“Черная метка”

Возникновение кризиса в руководящем звене ДВК можно было спрогнозировать уже очень давно…

Бомба замедленного действия


Возникновение кризиса в руководящем звене НП “Демократический выбор Казахстана” можно было спрогнозировать уже очень давно. Корень проблемы, которая с появлением открытого письма г-жи Ергалиевой к членам политсовета партии вскрылась как гнойный нарыв, был заложен давно.


После осуждения Г.Жакиянова вопрос о новом (или временном) руководителе общественного объединения ставить было неуместно. Придание уголовному процессу политической подоплеки резко увеличивало и рейтинг самого лидера ДВК, и организации в целом. Создавался еще не раскрученный, но уже очень перспективный бренд “борца за свободу”.


Кроме того, сам Г.Жакиянов не хотел передавать узды правления своего детища в чужие руки, самонадеянно думая, что, и находясь в тюрьме, сможет управлять процессами, происходящими в политсовете. Естественно, в большей степени в этом вопросе Г.Жакиянов полагался на личную преданность ему “менеджеров среднего звена”. Бомба замедленного действия была заложена.


По мере того, как Г.Жакиянов отбывал свой срок в колонии, среди “менеджеров среднего звена” ОО ДВК начал выделяться амбициозный и образованный А.Кожахметов, который со временем развернул тотальную войну против всех более или менее лояльных осужденному лидеру членов общественного объединения, кого принуждением склоняя на свою сторону, кого просто удаляя из организации. Ловко используя бренд ущемленных властью правдолюбцев, к маю 2004 года он все-таки добился официальной регистрации политической партии. Естественно, после такого успеха вариант с передачей впоследствии власти Г.Жакиянову был для А.Кожахметова просто неприемлем.


“Скрипач не нужен”


Рост автократии А.Кожахметова в новообразованной партии не устраивал никого. С одной стороны, Г.Жакиянов, еще находящийся в колонии-поселении, начал осознавать всю ту опасность, которую несло в себе триумфальное шествие А.Кожахметова как фактического руководителя партии. С другой стороны, дотошный А.Кожахметов, который лично проверял всю бухгалтерию партии, вплоть до командировочных и иных расходных документов ее членов, собрал в своих руках все нити, ведущие к финансовым источникам, что, естественно, не нравилось “менеджерам среднего звена”.


Но больше всего А.Кожахметов беспокоил спонсоров партии, которые, видимо, разглядев в его автократизме и амбициях признаки доброкачественной политической харизмы, сначала всерьез задумывались о смене лидера партии. Однако совсем скоро они поняли, что просчитались. Когда же прессинг А.Кожахметова вызвал адекватную реакцию политсовета, стало ясно, что этот человек вполне может и развалить всю организацию. Решение напрашивалось само собой.


Черная метка


Сентябрьские выборы стали для А.Кожахметова “судным днем”. Уже порядком уставшие от него Г.Жакиянов, политсовет НП ДВК и спонсоры партии искали формального повода, чтобы поставить вопрос об отстранении его от дел. Именно поэтому провал НП ДВК в парламентских выборах (наряду с властью и президентом, естественно) полностью возложили на А.Кожахметова.


Если зарвавшемуся “менеджеру” сначала просто говорили, чтобы он поумерил пыл, а потом просили уйти по-хорошему, то письмо г-жи Г.Ергалиевой, как первого от всей души возмущенного ростом автократии А.Кожахметова члена партии, стало “первой ласточкой” открытой войны, объявленной ему политсоветом ДВК, своеобразной “черной меткой”.


Кто стоит за письмом? Г.Жакиянов, опасающийся конкурента, практически уже лишившего его какого-либо влияния в партии? Политсовет, который устал от тотального засилья порядков А.Кожахметова, особенно в денежных вопросах? Спонсоры, которые не видят в его лице перспективной политической фигуры, достойной финансовых вложений? Похоже, что в той или иной мере все вместе.


Де жа вю?


Примечательно, что суть письма г-жи Г.Ергалиевой как две капли воды сходна с заявлением коммунистов, во главе с В.Косаревым однажды решивших выйти из состава КПК и организовать КНПК. Те тоже говорили об автократии, об измене ценностям, засилии в ЦК “людей первого секретаря С.Абдильдина”.


Повторит ли НП ДВК судьбу КПК? Вполне возможно. Вряд ли А.Кожахметов, который все еще имеет в партии большой авторитет и кадровый потенциал, “сдастся без боя”. Кризис в руководстве может привести к настоящему расколу в партии.


Как говорится, “их бы энергию да в мирных целях”. Жаль, но происходящее с ДВК опять-таки подтверждает тот факт, что наши политические партии способны заниматься чем угодно, кроме политики.


P.S. Известно, что политсовет НП ДВК намерен ввести в партии институт сопредседательства. В связи с этим возникает вопрос – какая роль в “обновленной” ДВК будет отведена Г.Жакиянову?