Три ярких события последних месяцев привлекли всеобще внимание к энергетике. Во-первых, это, конечно, энергокатастрофа в Москве, после которой все разом стали гадать-прикидывать: а не повторится ли такое у нас.
Во-вторых, это еще не законченная история с продажей Алматы Пауэр. А в потемках этих двух взбудораживших обывателей электроявлений относительно тихо приближается-таки к финалу еще один не менее (на самом деле – более) касающийся населения энергетический процесс – продажа Экибастузской ГРЭС-2.
Но что хорошо: вспышка общественных страстей вынудила всех официальных участников истории с АПК выложить свои (оправдывающие их) версии “почему мы дошли до жизни такой”. В результате аукцион, который предполагался тихим таким междусобойным мероприятием, превратился в информационный фонтан, выплеснувший много чего полезного и интересного.
Версия “Народного банка” такова: на начало обращения взыскания на имущество совокупная задолженность АПК перед НБ превышала 8 млрд. тенге, и образовалась за счет того, что банк, помимо действовавшей кредитной линии АПК на сумму $10 млн., рефинансировал крупную задолженность этой компании перед иностранным банком (интригующая подробность про крупную задолженность перед иностранным банком, не правда ли?) После этого НБ по просьбе заемщика перед отопительным сезоном увеличил размер кредитной линии до $16 млн. с тем, чтобы АПК смогла надлежащим образом подготовиться к зиме.
Но поскольку на тот момент у заемщика не было свободных активов, а банк не мог кредитовать без обеспечения на столь большую сумму и на длительный срок, акимат Алматы обеспечил предоставление НБ дополнительно в залог две гостиницы. В результате последний транш финансовых ресурсов банк предоставил АПК “в самый разгар прошедшего отопительного сезона по просьбе самого заемщика, опасавшегося неконтролируемых (!?) действий своего иностранного кредитора, которые могли бы вызвать социальное напряжение в обществе”. При этом банк, понимая значимость этого вопроса, рефинансировал АПК на льготных условиях — с вознаграждением в 9% годовых.
Однако за этот период существенно увеличилась кредиторская задолженность АПК и перед третьими лицами, превышающая на сегодняшний день 11 млрд. тенге, при этом — без видимых перспектив ее уменьшения и погашения.
В данных обстоятельствах НБ и вынужден был объявить дефолт заемщику. И что характерно: само объявление дефолта и осуществление всех последовавших за этим процедур согласовывалось как с самим заемщиком, так и с акиматом Алматы.
Теперь слово новому акиму, который тоже признает, что принадлежащая городу энергокомпания – банкрот:
Наблюдался постоянный рост задолженности АПК перед бюджетами всех уровней, перед поставщиками, перед банками, все основные производственные активы компании были заложены. В итоге общая кредиторская задолженность АПК составляет почти 19 млрд. тенге, или $150 млн., из них порядка 8 млрд. тенге — долг перед Народным банком; 6,2 млрд. — перед бюджетом; 4,3 млрд. — перед поставщиками и подрядчиками.
При этом конечно, вины нового городского главы в этом нет:
Решение проблемы, связанной с деятельностью АПК, должно было состояться несколько лет назад, когда стали назревать первые признаки системного кризиса в энергокомплексе Алматы. Тогда мы не имели бы сегодня столько спекуляций на эту тему.
Ну без этого никак нельзя, — акимов для того и переводят иногда с места на место, чтобы каждый новый имел возможность (без всяких спекуляций) смело оглашать, что тут наворочали до него (без каких-либо последствий для перемещенного лица, само собой). (После чего преемник может смело разгребать “завалы” предшественника уже в свою сторону…)
Разумеется, за сегодняшние спекуляции на эту тему никакой ответственности не несет и человек, занимавший пост главы Правительства несколько лет назад, как раз тогда, когда стали назревать первые признаки системного кризиса в энергокомлексе Южной Столицы.
Да и где теперь найдешь этого человека?
Ну ладно, старое ворошить, — только расстраиваться. Что же делать-то?
Имангали Тасмагамбетов не видит альтернативы продаже АПК в частную собственность.
Аргументация:
За пять лет, пока АПК находилась в коммунальной собственности, на ее развитие из бюджета было выделено всего 4 млрд. тенге. При этом за тот же период объем заемных средств составил около 8 млрд. тенге. Получается, что жизнедеятельность энергокомплекса фактически обеспечивалась за счет кредитных заимствований. В течение длительного времени АПК является глубоко убыточным предприятием, испытывающим значительное ухудшение финансового положения, с большой зависимостью от заемных средств и инвестиций для проведения капитальных ремонтов и обновления основных средств.
И тут же конкретизация, что значит глубокая убыточность:
Реальная ситуация с АПК такова, что рентабельность производства электроэнергии составляет ноль, производство и распределение теплоэнергии — убыточны. По итогам прошлого года убыток компании составил $11 млн., по позапрошлому году — $32 млн. Какая экономика выдержит это?!
Вывод: энергокомплекс города спасет именно реструктуризация, передача АПК инвестору для серьезных, кардинальных вложений в ремонт и обновление оборудования, а не мизерная поддержка бюджета.
Объем вложений тоже назван:
Сегодня для нормального функционирования АПК помимо погашения долгов необходимо произвести инвестиционные вливания только в этом году в размере 15 млрд. тенге (свыше $100 млн.)
Бюджет не в состоянии покрыть эту сумму. А до 2015 года необходимо обеспечить инвестирование данного комплекса в сумме 142,6 млрд. тенге.
То есть, на период чуть больше нового президентского срока надо будет вложить в энергетику Алматы ни много ни мало, а … более миллиарда долларов США!
Конечно, после таких расчетов вполне к месту и заключительный аргумент в пользу того, что пусть лучше частник и тратит столь гигантские суммы. А высвобожденные бюджетные средства, которые должны уходить в бездонный АПК, лучше вкладывать в социальную инфраструктуру города.
Ну что же, если человек излагает с железной логикой, как не согласиться?
Если АПК – бездонный, зачем бросать в эту прорву бюджетные средства? Разумнее, действительно, что-нибудь другое, приятное для алмаатинцев, на них построить.
Вот это называется: разумный государственный подход, или по-современному – менеджмент. Не то, что раньше:
Начиная с 2002 года, менеджмент здесь практически отсутствовал. Коль собственность муниципальная — значит, государство полностью самоустранилось от той работы, которая должна была проводиться в этом энергокомплексе.
Не подумайте, что это – опять камушек в огород бывшего акима. Виктор Вячеславович благополучно правил городом и до этого рокового года, и после. Причем ничем таким новым его поведение в 2002-м отмечено не было. И ремонты в АПК перестали проводиться не с 2002 года, а на шесть лет раньше, так что менеджмент – он какой был, таким и остался.
Да, в 2002 году у АПК сменился собственник, а у Правительства – Премьер, но менеджмент (на наш взгляд) каким был, таким и остался.
Итак, только частник может привести в городскую энергетику нормальный менеджмент. Что ж, поверим главе города на слово, ему виднее…
Но здесь вот какая закавыка:
Эти самые 15 миллиардов тенге на этот год, плюс по столько же все следующие десять лет, – их хоть частный собственник, хоть поставленный от государства менеджер, сможет получить только из одного источника – из тарифов. Конечно, можно взять кредит, опять заложить что-нибудь, но возвращать-то, в конечном счете, придется через тариф, то есть – брать эти деньги с горожан. Причем чем больше будет кредитов, чем больше следующих дефолтов и перепродаж новым хозяевам – тем больше в тариф придется вставлять не только средств на сами ремонты и ввод новых мощностей, но и на покрытие всех кредитно-аукционных кульбитов.
А тарифы, между прочим, устанавливаются государством, к которому новый хозяин АПК, кто бы им ни стал, все равно обратится – больше то не к кому. Причем в разбираемом нами случае государство – это аким города.
И придется акиму решать такую дилемму: была бы АПК у него в собственности, он бы, по крайней мере, в тарифы прибыль частного собственника не вписывал. Хотя, с другой стороны, чтобы обойтись без частника, надо акиму где-то взять такого управляющего, который бы не просто бастыком по блату сидел, и не просто “разруливал” бы финансовые потоки, а знал бы дело, да наладил бы работу. Глядишь – и заработала бы энергетика нормально, как когда-то…
Только где аким такого найдет?
Пожалуй, частник действительно лучше!
***
Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.
\»Алма-Ата ИНФО\», 01.07.05г.