Возвращение блудного бомонда

Очень жесткий разговор

“Иные судорожно хватаются за руль,
чтобы не упасть”.

В. Брудзинский

Подогретый властью политический бульон приобрел температуру вынужденного движения, и бомонд отечественного протеста, именующий себя политсоветом НП ДВК, покинул элитное гнездовье и устремился вниз, в ковыльные пампасы.

Появление руководства партии на карагандинском морозе было хоть и неожиданным, но не очень. Мы знали о привычках младодемократов вспоминать о народе в критические для себя дни и потому мало удивились их появлению.

Встреча состоялась днем, 14 февраля, в нашей профсоюзной квартире. На ней присутствовали Асылбек Кожахмет (А.К.), Валентина Махотина и автор статьи, который посчитал необходимым опубликовать озвученные мысли публичного партийного деятеля с добавлением своих комментариев.

Асылбек Кожахмет (А.К.): “Здравствуйте, ребята! Вызывали?

Павел Шумкин (П.Ш.): “Вроде нет”.

А.К.: “У нас к вам несколько вопросов…”

П.Ш.: “Да ради-ради…”

А.К.: “Как вы оцениваете нынешнее положение ДВК?

П.Ш.: “Все изложено в “Нави”. Статья “Курица – не птица, ДВК – не оппозица. Читали?”

А.К.: “Нет. Я не читаю “Нави”. Там много агентов анонимных. Ничему нельзя верить”.

П.Ш.: “Так это как читать. Их (спецорганы) определить нетрудно, если иметь свою цензуру на них…”

(Такой ответ по любому не красит политика. Если не читает прессы – не политик. Если же А.К. соврал, что не читает, это говорит о его хитрости, что чуждо профессионалу. Профессионал работает на других основаниях и другим инструментом. Такой ответ Асылбека, кстати, показывает и слабость службы информации в его организации).

А.К.: “Так что вы там написали о нас?”

П.Ш.: “Что вы — тоталитарны. Что ничем не отличаетесь от других партий в РК, похожих друг на друга, как кирпичи. Привел доказательства, аргументы. Сказал, что народ выберет, если будет из чего. Пока не из чего”.

А.К.: “А что можете сказать по поводу внутрипартийных разборок? Вы слышали?”

П.Ш.: “Кому они интересны, кроме вас самих? Ясных целей не видно, реальных дел нет”.

А.К.: “А что бы вы предложили?

П.Ш.: “Вам – ничего. Вы зациклены на освобождении своего вождя и сериалах американских судов. А уж коль скоро назвались “народной партией”, должны были о его, народе, чаяниях в первую очередь ежедневно и громко трубить.

Почему де при гибели стольких горняков в Караганде не был объявлен траур даже в области? Кто в стране “крышует” рабство? Почему оно процветает? Почему у нас бедствуют тысячи “бичей”, тогда как в стране есть фонд для каких-то нужд, да и сотня — другая земляков имеют немерено “баксов” в отечественных и в швейцарских банках? Не для этого ли так ударно развивается наша банковская система? Почему девочки наши вынуждены идти на панель и работать на золоотвалах в то время, как кучка людей имеет астрономические деньги в этих банках?

Эта партия все свои дела только через призму народных бед бы и планировала. Не придумывала бы желания за народ, а слушала его. Организовала бы, например, подачу исков в суды на монополистов и беззакония власти на местах…”

А.К.: “Спасибо. Мы запишем ваши предложения. Скажите, вы слыхали о создании общественного движения “За справедливый Казахстан”?

П.Ш.: “Это которое под Жармахана Туякбая затачивается?

А.К.: “А вы против?

П.Ш.: “Жармахан тот же, что и вы. Сытый, обеспеченный. Он ваш клон. И движение будет бутафорское, вроде вашего”.

А.К.: “А вы что предлагаете?

П.Ш.: “Я же сказал: вам — ничего. Вы поработали, как могли. Спасибо и на том. Выпейте, отдохните. Не мешайте развернуться другим, которые будут делать деловые конференции с обсуждением всей партией ее вопросов, а не посиделки самовлюбленных тетеревов”.

А.К.: “Может, вы подскажете нам: как надо работать?

П.Ш.: “У нас был случай во время забастовки на “Тентекской” 12 лет назад. Собираясь в конференц-зале, все шахтеры, три тысячи человек, в течение трех дней обсудили, какие у них требования к правительству Терещенко. Ни один начальник ни одного шахтера этой шахты до сих пор не разубедит в том, чего этот человек хочет. Идеи повременной оплаты труда горняков возникают тут и там в среде шахтеров до сих пор…”

А.К.: “А если мы будем так же обсуждать?

П.Ш.: “Не будете. Вам это не надо”.

А.К.: “Кому – вам?”

П.Ш.: “Руководству партии. Вас устраивает существующая конструкция партии: голова — задница. Вы боитесь предоставить слово людям, чтобы не дать им возможности обсудить и ваше, в том числе, поведение, и профессиональные способности. Партия создана по удобному вам принципу: “я – начальник, ты — дурак” и демократической названа для привлекательного декора”.

А.К.: “Вы слышали о последнем митинге?

П.Ш.: “Он отражает вашу растерянность и неготовность. То вы власти послушны, то вдруг взбрыкнулись без конкретных целей, кроме самоутверждения. Навезли старушек. Столкнули их с полицией. Безнравственно. Что сказать-то и кому хотели?

Народ – не молчи, ДВК поддержи? А почему ДВК? Почему не какую другую партию?

Чем вы заработали доверие к себе? Где показали, что вы иные?

А.К.: “Хорошо. Мы поняли. А что вы скажете о предстоящих выборах?

П.Ш.: “Да мне на них…

А.К.: “А что мы должны делать, как считаете?

П.Ш.: “Кто — вы?

А.К.: “Оппозиционно настроенные люди. Участвовать в выборах или нет?”

П.Ш.: “Вы за всех не говорите. Скажите, что лично вы хотите. Остальное наложится…”

А.К.: “Я хочу, чтобы победила ДВК…”

П.Ш.: “Ну прям как Олег Кошевой…За Родину, Правду и Свободу. Но я в вашу голову не лезу. Ваши личные интересы при вас. И если вы, как руководство, спрашиваете у населения, идти ли ДВК на выборы посоветую следующее: в выборах можно участвовать с целью использовать трибуну для общения с народом и перед самым голосованием снять себя с дистанции, чтобы не подыгрывать режиму своим участием в выборах, как вы уже делали и не раз. (Азамат).

Можно поучаствовать во всей процедуре выборов и даже организовать надзор за процессом голосования, чтобы предъявить доказательства отечественной и мировой общественности его незаконности и не демократичности…

В случае же неожиданного подарка в виде законных выборов, можно и попасть в парламент со своей конкретной целью. Например, изменения Закона \»О пенсиях\». Или \»О выборах\». Дать себе кратчайший срок для обеспечения своих обещаний и в случае невозможности их выполнения шумно покинуть парламент, показав его несостоятельность.

А можно бойкотировать выборы, чем опять-таки лишить их легитимности”.

А.К.: “А можно конкретнее, без стольких вариантов?

П.Ш.: “Так я же не знаю, чего вы лично и ваша партия действительно, а не декларативно хотите… Да потом… Вы этого делать не будете. Вас пустят и вы пойдете”.

А.К.: “Что нам, как Явлинскому годами резину тянуть?”

П.Ш.: “А куда вы торопитесь? К кормушке? Ваше упоминание о Явлинском понятно – он хапнул по нефтяным квотам от американцев и теперь очень принципиален… Вы тоже хотите набрать “зелени” для своей принципиальности? Ваши желания понятны…”

А.К.: “И все же скажите — участвовать нам или нет?

П.Ш.: “А как вам советовать, если вы своего мнения не имеете?

А.К.: “Мы всех послушаем, а сделаем по-своему…”

П.Ш.: “Зачем тогда играть в выслушивание “мнения народа”? Я же говорю, что вы – пирамида”.

А.К.: “Вот у нас проект новой Конституции РК… Вы читали?

П.Ш.: “Читал. Она сырая по многим, по всем положениям. У нее шовинистическая идеология”.

А.К.: “Что вы имеете в виду?

П.Ш.: “Положение не “титульных” этносов. В проекте видно отсутствие у ДВК своей демократической позиции по этому вопросу”.

А.К.: “Мы обращались к обществу “Лад” и не раз. Но они занимаются отправкой людей в РФ. Им ничего не надо”.

П.Ш.: “Наверное, это так. Но я говорю об отсутствии позиции партии по этой непростой теме”.

А.К.: “Этносы сами должны добиваться своих прав…”

П.Ш.: “А разве в ДВК их нет?

А.К.: “Ну хорошо. Спасибо за ответы. Скажите, а вы можете дать информацию о граждански активных горняках?

П.Ш.: “Нет”.

А.К.: “Почему? Вы, что… нас боитесь?

П.Ш.: “Конечно. Вы сами на ногах не стоите, а изображаете покровителей. Вы тут нашалите и уедете, а там разгребать. Вы должны шахтерам в ноги кланяться за свою суверенность, за что они нещадно были наказаны всеми уровнями власти, а не лезть опять им на шею…

А.К.: “А как профсоюзы сегодня? Все нормально?

П.Ш.: “Нормально. Они создаются и ни на кого не надеются. У них дел — невпроворот. Им, кроме себя, еще и партиями надо заниматься…

Записано практически дословно.

Мы не договаривались о приватности нашей беседы. К тому же Асылбек “Нави” не читает.