Баку чтит память легендарного лайнсмена Тофика Бахрамова

Английские фаны получили возможность засвидетельствовать свое уважение человеку, который в финальном матче Чемпионата мира 1966 года вынес решение в их пользу.


Звезды мирового футбола съехались в Баку, чтобы почтить – в преддверии матча между сборными Азербайджана и Англии в рамках отборочного цикла Чемпионата мира — память прославленного азербайджанского лайнсмена Тофика Бахрамова.


Главным действующим лицом в торжественной церемонии открытия памятника Бахрамову, который скончался 12 октября 1993 года, был сэр Джефф Херст. Впервые судьба свела этих двух мужчин в 1966 году — на финальном матче Чемпионата мира между Англией и Западной Германией. Традиционные 90 минут закончились ничьей — 2:2, и команды получили дополнительное время, чтобы изменить счет.


И по сей день не утихают споры, пересек ли мяч линию ворот в дополнительное время финала после удара Херста. Вначале снаряд ударился в перекладину, а затем от линии ворот отлетел в поле.


Этот случай нашел отражение в анналах мировой истории спорта. В тот момент, когда мяч отскочил от перекладины, английские футболисты радостно вскинули руки. Арбитр Динст остановил игру и, пробиваясь сквозь немецких футболистов, бросился к боковому судье Тофику Бахрамову. Бакинец кивнул головой: гол был. Его окружили немцы, протестуя против такого решения, но Бахрамов остался непреклонным. Игра продолжилась, и незадолго до свистка, сигнализировавшего истечение дополнительного времени, Херст забил свой третий за эту игру мяч. Матч завершился счетом 4:2 в пользу Англии.


В своих мемуарах Херст говорит, что до сих пор не может однозначно сказать, пересек ли тогда его мяч линию ворот. Возможно, намекает на сомнения Херста и его подарок сыну Бахрамова – майка с надписью «Большое спасибо» на азербайджанском языке.


Тофик Бахрамов родился в 1926 году в Баку. Футбольную карьеру начал в 1940 году, выступал за местный детский клуб “Спартак”. Затем перешел в “Нефтяник”. Однако карьера игрока не сложилась. Он получил тяжелую травму ноги, перенес операцию. На судейскую работу перешел в 1951 году. Обслуживал матчи чемпионата СССР. На международной арене дебютировал в 1964 году. В последние годы жизни работал на должности генерального секретаря АФФА.


Церемония открытия памятника Тофику Бахрамову, имя которого носит национальный стадион Азербайджана, стала свидетельством его международной славы, не меркнущей и после его смерти. Участие в церемонии приняли такие видные футбольные деятели, как президент ФИФА Йозеф Блаттер, член исполкома ФИФА Мишель Платини и другие.


Пасмурная погода – под стать лондонской – отнюдь не преуменьшала торжественности церемонии. Выступая перед гостями, Блаттер сказал: «Я очень рад находиться здесь в Баку и принимать участие в открытии памятника великому человеку, в честь которого назван этот стадион. Честно говоря, мне еще никогда не приходилась участвовать на открытии стадиона, носящего имя лайнсмена. Я благодарю всех жителей Баку, именно вы создали такую гостеприимную атмосферу».


Болельщик с многолетним стажем Айдын Зарбалиев сказал: «Может быть, жители Лондона со мной не согласятся, но линейный арбитр Тофик Бахрамов из Баку заслужил у англичан памятник не меньше адмирала Нельсона».


«Во многом благодаря его волевому решению англичане первый и пока единственный раз стали чемпионами мира. Засчитанный им гол психологически надломил немцев, и они уступили со счетом 4:2».


Любопытная деталь: до того памятного матча во всех предыдущих финалах символическим золотым свистком награждались только главные арбитры. А в 1966 году все судьи финального матча, в том числе и лайнсмены, были награждены золотыми свистками. А Тофик Бахрамов получил еще и копию «золотой богини» из рук королевы Великобритании.


Очень долгое время в Англии знали Тофика Бахрамова как «русского лайнсмена», поскольку он представлял Советский Союз. В Азербайджане надеются, что с открытием посвященного ему монумента с этим заблуждением будет покончено раз и навсегда.


«Это был просто замечательный парень, — вспоминает заслуженный спортивный журналист страны Акшин Кязимзаде. – Он — из плеяды судей мирового масштаба, и я горжусь, что являюсь его соотечественником. Мне довелось присутствовать на том матче, и я хорошо видел, как немцы, обступив его со всех сторон, выкрикивали что-то гневное и, наверное, нелицеприятное.


По словам Кязимзаде, Бахрамов встретил этот натиск с невозмутимым спокойствием.


«Мне известно, что ситуацию спустя десятилетия по-разному оценивают и супермощные компьютеры, но факт остается фактом — родоначальники футбола в тот день отпраздновали великую победу, — продолжил он. — Кстати, спустя семь лет уже в Москве Гельмут Шен — другой тренер сборной ФРГ, которая приехала на матч с командой СССР, узнав, что я азербайджанец, сказал мне — «Тофик Бахрамов — хороший судья».


После матча центральный нападающий немецкой сборной Уве Зеелер извинился перед Бахрамовым за нанесенные ему оскорбления.


Сам Тофик Бахрамов об этом писал: «Огромная толпа собралась перед отелем «Роял Гарден», где проходил прощальный прием, посвященный торжественному закрытию чемпионата. Тысячи болельщиков пели и скандировали приветствия, поддерживаемые сиренами сотен автомашин».


«На приеме ко мне подошел Уве Зеелер и сказал: «Господин Бахрамов, примите мои извинения. Я был не прав, когда оспаривал ваше решение. Мы посмотрели повторы: гол был засчитан правильно».


В своих мемуарах Бахрамов говорит о неослабной страсти, с которой всегда относился к своей работе. Каждый матч для него – «поединок», «сказка, полная непредвиденных поворотов, а то и настоящих чудес. А кому не хочется хотя бы 90 минут побыть волшебником?»


На той же церемонии Джефф Херст, обратившись к прошлому – к тем нескольким секундам, которые определили его и Бахрамова последующую жизнь, сказал: «Я вам на 100 процентов заявляю, что гол, который я забил в финале чемпионата мира против Германии в 1966 году, был на самом деле. От всей Англии я хотел бы поблагодарить семью Тофика Бахрамова».