Туркменским старикам урезали пенсии

Пенсионерам Туркменистана “пересчитали” пенсии в сторону уменьшения.


72-летняя пенсионерка Мария Павловна, как всегда, пришла на почту за пенсией, но на этот раз вместо привычных 65-ти долларов ей выдали меньше трети этой суммы. Недоуменной старушке объяснили, что ее пенсия “пересчитывается”.


“В этом месяце Собес насчитал мне всего 20 долларов, — жалуется Мария Павловна. – Говорят, иди в районную администрацию с документами, подтверждающими стаж, размер зарплаты, и тому подобное”.


“Пока мою пенсию пересчитывают, я буду получать вот эту мизерную сумму, — обреченно говорит она. – У меня все дети – в России. Живу одна. На эти деньги не прожить”.


Мария Павловна – не единственная пенсионерка, которой государство преподнесло столь неприятный “сюрприз”. Многим старикам – как в городах, так и в деревнях — пенсии сократили до минимального размера, составляющего в республике местный эквивалент 20-ти долларов США. За последние полтора года уже немало пенсионеров, придя в почтовое отделение, обнаружили, что их пенсии таинственным образом “пересчитываются”.


Эксперты выдвигают предположение о том, что, решив отобрать деньги у самых слабых и незащищенных слоев населения, правительство таким образом пытается залатать огромную дыру в госбюджете, зияющую уже не первый год.


Согласно официальной статистике, ВВП Туркменистана растет, как на дрожжах – в среднем на 21 процент в год с 2000 г. Но, несмотря на это, а также на баснословные прибыли от экспорта газа, государственная казна пустует.


Государство пытается различными, в том числе – весьма экстравагантными — способами закрыть бюджетный дефицит. Например, недавно в медицинских учреждениях по всей стране были “сокращены” 15 тыс. медсестер, санитаров, и других работников вспомогательного звена. Вместо них стали работать военнослужащие срочной службы. Фактически – бесплатная рабочая сила.


По неофициальным данным, в Туркменистане проживают 550 тыс. граждан пенсионного возраста, а по официальным – всего 356 тыс. Пенсии начисляются в зависимости от общей продолжительности трудовой деятельности, стажа на одном предприятии, вида работы, размера зарплаты, квалификации, и т.п.


Более половины туркменских пенсионеров трудились в нефтегазовой отрасли, где условия работы были тяжелы, но зато платили высокую зарплату. Соответственно, и пенсии им начисляли выше среднего уровня, составляющего в Туркменистане эквивалент 40-ка долларов США в месяц. Характерно, что именно их пенсии теперь подверглись “пересчету”.


Пересчет пенсий — длительный и трудоемкий процесс, но пенсионеры в любом случае остаются в проигрыше.


Бывшая учительница Нурджемал Артыковна рассказала IWPR: “Мне велели принести в районную администрацию кучу документов для пересчета пенсии. Я пошла в архив Минобразования и запросила свои данные за 1963-1969 гг. Именно на их основе мне начисляли пенсию”.


“Но в архиве мне сказали, что все данные за 1963-1978 годы утрачены при пожаре. В результате я не смогла представить документы, и пенсию мне сократили до минимального размера — 20 долларов США”.


“Мне еще повезло – у меня трое взрослых детей, которые могут обо мне позаботиться. А что делать тем старикам, у кого нет родственников, или они где-то далеко?”


У многих утверждение о том, что архивы Минобразования якобы сгорели в огне, вызывает скептическую усмешку. Ведь именно в эти годы – 1963-1978 – учительские зарплаты достигли своего максимума. Как выяснилось, в огне бесследно канули и архивы министерств здравоохранения, строительства и нефтегазовой промышленности. Те же, кому удалось собрать необходимые документы, сталкиваются с новыми трудностями.


Пенсионер Михаил Николаевич рассказал, что в Собесе за восстановление пенсии в прежнем размере у него потребовали 100 долларов в качестве взятки.


“Этих денег мне взять неоткуда. Вот так они и наживаются на нас – стариках”, — сетует он.


Один работник собеса на условиях анонимности признался: “Конечно, то, что мы делаем – ни в какие рамки не лезет”.


“Пересчет должен быть завершен в течение трех месяцев, после его мы должны выплатить старикам нашу задолженность за предшествующие месяцы. Но в действительности этого не происходит”.


“Испокон веков в Туркменистане принято уважать пожилых, но то, что государство делает с нашими отцами и матерями – людьми, которые воевали и всю жизнь трудились на благо этой страны – дико и ужасно”.