“Когда крыша едет по уму…” Часть 2


Нынешняя осенняя художественная жизнь в алма-атинских галереях и персонально в Кастеевке началась почти в полном соответствии с эпическим афоризмом господина Черномырдина, когда “хотели как лучше, а получилось как всегда”.


Правда, некоторые арт-всплески достаточно интересных выставочных проектов слегка всколыхнули галерейно-музейную повседневность в смысле арт-бизнеса, но заботы о хлебе насущном иногда уступали все же место художественным откровениям, в чистом виде. Однако обо всем — по порядку.


Государственный музей искусств им. А. Кастеева


Кастеевку можно по праву назвать лидером по части осеннего дебюта в художественной жизни южной столицы, чему яркий и убедительный пример – мощный триптих из трех мероприятий: долгожданная и своевременная экспозиция “Шестидесятники. Тюркский романтизм”, героически и с любовью к художникам того поколения осуществила искусствовед Камилла Ли – Али Джусупова, Салихитдина Айтбаева, Токболата Тогузбаева, Шаймардана Сариева, Макума Кисамединова, Адиля Рахманова, Оралбека Нуржумаева, Бахтияра Табиева, Толегена Досмагамбетова, а так же и ныне плодотворно работающие мастера, в числе которых Абдрашит Сыдыханов и Еркин Мергенов. Второй аккорд — выставка, организованная в рамках Года Российской Федерации в Республике Казахстан, — “Антология русской живописи”, на которой было представлено 110 картин художников, 18 – начала 20 столетия из фондов московского музея “Останкино”, Тульского музея изобразительных искусств, Тверской областной картинной галереи и мемориального историко-художественного и природного музея – заповедника В.Поленова. Сердце исходило в изобразительной истоме от небольших этюдов, скажем, Исаака Левитана или Константина Коровина, правда, над всем этим витало ощущение, что многие произведения к нам привезли из запасников перечисленных выше российский музеев. Но и на том спасибо. Завершает триумф дебютов осеннего сезона – 2004 года в Кастеевке теплая и красивая выставка заслуженного деятеля искусств Казахстана, классика – акварелиста Уке Ажиева, приуроченная к его 80-летию. Вот уже действительно – не стареют душой ветераны!..


Галерея “Вояджер”: когда крыша едет по уму?!



Искусствовед Ирина Петровна Юферова – натура вдохновенная и неугомонная. Груз прожитых лет на галерейных просторах ей не помеха. Сугубо – субъективно, но ответственно заявляю — во всеуслышанье – по части успешных поисков никому не известных талантов Петровна не знает себе равных. Свидетельство этому – открытие юного, но неожиданно – талантливого юноши по имени Роман и с фамилией Манжосов. Парень он весьма экстравагантный в смысле психофизики, а колористическое направление его полотен сравнимо разве что с незабвенными аналогами в лице Малявина, Александра Волкова – вспомним его шедевр 1924 года “Гранатовая чайхана” — и даже с творческим наследием неистового норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. Правда, одна чрезмерно впечатлительная журналистка из газеты “Столичная жизнь”, ловко скомпилировавшая размышления И.П.Юферовой из её вернисажной листовки, почему-то назвала свой опрометчивый микроопус “Роман – наследник Пиросмани”, никак не объяснив свою опрометчивую заяву, что примерно то же самое, если бы ваш покорный слуга был бы внучатым племянником Мао Цзе Дуна. А вот Ирина Петровна куда круче объяснила всем нам несомненное дарование Романа Манжосова: «Основные темы: земля, вода, огонь, небо. Стихии как некая одушевленная, дышащая материя, как фантастический солярис, живущий по своим грозным законам” И далее “Крайне трудно и тревожно представить, как сложится дальнейшая судьба художника, какое будущее у его картин, в корне несовместимых с валоризированным, буржуазным мейнстримом современной живописи” Согласитесь, круто сказано, поэтому краткая справка для перепуганных любителей изящного. Валоризированный — то, что имеет финансовый эквивалент. Мейнстрим – середина пути. А если серьезно – и от меня лично – искренне считаю, что выставка Романа Манжосова в “Вояджере” — самый лучший увертюрный выставочный проект в галерейной жизни нынешней осени. Правда, “проруха бывает не только на Петруху”, но и — страшно сказать!.. даже на Ирину Петровну Юферову. Другое её мероприятие – экспозиция “Тепло уходящего лета. Искусство недавнего прошлого”, даже при наличии таких выдающихся имен, как Ж.Шарденов, А.Степанов, Ш.Сариев, П.Зальцман, Т.Тогусбаев, С.Айтбаев, получилась как поношенный костюм у бедного родственника в смысле общего художественного впечатления, без божества и вдохновения, одним словом. Однако – и в этом я непоколебимо уверен – директор галереи “Вояджер” ещё не единожды покажет всем нам, где раки зимуют на просторах южно-казахстанского изобразительного искусства!… Говоря о некоторых художниках, Ирина Петровна считает, что “в окружающем нас смутном мире их живопись, графика, керамические и поэтические объекты обещают своего рода “передышку”. Это про новую вояджеровскую выставку с ботаническим названием “Листья”. Участники – Светлана Плотникова, Сергей Ледяев и Наталья Цвырова. Перечисленные художники на революционные преобразования не претендуют, однако некий импрессионический постмодернизм и даже с аллюзиями в сторону немецкого модерна в лице Густава Климта, как на центральной картине выставки в исполнении Сергея Ледяева, все же присутствует. А вот на выставке Романа Манжосова крыша действительно едет по уму – это точно.


Галерея “Улар”: расправляя крылья…



Осенний дебют территориально-научной, но романтической по своей сути галереи “Улар” был просто замечательным. Выставка с радио-коллекционным названием “Говорит Алматы” являла собой интересно задуманное партнерство с АТФ-банком и демонстрацией его корпоративной живописной коллекции, а также целый зал был заполнен работами из частного собрания Альжана Шомаева, с его потрясающим собирательским чутьём по части настоящей, отборной живописи. В самый раз было бы провести уларовцам в окружении творений Шарденова, Великановой, Бондаренко, Ткаченко и других художников нечто вроде конференции на стыке современных проблем частного коллекционирования и арт-менеджмента, однако искренне уверен, что в следующий раз нечто подобное Юрий Маркович непременно организует.

Ныне в “Уларе” проходит выставка фотографий Андрея Ноды, к коим он обращается не впервые. Правда, названия у мероприятия нет, надписи под фото отсутствуют. Рискую показаться дураком, но, наверное, все это концептуальная сверхзадача. Вместе с тем, давно будучи натурой любознательной, все же усмотрел в изумительно отпечатанных фотокартинах Андрея Ноды некие совершенно очевидные аллюзии в сторону изогелических фотографий 60-70 годов прошлого века. Полистайте на досуге пыльные подшивки замечательного журнала “Советское фото” или “Чешская фотография” тех лет и убедитесь в этом сами. Постмодернизм и на этот раз демонстрирует свою ироническую сущность.


“Тенгри Умай”: Вагиф Рахманов — союз стекла,

бронзы и неожиданный Аскар Есдаулетов”


Галерея “Тенгри Умай” и Владимир Аркадьевич Филатов лично преподнесли художественно – озабоченным (в хорошем смысле этого словообразования!) жителям южной столицы сразу два осенних выставочных сюрприза. В конце сентября казахстанский классик скульптурного дела Вагиф Рахманов, пожив некоторое время в Канаде, вернулся-таки под крышу дома своего, а выставка его называлась “Возвращение в будущее”, что, согласитесь, символично по всем статьям. Сочетание жесткой бронзы и мерцающей, разноцветной смальты – витражного стекла – сосуществуют в полной художественной гармонии. На открывшийся совсем недавно живописный парад Аскара Есдаулетова я шел, откровенно говоря, с некоторой настороженностью, ожидая увидеть привычный набор картин этого самобытного живописца и скульптора. Каково же было мое искреннее изумление, когда в череде новых картин я увидел, что Аскар блистательно преодолел свои творческие стереотипы и вышел на волнующе-многообещающие просторы новых и непредсказуемых творческих откровений. Браво, Маэстро!.. Название нового собрания есдаулетовских полотен “Атамекен” (“Земля отцов”), невольно вызывает прямые аллюзии в сторону известного фильма Шакена Айманова с аналогичным наименованием и программной картиной Салихитдина Айтбаева “Земля отцов”, на которую Аскар сделал собственный живописный римейк. Это надо видеть, слова здесь не помогут.


Помня о необъятности необъятного, приходится закругляться.


Разговор о художественной жизни южной столицы будет продолжен в следующей статье под названием “Наши галереи: как это делается у нас…” Пока.