наследству” члену семьи президента. В этой связи политический демарш Ж.Туякбая следует рассматривать как “игру на опережение”, чтобы не дать оппозиции заявлять о нелегитимности будущего парламента и направить недовольство в “нужное русло”. Таким образом власти продемонстрируют общественности и международному сообществу, что в Казахстане есть “управляемая демократия” и плюрализм мнений, а власти считаются с мнением избирателей.