Открытое письмо коренного алматинца мэру города Алматы г-ну Тасмагамбетову И.Н.

В последние годы строительный бизнес в Алматы принял на редкость уродливые формы. Недавно известные архитекторы и градостроители южной столицы вынесли эту проблему в Республиканском пресс-клубе на суд общественности. В нескольких СМИ ей были посвящены критические публикации. Бессильные что-либо изменить горожане обсуждают наболевшее на кухнях.

Уважаемый Имангали Нургалиевич!

Вы не можете не заметить изменений в облике г. Алматы, произошедших за последнее время. К глубокому сожалению, многие из них нельзя назвать благотворными. Это касается гигантского \»бронетранспортёра\», возведенного на месте ТЮЗа и уютного сквера, в фонтане которого когда-то плескались дикие утки; пассажа \»Silk Way\», перегородившего улицу Жибек жолы, и торгового центра \»Promenad\», уничтожившего площадь перед Центральным стадионом. Многоэтажный жилой дом по улице Тулебаева (ниже ул. Курмангазы) построен прямо на территории детского сада. Примерам этим, к несчастью, несть числа. И снос, и строительство производятся без разбора. Снесен дом генерал-губернатора Семиреченской области Г.А.Колпаковского. Сровняли с землёй бывшее здание Госбанка, построенное в 30-х годах прошлого века, а примыкавшая к нему безликая коробка оставлена в неприкосновенности. Дамоклов меч навис над милым и уютным зданием Союза дизайнеров и комплексом зданий в квадрате улиц Карасай батыра, Богенбай батыра и ул.Фурманова. Перечислять можно было бы долго. На вышеупомянутой пресс-конференции было сказано, что \»в период с первого по девятое декабря минувшего года, оповещённый о переводе на другую должность Виктор Храпунов подписал несколько десятков аналогичных постановлений\».

Безоглядное уничтожение старых зданий зачастую пытаются объяснить их ветхостью. Но в мировой практике градостроительства давно используется замечательный прием, когда на месте дома, который уже невозможно спасти, возводится точная его копия с современной начинкой, так называемой \»новодел\». Таким образом не нарушается архитектурная целостность старых городов. Исторический центр Алматы итак крайне невелик, тем важнее сохранить его первозданность.

Понятно стремление строительных компаний извлечь из каждого квадратного метра земельного участка максимальную прибыль. Но кроме их финансовых интересов существуют культура и духовность, без которых город, страна и народ безвозвратно утрачивают свою самобытность.

Всем известен факт, что в Вашингтоне запрещено строительство зданий выше Капитолия. Аналогичный запрет существует в центре культуры и искусств США — Филадельфия. Ни одному парижанину и в страшном сне не приснится, что на Монмартре строится небоскрёб.

Кроме того, невозможно не упомянуть множество безобразных крылечек и разноцветных козырьков, облепивших фасады алматинских домов. Особенно достаётся зданиям протяжённым — на некоторых умудряются разместить до десятка таких \»шедевров\». Не учитываются не только особенности самого строения, но и то, что оформление входов во все размещённые в нём заведения должно решаться в едином ключе.

Какова же мотивация чиновников от архитектуры, выдающих разрешения на это разнузданное \»творчество\»? Вопрос риторический.

Я совершенно согласен с тем, что в решении проблем застройки должна принимать участие общественность. Но общественность не абстрактная. Это мог бы быть попечительский совет, формируемый на выборной основе из профессионалов, независимых экспертов, деятелей науки и культуры.

Смею надеяться, не всё ещё потеряно. Абсолютно убеждён, что в вышеуказанных постановлениях о продаже земельных участков допущены нарушения действующего законодательства. Это дает основания толковым и грамотным юристам признать эти сделки ничтожными и восстановить status quo.

Я обращаюсь к Вам, уважаемый Имангали Нургалиевич, не только как к мэру Алматы, но и как к председателю Национальной комиссии по культурному наследию и председателю Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО с надеждой, что голос мой в ряду множества других будет услышан.

Бахтияр Албани, литератор