Круги по воде

Кампания по борьбе с незарегистрированной исламской партией “Хизб-ут-Тахрир” постепенно набирает обороты…

Кампания по борьбе с незарегистрированной исламской партией “Хизб-ут-Тахрир” постепенно набирает обороты. Уже нашли свое место за решеткой около десятка последователей пророка, не оформивших должным образом свои отношения с ним посредством государственных юридических структур. Среди новых узников есть и достаточно нестандартная для подобной организации публика: как-то русский, принявший Ислам, и молодой рэп-музыкант. Один из сподвижников движения в свое время скончался после допроса с пристрастием. Теперь разговор дошел до журналистов…


Еще в сентябре прокурор города Шымкента К. Балабиев обратился в Южно-Казахстанский межрайонный экономический суд с иском о приостановлении выпуска негосударственной газеты “Рабат” за пропаганду идей “Хизб-ут-Тахрира”, так как “деятельность международной политической организации “Хизб-ут-Тахрир” направлена на изменение конституционного строя и целостности Республики Казахстан, а также религиозного превосходства”. Газета неосмотрительно опубликовала открытое письмо Южно-Казахстанского вилайета партии “Хизб-ут-Тахрир”, в котором опровергается утверждение узбекских властей о причастности членов партии к последним взрывам в Ташкенте. В принципе, во всем мире газеты являются трибуной для высказывания мнений, порой сильно отличающихся от официальной точки зрения. Причем, это общемировая практика, что когда нет призывов к насилию, то газетное поле предоставляется всем без исключения. Даже экстремистским (национально-освободительным? Радикально-оппозиционным?) организациям и движениям, когда у тех возникает вдруг желание объясниться с правительством или народом.


Сразу скажем, что в тексте, предоставленном газете, призывы к насилию, нетерпению или к чему-либо подобному не наблюдались. Равно как организация “Хизб-ут-Тахрир” на локальном уровне не признана судом террористической или экстремистской. Максимум, что ей пока могут приписать на нашей территории – отсутствие пресловутой регистрации в органах юстиции. Но с такими законами, как у нас, проблема с регистрацией – головная боль не только одних лишь “хизбутовцев”.


Суд пошел навстречу чаяниям прокурора, который обратился с иском “в целях общей безопасности”. Выход газеты был приостановлен, правда, всего на десять дней. Теологическая экспертиза не нашла в письме каких-либо отклонений, позволивших применить против автора и журналистов более серьезные санкции. Так что можно считать, что данный процесс был всего лишь предупреждением на будущее. И еще это показатель, что в будущем ни о каком диалоге власти с нетрадиционными религиозными движениями околополитического толка (в первую очередь опять же с “Хизб-ут-Тахриром”) говорить не приходится. Тогда “война”? Похоже на то.


По суду определена вина чимкентской газеты вкупе с “Хизб-ут-Тахрир” в том, что “деятельность международной политической организации “Хизб-ут-Тахрир” направлена на изменение конституционного строя и целостности Республики Казахстан, а также религиозного превосходства”. Но что значит изменение конституционного строя? Подразумевает ли под собой подобное заявление желание изменить Конституцию ненасильственным путем? Тогда о том же самом ежедневно говорят наши официально разрешенные оппозиционные и полуоппозиционные партии. А внесение поправок в Конституцию без согласования с народом тоже, по сути, может считаться нарушением конституционного строя. Так есть у нас и такие прецеденты, когда один человек по своему желанию пишет поверх основного закона все, что ему пожелается. Тем временем, граждане, которые могут причислить себя к коммунистам и, допустим, к анархистам, в свою очередь спят и видят абсолютно иной строй нашего государства, который, по их мнению, гораздо более совершенный и гуманный. Тогда всех их тоже надо бы привлечь. Как же все это согласовывается с разрешенным у нас политическим многообразием? Мне кажется, что никак.


Газета “Рабат”, не желая того, стала той самой первой ласточкой апробации новых методик в битве с политическим плюрализмом, как и само движение “Хизб-ут-Тахрир”, которое как будто создано для нашего Комитета Национальной Безопасности, дабы подчеркнуть их собственную значимость и расторопность. Ведь нет ничего проще, чем взять пару-тройку “хизбутовцев”, которые особо не конспирируются, а самое главное — не сопротивляются. Устроить показательный суд… Главное, это 100% отсутствие риска. И тратиться на внедрение и разработку особо не надо, что в условиях постоянных жалоб силовых структур на нехватку финансов тоже весьма актуально.


Но если власть и вправду желает доказать свое превосходство, она просто обязана предоставить возможность ответного слова оппонирующей стороне, чтобы народ сам понял слабость и недалекость противников нынешней власти. Однако, затяжной роман казахстанской оппозиции и президента наглядно демонстрирует, что нет у власти такого превосходства и ничего никому она предоставлять не собирается. Зато есть многочисленный полицейский аппарат и аляповатое законодательство, с помощью которого “под монастырь” можно подвести кого угодно, хоть политического противника, хоть носителя нетрадиционной религии с намеком на политику. То есть в наличии атрибуты полицейского государства при слабой государственной системе (самый яркий и близкий пример тому Узбекистан и Туркменистан).


На том же сайте КНБ (www.knb.kz) размещено множество материалов, направленных против действий “Хизб-ут-Тахрир” и написанных примерно в одно время, что говорит о неком возможном госзаказе. Зачастую критика вполне правомерна, да и материал написан более-менее профессионально. Но зато ни одного альтернативного взгляда, хотя они в природе имеются, нет ссылок на международный опыт. И, конечно же, там вы не встретите никаких намеков на то, что сами хизбутовцы тоже могут ответить.


Привожу для сведения, что партия “Хизб-ут-Тахрир” запрещена только в некоторых странах арабского региона, Пакистане и близких нам и географически, и по духу Узбекистане, Туркменистане и России — в местах, где о наличии каких-то демократических норм, как правило, и говорить не приходится. Да и запрещали их в тех же странах Ближнего Востока не потому, что они составляли серьезную конкуренцию султанатам, а поскольку стали уводить паству у государственной религиозной машины. Вот это уже другой вопрос. И с этой точки зрения вполне обоснована серьезная обеспокоенность Духовного управления делами мусульман Казахстана (ДУМК), которое, мягко говоря, в отличие от своих религиозных конкурентов, никакой особой миссионерской деятельности не ведет, да и другими технологиями привлечения паствы похвастать не может. А вспоминают о нем по большей части после очередного скандала с разворовыванием средств верующих, собранных на то или иное благое дело, либо в период дрязг за место под солнцем (то есть не поближе к Всевышнему, а в стремлении занять должность повыше). Впрочем, аналогичная ситуация и с русской православной церковью, которая всем телом и душой за изгнание с земли казахстанской всех христианских миссионеров-иноверцев, весьма активно переманивающих паству у неповоротливой и бюрократической структуры. Как раз в этом случае наши спецслужбы встречают самое искренние понимание и содействие со стороны двух главенствующих казахстанских государственных религий. По этому поводу совсем недавно на страницах одной провластной газеты на Духовное управление мусульман Казахстана высказала свою обиду Ахмадийская община Казахстана (нетрадиционная, но абсолютно мирная мусульманская секта). Причина достаточно банальна. Это самое управление как-то попросило оказать ахмадийцев достаточно весомую спонсорскую помощь, на что те ответили отказом. После чего Ахмадийская община вошла в черные списки вероотступников согласно точке зрения ДУМК.


В середине сентября КНБ РК в очередной раз отрапортовал о взятии двенадцати членов пресловутого «Хизб-ут-Тахрир» на территории Акмолинской области, что должно, видимо, особым образом насторожить общественность – ведь рядом Астана, а значит и президент. Неизвестно, что сейчас происходит с задержанными. Судя по тому, что несколькими неделями назад во время вынесения приговора карагандинскому приверженцу ХуТ даже судья отметил “ряд нарушений процессуального характера, допущенный в ходе следственных мероприятий”, то ничего хорошего. А еще можно припомнить, что “ряд нарушений” стал причиной смерти парня из Кентау в 2001г., которого также в свое время обвиняли в принадлежности к тогда еще малоизвестной у нас, а потому, наверное, страшной религиозной организации.


“Война” продолжается.