Обращение Совета профсоюза авиакомпании “Эйр-Астана” к президенту Казахстана

Астана. На состоявшемся 27 октября пленарном заседании мажилиса от имени членов Совета профсоюза авиакомпании “Эйр-Астана” выступила с обращением на имя Главы государства Н.А.Назарбаева депутат мажилиса Татьяна Квятковская.


Пресс-службой аппарата мажилиса представляется полный текст этого обращения:


“Президенту Республики Казахстан


Назарбаеву Н.А.


Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!


Обращаемся к Вам по двум причинам. Во-первых, Вы — гарант Конституции. Во-вторых, как пишут в СМИ, “Эйр-Астана” — ваше детище. И это самое детище в лице его руководства грубо попирает Конституцию. Нарушается статья 1, в которой высшая ценность — человек и его жизнь; статья 14, в которой запрещается дискриминация, в том числе по признакам расы, национальности, места жительства; статья 23, гарантирующая свободу объединений; статья 20 на получение информации; и, наконец, статья 13 на право гражданина защищать свои права всеми законными способами.


Начнем с безопасности. Документы, которые “Эйр-Астана” представляла на сертификацию после создания, изменены в части структуры техническою обеспечения, что должно повлечь приостановление деятельности компании. Запчасти для обслуживания “боингов” используются другой системы, что лишает самолеты гарантий. Ярлыки к агрегатам используются без серийных номеров, что не исключает их подмену. Часто происходит нарушение санитарного времени полетов, особенно на “разворотных” рейсах. Продление санитарного времени допустимо лишь в ограниченных пределах и исключительно с согласия экипажа. Формально это согласие вроде бы имеется, но фактически никто просто возразить не смеет, ибо будет уволен. Это касается даже летчиков, а о бортпроводниках и говорить не приходится, они в положении бессловесных рабов. Были случаи, когда самолеты отправлялись в рейс без страхового обеспечения. В частности, 2 августа сего года командир экипажа О. Нещеткин из-за отсутствия в судовых документах страховых договоров отложил вылет на час до выяснения причин нарушения, но рейс был выполнен другим экипажем. Им же и другими командирами вопрос об отсутствии страховок ставился заранее, и чтобы заставить руководство авиакомпании выполнять закон, пришлось производить задержку рейса, а в итоге страдает пассажир. Имеют место случаи, когда борт отправляется в рейс сразу после прилета, даже если экипаж вложил в документы технические замечания к самолету по итогам полета.


Происходит это по единственной причине: не упустить прибыль, выгоду.


Соображения безопасности отодвигаются на десятый план. В международной практике нормальных авиакомпаний уже при загрузке в 70-75 % на маршруты добавляются рейсы. У нас на всех рейсах “боингов” загрузка 100%, но кроме создания условий для спекуляции билетами и кроме льготных цен на билеты для иностранных компаний, “Эйр-Астана” никаких мер не принимает.


Теперь о дискриминации. Господин Л.Пакстон нанимает на работу иностранных летчиков, когда свои опытные пилоты уходят работать в Россию и другие страны. При этом зарплату казахстанским летчикам платят порядка 1000 долларов, а иностранным в 8-10 раз выше при том же или даже меньшем объеме работы, обеспечивая их 5-звездочными отелями, транспортом и питанием. Бытовые условия и уровень жизни наших пилотов никого не интересуют. Ни один наш пилот не может выяснить в страховой компании, на каких условиях он застрахован и чем его условия страхования отличаются от иностранных пилотов, страховая компания отказывает в этой информации и им, и профсоюзу, утверждая, что эту информацию она обязана представлять только руководству фирмы. Мы не можем получить информацию и о том, имеет ли авиакомпания квоту от министерства труда о найме иностранных кадров, каков предел этой квоты и какова ее структура. Может ли так быть в национальном перевозчике, что весь руководящий состав — иностранцы, причем все не владеющие ни государственным, ни официальным языком нашей страны? Подбор и расстановка кадров из “местных” основана на знании английского языка и только. Опыт работы по специальности и образование в расчет не берутся. Как следствие — абсолютное отсутствие авторитета среди подчиненных, непрофессионализм и, как следствие, угроза безопасности полетов.


За последние 3-4 месяца компания потеряла около 60 бортпроводников.


Часть уволена, часть уволилась самостоятельно, из-за хронической усталости и отсутствия плановых отпусков и выходных. Отмечено резкое ухудшение здоровья у девушек, а взятие больничного листа наказуемо. Уволены даже инструктора-бортпроводники, кто стоял у истоков компании. Формально по причине истечения сроков контракта, а фактически из-за членства в профсоюзе и разъяснении подчиненным их прав. Выиграть в суде иски о незаконном их увольнении нам не удалось, так как формальным поводом было у всех истечение срока контракта, которые их заставили переписать с бессрочных в срочные. Но ведь претензий к уволенным по службе не было, а обучение новых проводников стоит немалых денег, и опыт они обретут не сразу. Решение об увольнении и приеме бортпроводников Л.Пакстом принимает по своему капризу.


В настоящий момент из-за отсутствия потребного количества бортпроводников сокращается состав бригад, одновременно с этим. Пакстом вышел напрямую в Правительство с законодательной инициативой об изменении норм труда экипажей в сторону увеличения.


О трудоустройстве бывших бортпроводников из “Эйр Казахстан”, имеющих опыт, знания и желание работать, Пакстон не хочет слышать. Отношение к этой части служащих компании таково, что даже свидетельство бортпроводника выдается не на бланке государственного комитета по авиации, как это предусмотрено международными нормами, а на бланке компании. Знания документов, регламентирующих летную работу, слабые. Когда подготовка бортпроводников проходила в Астане, то нашим проводникам, в отличие от иностранных работников фирмы, не сняли номера в отеле, а разместили их на съемной в аренду квартире, где спать им пришлось по двое на одной кровати.


Все эти и ряд других тревожных фактов наводят нас на мысль, что политика руководства компании нацелена на полное уничтожение не только конкуренции авиаперевозчиков в Казахстане, о чем много пишет сегодня пресса, не только на дискриминацию фирм, продающих авиабилеты, но и на полное уничтожение рынка труда для казахстанских авиаторов.


А заявления Пакстона, о “компании западных стандартов” — это только декларация, если не фальсификация!!


Появление профсоюза в компании “Эйр-Астана” — не прихоть отдельных общественных лидеров, оно стало насущной потребностью в результате руководящей политики господина Л.Пакстона. Профсоюз сегодня призван решить задачи и проблемы, которые до сих пор не желали решать государственный комитет по авиации, министерство труда и наблюдательный совет.


Требуем мы от господина Л.Пакстона по существу элементарные вещи: заключить коллективный договор, предусмотренный трудовым законодательством, и создать совместную комиссию по трудовым спорам. И в том, и другом господин Л.Пакстон должен быть заинтересован, если он честный работодатель и признает законы нашей страны. Но в том-то и беда, что законы он не признает, а страну нашу и ее граждан не уважает. Документы у него находятся с июня сего года. С нами он встретился один раз лишь для того, чтобы объявить, что мы — профсоюз — его враги.


Уважаемый Нурсултан Абишевич! В “Эйр-Астане” контрольный пакет акций государственный. И мы убедительно просим Вас дать задание соответствующим государственным органам призвать господина JI.Пакстона к исполнению Конституции и законов нашей страны. А что касается технической безопасности работы компании, то здесь давно нужна серьезная комиссия для проверки и устранения целого букета нарушений, ставящих под угрозу жизнь людей.


Прилагаем некоторые справки и документы, подготовленные техническим персоналом и членами профсоюза. К большей части документов мы, естественно, доступа не имеем. Но люди, хоть они и запуганы увольнением, готовы при объективной работе комиссии подсказать, где, какие документы и за какие числа надо поднять, чтобы увидеть воочию все перечисленные нами нарушения”.


Распространено пресс-службой аппарата мажилиса парламента РК