Ерлан КАРАБАЛАЕВ: “Нам терять больше нечего!”

Ерлан Карабалаев – будущий политолог, и, возможно, в скором времени станет даже преуспевающим политиком. Сейчас он является студентом пятого курса факультета политологии одного из престижных вузов страны. О политических методах борьбы знает не только по учебникам и лекциям преподавателей. На днях ему пришлось пройти серьезную “преддипломную” практику: в числе студентов из инициативной группы он потребовал от правительства страны не больше, не меньше — немедленной отставки министра образования Жаксыбека Кулекеева. Поводом тому послужили вовсе не амбиции будущего политика, а голодный желудок студента и тощий кошелек родителей, которые в далекой Кызыл-Орде, как все нормальные интеллигенты, сами живут от зарплаты до зарплаты и не в состоянии дальше оплачивать вузу за обучение сына. Таких, как Ерлан, из малоимущих семей в его вузе, да и не только, оказалось предостаточно. Резкое повышение платы за дальнейшее обучение вызвало массовое недовольство среди студентов страны. Свой протест они решили выразить пока в виде публичного выступления через средства массовой информации.


***


— Ерлан, на следующий день после пресс-конференции вас вызвал к себе “на ковер” ректор университета. О чем, если не секрет, был разговор?


— Нам пытались объяснить, что мы неправильно поступаем. Угроз с его стороны не было, конечно. Речь шла о том, чтобы мы своими действиями не навредили имиджу и деловой репутации вуза, где я учусь.


— Сколько человек сейчас состоят в вашей инициативной группе?


— Это, конечно, не самостоятельная организация. Скорее всего, это можно считать объединением студентов, не согласных с резким повышением цен за обучение. По предварительным нашим данным, сейчас в объединение входит около 200 человек. Нас также поддерживают студенты из Караганды, Павлодара и Астаны. Мы не ставим перед собой цели набрать количественное большинство в свое объединение. Мы знаем, что нашу инициативную группу поддержат студенты практически всех вузов страны: как студенты-кредитники, так и те, кто учится на платных отделениях. У нас нет лидера, как это бывает в партиях. Мы все решаем дружно и сообща.


— На пресс-конференции вы заявили о том, что до субботы вы намерены провести ряд мероприятий, а в частности, начать полномасштабную акцию протеста по всей стране…


— Наши коллеги уже провели пресс-конференцию в Астане и выдвинули такие же условия, как и мы, премьер-министру Даниалу Ахметову – немедленно отправить в отставку г-на Кулекеева. И чтобы правительство немедленно решило проблему с кредитным образованием.


— Если Даниал Ахметов не примет ваши условия, то что вы намерены дальше делать?


— Мы не призываем пока студентов всех вузов выходить на улицы городов. В наших, да и в интересах властей выгодно решить эту проблему путем конструктивного диалога. Мы хотим также заручиться поддержкой депутатов мажилиса парламента. Удивительно, что одновременно с проведением нашей пресс-конференции в зале мажилиса парламента депутатами Киселевым и Т.Бердонгаровым были подняты проблемы образования. Хотя мы не выходили с ними на прямую связь. И никакой условной договоренности между нами не было. Нам известно уже, что они сделали свой запрос в Генеральную прокуратуру и в финансовую полицию, чтобы прояснить ситуацию. Возможно, что поводом тому послужили акции протеста против повышения цен за обучение, которые были проведены студентами Караганды, Алматы, Павлодара и Астаны.


— Откровенно говоря, после вашего резкого заявления на пресс-конференции в обществе поползли слухи о том, что, если правительство не примет ваши условия, то, возможно, повторятся декабрьские события 1986 года. Особенно это было очевидно после вашего “совета” министру образования о том, чтобы он не делал резких высказываний в ваш адрес в преддверии 16 декабря…


— Власть ставит студентов в такое положение, что нам терять больше нечего. Своими заявлениями и требованиями подписать дополнительные соглашения она сама таким образом косвенно подталкивает студентов к массовому восстанию.


— Вы намерены делать отзыв депутата мажилиса парламента Куляш Агатаевой, которая в период предвыборной кампании пообещала всерьез заняться проблемами студентов взамен на ваши избирательные голоса?


— Законодательно, к сожалению, не подкреплен механизм отзыва депутата, не выполняющего своих обещаний перед избирателями. Поэтому вполне очевидно, что мы можем проиграть это дело чисто в правовом аспекте, хотя в моральном плане она не имеет права больше сидеть в парламенте.


— Как у вас обстоят дела в университете, где вы обучаетесь? Оказывают ли на вас давление преподаватели или, скажем, декан факультета?


— Некоторые преподаватели не побоялись административного давления ректората и поддержали нас. Их также возмущает резкое повышение цен платы за обучение. Никакого давления с их стороны мы не ощущаем.


— Кто именно намерен встретиться завтра с Даниалом Ахметовым?


— Члены инициативной группы одного из астанинских вузов. Конечно, я бы и сам поехал, но нет денег на проезд.


— Некоторые мажилисмены расценили вашу акцию протеста как провокацию со стороны средств массовых информации, которые якобы подбивают вас на демонстрации против властей…


— Если Ерасыл Абылкасымов так боится “розовой революции”, то пусть решит проблемы студентов как следует, а не ставит это в вину журналистам. Тогда студенты успокоятся.


— То есть вы считаете, что если ваши проблемы не будут решены, то в стране может вспыхнуть… революция?


— Вполне возможно, потому что доходы большинства студентов не выше прожиточного минимума. Им нечем будет возвращать кредиты после окончания вуза. А ведь погашение этих самых кредитов производится в течение 11 лет, и не каждый работодатель возьмет к себе вчерашнего выпускника вуза, то есть автоматически год-два теряется, чтобы набрать кое-какой стаж работы.


— В вашем заявлении прозвучала фраза о том, что, возможно, кое-кто из студентов может подать в суд на министра образования г-на Кулекеева за то, что тот с парламентской трибуны заявил о том, чтобы студенты не заглядывали в бюджет… Случайно, не вы ли хотите вызвать его на “ судебную дуэль”?


— Возможно, да. Сказав это, министр не задумывался о том, что тем самым публично распространил заведомо ложную информацию. Кроме того, я считаю, что в данном случае он оскорбил нас и задел наши честь и достоинство. Если после переговоров с Даниалом Ахметовым это дело не сдвинется с “мертвой точки”, то, думаю, найдутся среди нас смельчаки и подадут за это на министра образования в суд. Мы, конечно, подождем, но только до субботы. Ну, а что касается адвокатов, то, думаю, нам не придется их нанимать. Среди студентов юридического факультета очень много толковых ребят, которые готовы защищать наши права абсолютно безвозмездно.


— В начале нашей беседы вы, однако, заявили о том, что готовы решить эту проблему путем конструктивного диалога. Кстати, а вы не пытались встретиться с самим Кулекеевым и переговорить с ним?


— Я думаю, что у него и так было достаточно времени, чтобы с нами встретиться. Практически последние две недели в средствах массовой информации упорно муссировались вопросы, касающиеся проблем студентов. Я не думаю, что он был не в курсе дел. Он не предпринял никаких попыток, чтобы выступить в нашу защиту, а поступил как раз наоборот и тем самым усугубил ситуацию, чем вызвал еще большее недовольство среди студентов. Уверяю вас, у него было много времени.


— Почему вас не поддержали профкомы вузов?


— Потому что они, по сути, являются практически “карманными” профкомами ректоров вузов. Они всегда на стороне ректора и всегда защищают его, даже в незаконной ситуации. Профкомы выражают исключительно его интересы, тем самым получая для себя выгоду.


— Как к вам стали относиться ваши друзья и однокурсники после вашего публичного выступления в СМИ? Вам лично угрожали?


— Считают меня революционером. Каких-либо угроз не было. Может, и была за мной слежка, но мне все равно. Скажу вам, что эта акция протеста у нас проводится не впервые. В 2001 году мы подобное недовольство выразили на демонстрациях на площадях города. Тогда вопрос касался введения льгот студентам для проезда в общественном транспорте. И действительно, мы добились снижения цен за проезд. Акция тогда удалась. Вот, кстати, тогда мы заметили за собой слежку. Но радикальных действий не предпринимали, как намерены делать это сейчас.


— Ходят слухи, что вашими действиями руководит кто-то… Так ли это?


— Мы, студенты, сознательно решили идти против незаконных действий министерства образования и науки. О каких-либо влиянях извне не может быть и речи. Уверяю вас, за нами никто не стоит и никто нами не руководит: ни одна из партий, ни один из их руководителей.


— Вы лично являетесь членом какой-либо партии или движения?


  • Да, но не буду называть какой. Воспользуюсь своим конституционным правом не указывать свою партийную принадлежность. Она не играет никакой роли в этой ситуации. Идея акции протеста принадлежит исключительно студентам, а не оппозиции или властям.

— Как родители восприняли ваш “демарш”?


— Конечно, они волнуются, но на мое решение не могут повлиять. Я считаю себя вполне самостоятельным и уже взрослым человеком. Пользуясь случаем, я хотел бы призвать студентов не подписывать дополнительные соглашения к ранее заключенным трехсторонним соглашениям. Я еще раз хотел бы напомнить министру образования: пусть попробует отчислить за неповиновение хотя бы одного студента или не допустить его к сессии. Мало ему не покажется!


***


Когда материал готовился к печати, нам стало известно о том, что президент страны объявил выговор министру Кулекееву и счел его объяснения по поводу повышения платы за обучение абсолютно необоснованными. Министр остался при своем портфеле и отделался легким испугом.


Мы очень рады, что президент страны все-таки сознательно пошел на такой шаг и отменил решение министра образования о повышении кредита, — комментирует ситуацию Ерлан Карабалаев. — Студентов боятся. И примеров тому в истории немало. Многие революции свершались, да и сейчас свершаются с помощью студенческой молодежи. Возьмите тот же Иран 1979 года, декабрьские события в Алматы 1986 года, “бархатную” и “апельсиновую” революции. Мы добились своей цели. Теперь посмотрим на дальнейшие шаги правительства в образовательной политике.