Экс-депутаты ищут работу с привычной зарплатой!

Говорят, что одной из причин неожиданного роспуска мажилиса парламента стал демарш Жармахана Туякбая. Хотя некоторые политологи связывают эту “досрочную неожиданность” с противостоянием старого состава мажилиса с президентом и правительством. Иные связывают поспешное решение президента о роспуске парламента с, возможно, ужесточившейся борьбой между кланами и жузами и усилением влияния главы государства на внутриполитической арене страны. Так ли это или нет на самом деле? Из каких соображений власть прекратила полномочия прежних депутатов “на месяц раньше срока, определенного Конституцией”? Что за всем этим стоит? Что в действительности творится там, наверху?


Занавес тайных интриг Астаны нам приоткрывает непосредственно сам Жармахан Туякбай в газете “Республика”.


Экс-спикер не считает себя главным “виновником” роспуска мажилисменов:


Я не могу сказать о себе, что я такой субъект, который представляет огромнейшую опасность для нашей страны. За мной нет ни каких-то финансово-промышленных олигархических групп, ни каких-то партий. Я думаю, что президент, скорее всего, просто решил расставить точки над “i”, подвести черту и сказать: на этом дискуссии о честности или нечестности выборов заканчиваем, все разговоры прекратить, — комментирует ситуацию экс-спикер журналисту еженедельника Галине Дырдиной. — Я думаю, только этим можно объяснить это решение президента. Хотя никакой логики в нем не вижу”.


Что касается слухов о возможном противостоянии старого состава мажилиса с президентом и правительством, то Жармахан Туякбай считает, что на самом деле это “было противостояние правительства и нижней палаты”.


Причем конфликт, который тогда возник, был создан, по сути, на пустом месте, — считает он. — Мы же не были против Земельного кодекса в целом. Мы выдвигали пять или шесть условий, при соблюдении которых кодекс был бы принят без проблем. И все эти условия сегодня являются актуальными, люди именно об этом и говорят — о субаренде, о размере участков земли в одних руках, о создании сельскохозяйственного фонда за счет аккумулирования средств, полученных от продажи земли, и т.д. Если бы эти условия тогда были приняты, ничего страшного бы не случилось. Но в то время это было принято буквально в штыки: дескать, парламент еще вякать смеет! И я понял, что парламент, в том числе и мажилис, существует в нашей стране как номинальный орган, который нужен всего лишь как вывеска, как подтверждение демократичности нашего общества”.


Как удалось узнать из интервью Ж.Туякбая газете “Республика”, после публичного заявления президент вызвал его к себе и поинтересовался о причинах открытого выступления экс-спикера через средства массовой информации.


“Я объяснил все обстоятельства: какие были нарушения при подсчете голосов, уж не говоря о нарушениях в ходе предвыборной агитации. Я конкретно говорил о тех нарушениях, которые были в день выборов, что произошло с подсчетом голосов оппозиционных партий, о том, какие у них на руках протоколы, по которым они не только преодолели барьер, а намного больше набрали голосов, но ЦИК, тем не менее, дает совсем другие цифры…” — рассказывает Ж. Туякбай.


Президент, по словам экс-спикера, в ответ лишь заявил, что уже “поручил Генеральной прокуратуре проверить все факты нарушений”.


“И я понял, что президент не верит или не хочет верить в то, что допущены нарушения”, — сетует Ж. Туякбай.


Безработный экс-спикер отметил, что из политики не намерен уходить.


“Если мне будут мешать, буду оказывать политические и консалтинговые услуги, — заявил он в конце встречи. — По большому — совершенно озабочен политической ситуацией, складывающейся в нашей стране. И в силу своих возможностей буду стараться оказывать на нее свое воздействие. И выше этой цели для меня просто ничего нет”.


Свою версию роспуска парламента предложил в том же издании и Заманбек Нуркадилов.


По его мнению, “зачистка” мажилиса на только что проведенных выборах говорит о самых твердых намерениях администрации удерживать власть “до победного конца”.


“Сам по себе факт досрочного созыва нового парламента — это, во-первых, сигнал к тому, что выборы президента тоже будут досрочными. Во-вторых, это означает, что никаких иллюзий насчет перевыборов всего мажилиса или хотя бы по нескольким округам быть не должно. И, в-третьих, это подтверждает версию о том, что именно на этот парламент президент и будет делать ставку в своем переизбрании”, которое, по прогнозам З.Нуркадилова, произойдет раньше установленного законом срока.


Корреспондент газеты “Новое поколение” Талгат Калиев выдвинул свои версии о причинах столь неожиданного указа о начале новой сессии.


В числе первых он указал демарш Ж.Туякбая, “который, дескать, неудобен стал властям”.


Другой предполагаемой причиной является бюджет, с помощью которого, по мнению Т.Калиева, старый парламент в отместку за неудачные для них выборы мог затянуть обсуждение, тогда как новый вряд ли будет продолжать отстаивать позиции своих предшественников. Но эти две версии, по словам Т.Калиева, малозначащие.


“Более убедительно выглядит предположение о скорой смене правительства, а поскольку новый состав должен проходить утверждение в парламенте, последнего поспешили освежить”, — резюмирует автор.


Свое мнение по этому поводу высказал обозреватель газеты “Казахстанская правда” Сергей Нестеренко, который считает, что нарушений по поводу досрочного освобождения депутатов старого созыва не было.


“Пункт 2 статьи 49 Конституции РК ясно гласит: “Полномочия парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии парламента нового созыва”. Нет никаких нарушений и в части определения конкретной даты. Пунктом 2 статьи 59 Основного Закона также четко определено: “Первая сессия парламента созывается президентом республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов”. В нашей газете официальное сообщение Центризбиркома на этот счет было размещено 30 октября”, — уверяет С. Нестеренко.


“Конечно, можно было бы дать депутатам прежнего созыва еще какое-то время на осуществление ими своих полномочий. Но, с другой стороны, сейчас на рассмотрении в парламенте находится один из важнейших документов страны — проект республиканского бюджета на 2005 год, и, со всех точек зрения, более правильным, наверное, будет, если к нему “приложат руку” новые избранники, которые, представляя важнейшую ветвь власти, должны нести вместе с правительством полную ответственность за исполнение заложенных параметров развития государства”, — считает он.


Свою точку зрения на досрочный уход старого созыва мажилиса парламента высказались в газете “Начнем с понедельника” политики и непосредственно сами экс-депутаты.


В.Веснин считает, что “ничего страшного не произошло”. Единственное, на его взгляд, что сделано неправильно в досрочном отзыве, так это то, что им не дали доработать бюджет, и они не смогли принять его по всем правилам.


С.Алибаев считает случившееся “неуважением к депутатам и мнению избирателей”.


Секретарь обкома КПК по Мангистауской области Л.Толстенко считает, что в роспуске парламента сыграло большую роль публичное выступление Ж. Туякбая.


Руководитель представительства НП ДВК в Семипалатинске Э.Жамишева не согласна с мнениями своих коллег: “Скорее всего, старый парламент отправили быстренько отдыхать и посадили новый, чтобы протащить те законы, которые сейчас больше всего интересуют власть”.


Интересно, а как же теперь выглядит расклад по кадровым назначениям в мажилиса парламента?


Как и следовало ожидать, начальственные кресла пропорционально распределены между фракциями: в арсенале отановцев, получивших большинство на выборах, четыре комитета из семи, в зачете у блока АИСТ — два и партии “Асар” — один, — пишет Наталья Васильева в газете “Казахстанская правда”.


Независимый коммунист Ерасыл Абылкасымов предложил отдать бразды правления Комитетом по аграрным вопросам Ромину Мадинову — лидеру Аграрной партии, повторно прошедшему в мажилис.


“Коллеги весьма лестно оценили его деловые качества и доскональное знание сельских проблем. Тем более что он знаком с аграрным бизнесом не понаслышке. “Ложкой дегтя в бочке меда” стало недостаточное знание им государственного языка. Соратники встали грудью на защиту: это дело наживное, аргументировали они, а в профессионализме выдвиженцу не откажешь. “У него есть энергия и накал”, — так отрекомендовал Р.Мадинова депутат с многолетним стажем Узакбай Караманов. Впрочем, альтернативы не было, и законотворцы отдали свои голоса в его пользу”.


Сохранила свой прежний пост председателя Комитета по социально-культурному развитию и Зауре Кадырова.


“В ранг председателя Комитета по экономической реформе и региональному развитию возвели еще одну представительницу прекрасного пола — Веру Сухорукову, снискавшую звание “крепкой хозяйственницы”. Алубек Жолшибеков и Иван Чиркалин поступили по-джентльменски, взяв самоотвод и уступив дорогу даме”.


“Два кандидата-отановца — Серик Абдрахманов — на пост председателя Комитета по международным делам, обороне и безопасности, в котором он трудился в прошлом созыве, и Кенжегали Сагадиев, возглавивший самый популярный Комитет по финансам и бюджету, прошли “как по маслу” — единогласно.


Неожиданная борьба развернулась вокруг кандидатуры нового председателя Комитета по экологии и природопользованию. Парламентская фракция “Отана” рекомендовала Ерлана Нигматулина. Его соперником стал Тохтар Аубакиров — личность харизматичная. В пылу полемики звучали призывы к ним снять свою кандидатуру, голосовать тайно, поскольку мнения депутатов разделились поровну. А Ерасыл Абылкасымов даже предложил ввести в комитетах новую должность — заместителя председателя, каковыми сейчас считаются их секретари, чтобы никому не было обидно. Как водится, общий знаменатель под полярными мнениями подвело голосование. Большинство набрал Ерлан Нигматулин.


Конечный результат затеянной рокировки: пять председательских постов заняли старые-новые депутаты прежнего созыва и появились два новичка. Ни сокращения, ни увеличения числа комитетов не произошло”.


Теперь мажилисменам предстоит определить расклад сил в партийных фракциях и объединениях, а их бывшим коллегам — безработным экс-депутатам подыскивать работу.


Как удалось узнать из газеты “Караван”, в коридорах парламента уже висят подобного рода объявления: «Экс-депутат мажилиса ищет работу, соответствующую уровню. Предложения будут рассмотрены с заработной платой европейского уровня» (стилистика сохранена)”.


Предложений от работодателей, кажется, пока никому не поступало. Хотя, впрочем, из еженедельника “Деловая неделя” в материале Андрея Саидова кое-какие вакансии мы нашли. Работы хватит на всех экс-депутатов, и не только.


В Узбекистане не хватает рабочих рук для сборки урожая на хлопковых полях, где, возможно, после вынесения соответствующего решения судебными органами будет трудиться футбольная команда “Пахтакор” за хулиганство их болельщиков, устроивших в середине этой недели шумный погром на улицах Ташкента, после того, как футболисты из Южной Кореи забили подряд два решающих гола “Пахтакору”.