Кыргызстан: “соколиный” скандал не утихает

В Кыргызстане не утихает “соколиный” скандал: на российской авиабазе задержан контрабандный “живой” груз.


Кыргызстанские политики озабочены неожиданной находкой на российской авиабазе, что находится в 20 км от Бишкека. Здесь были обнаружены 127 редчайших соколов-балабанов, занесенных в Красную книгу.


Таким образом, пресечена уже не первая попытка незаконного вывоза редких птиц из Центральной Азии в страны Ближнего Востока, где они очень высоко ценятся и используются в соколиной охоте.


Территория военной базы была выбрана не случайно. Предположительно, контрабандисты рассчитывали вывезти ловчих птиц из страны, минуя таможенный контроль.


Доказательств соучастия российских военных нет, но кыргызстанские политики задаются вопросом: как могли попасть контрабандисты на хорошо охраняемую территорию авиабазы?


27 октября сотрудники Спецпрокуратуры Кыргызстана пресекли попытку незаконного вывоза 127 соколов-балабанов в деревянных ящиках со взлетно-посадочной полосы российского военного аэродрома “Кант”. Груз должен был быть отправлен чартерным рейсом в Сирию. Общая стоимость птиц оценивается не менее, чем в миллион долларов.


По словам прокурора Спецпрокуратуры Кыргызстана Галины Пугачевой, информация о готовящейся контрабанде огромной партии редких птиц поступила задолго до их задержания.


“Мы только и ждали удобного момента, чтобы задержать контрабандистов с неопровержимыми уликами”, — сообщила Пугачева журналистам.


На аэродроме сотрудники Спецпрокуратуры задержали человека в кыргызстанской военной форме — старшего лейтенанта по званию — когда тот выгружал ящики с птицами из микроавтобуса. Рядом стоял российский гражданский авиалайнер “Ил-18”, который, как выяснилось позже, был зафрахтован одной из туристических фирм Кыргызстана.


“Сейчас ведется следствие по факту контрабанды, а также по авиалайнеру и заказчикам”, — сообщили IWPR в Спецпрокуратуре.


На авиабазе в настоящее время находятся около 500 российских военнослужащих и несколько боевых самолетов. База имеет особый статус и на ее территорию невозможно попасть без специального пропуска.


Сотрудники прокуратуры получили доступ на территорию авиабазы под предлогом осмотра гражданского авиалайнера. “Я и мои коллеги прошли на аэродром под предлогом проверки деятельности таможенной и пограничной служб своей страны, в задачи которых входит проверка гражданских авиалайнеров”, — сказал IWPR начальник отдела по вопросам природоохраны Спецпрокуратуры Кыргызстана Замирбек Калиев.


Как утверждает Сыргак Алымбеков — директор “Соколиного центра” Кыргызстана, где содержались птицы после конфискации — нелегальный экспорт ловчих птиц в арабские страны приобретает массовый характер и грозит их окончательным истреблением.


Ареал соколов-балабанов простирается от Восточной Европы до Центральной Азии, но встречаются эти птицы крайне редко. В Кыргызстане сокол-балабан находится под охраной государства. Цена одной птицы на черном рынке колеблется от 20 до нескольких сот тысяч долларов, в зависимости от состояния, возраста и размера.


“Не секрет, что шейхи-миллиардеры, которые развлекаются соколиной охотой, платят за соколов-балабанов огромные деньги, — говорит Алымбеков. – Поэтому дельцы идут на все, чтобы отловить как можно больше птиц”.


“Соколиный скандал” вызвал реакцию и в соседнем Казахстане. Специально в Бишкек приехал заведующий лабораторией орнитологии Казахской Академии наук Анатолий Ковшарь. Он уверен, что в одном Кыргызстане столько редких птиц отловить невозможно.


“Есть предположение, что браконьеры действовали по всей территории Центральной Азии и даже в России”, — сказал Ковшарь в беседе с IWPR.


Между тем, общественность Кыргызстана задается вопросом: каким образом гражданский лайнер попал на авиабазу, охраняемую со всех сторон вооруженными часовыми?


“Вызывает вопрос то, что контрабандисты нашли лазейку именно на военном аэродроме. Видимо, они учли то обстоятельство, что в гражданских аэропортах Алматы и Бишкека усилилась бдительность контролирующих служб”, — полагает Ковшарь.


В Спецпрокуратуре считают, что, пока нет оснований, говорить о причастности российских военнослужащих к контрабанде. Задержанный – гражданин Кыргызстана. “Он, скорее всего — исполнитель, а истинные заказчики устанавливаются”, — сообщили в Спецпрокуратуре.


Тем не менее, инцидент ставит российских военных в весьма неловкое положение. Российская авиабаза в Канте открылась в октябре 2003 г. и, по мнению многих экспертов, явилась своего рода противовесом военному присутствию стран антитеррористической коалиции во главе с США, обосновавшихся в Кыргызстане после событий 11 сентября 2001 г.


Ряд кыргызстанских депутатов предлагают вынести “соколиный скандал” на обсуждение парламента.


Председатель парламентского комитета по строительству, недрам, транспорту и коммуникациям Ишенбай Кадырбеков считает, что инцидент на военном объекте не делает чести для российской авиабазы.


“Учитывая высокий уровень коррупции среди офицерского состава российской армии, я не исключаю возможную причастность иностранных военнослужащих к подобной сделке”, — сказал он в интервью IWPR.


Кадырбеков полагает, что инцидент может иметь серьезные политические последствия в свете того, что межправительственное соглашение об открытии российской авиабазы в Канте еще не ратифицировано парламентом Кыргызстана.


Лидер самой влиятельной парламентской фракции в парламенте Марат Султанов сказал: “Если выяснится причастность российских военнослужащих к этому происшествию, неизбежно встанет вопрос о целесообразности нахождения иностранной базы на нашей территории”.


Как утверждает депутат Дуйшенкул Чотонов, курирующий в парламенте вопросы таможни, это – уже не первый случай контрабанды с использованием российского военного аэродрома.


“До нас доходила информация о том, что на Кантском аэродроме садятся гражданские лайнеры с ценными грузами из Турции и Арабских Эмиратов, 80 процентов которых, по нашим оценкам, доставляются контрабандным путем”, — отметил Чотонов.


IWPR удалось связаться с командованием Российской авиабазы в Канте, но офицер, представившийся командующим авиабазой, ограничился коротким и резким ответом.


“Мы готовим против средств массовой информации неприятные вещи, потому, что наша база облита грязью, а птиц, как таковых, на аэродроме не было”, — сказал российский офицер и бросил трубку.



Между тем, председатель комитета по вопросам законности Алымбай Султанов во всем винит коррупцию в высших эшелонах власти Кыргызстана.


“Российские военнослужащие тут ни причем. Это наши правоохранительные органы “проморгали” очередную контрабанду с использованием авиабазы”, — полагает Султанов.


Заместитель главы президентской администрации Болот Жанузаков призывает соблюдать осторожность в оценках произошедшего. “Пока не закончится следствие, нельзя однозначно сказать, что и как произошло, кто приложил руку к этому нелицеприятному факту”, — заявил он IWPR.


После продолжительных бюрократических проволочек соколы-балабаны 2 ноября были, наконец, отпущены на волю.


Председатель кыргызо-германского общественного объединения по охране природы Торстен Хардер, который в течение недели следил за состоянием птиц, возмущен тем, что после конфискации птиц долгое время держали в неволе. В результате их состояние, уже подорванное небрежным обращением контрабандистов, еще более ухудшилось.


“Создавалось впечатление, что некоторые чиновники нарочно оттягивали выпуск соколов на волю, — говорит он. — Но и теперь, когда птиц выпустили, у нас нет причин радоваться. Пока мы тут выясняли отношения, два сокола умерли, а состояние еще нескольких резко ухудшилось”.