Сегодня “Итоги” рассказывают казахскую легенду о том, что ветхозаветный Ной, или, как его называют мусульмане, Нух, причалил на своем ковчеге не к Арарату, а к горе Казыгурт, что под Шымкентом.
“На протяжении многих лет ученые, краеведы и путешественники ищут и не могут отыскать следы знаменитого Ноева ковчега, благодаря которому, согласно библейским текстам, на нашей планете сохранились жизнь и род человеческий. Ищут ковчег на Арарате, на Синае, в горах Азербайджана и на Черноморском побережье. А вот с легкой руки казахских исследователей список мест, где мог бросить якорь легендарный патриарх, пополнился еще одной географической точкой. Это гора Казыгурт, расположенная в 60 километрах от южноказахстанского города Чимкент (Шымкент)”.
Местные власти уже начали здесь строительство монумента под названием “Ковчег пророка Нуха”. “Его возведение обойдется местным властям в 24,5 миллиона тенге (180 тысяч долларов). Общая площадь монумента составляет приблизительно 1800 квадратных метров. Через несколько лет на этой территории появится оазис с зоной отдыха и автостоянкой. С окрестных сел сюда свезут деревья и цветы, а для того чтобы палящий зной не погубил растительность, у подножия перевала уже прорыли три артезианские скважины, из которых воду насосами будут подавать к саду”, — сообщает издание.
“Итоги” пишут, что казахские писатели и поэты неоднократно пытались исследовать достоверность легенды о казыгуртском Ноевом ковчеге. Писатель Сауырбек Бакбергенов в своих трудах пересказывал местные предания о том, как великие воины перед дальними странствиями приходили поклоняться этой горе. В трудах казахского поэта-философа XV века Асан Кайгы также встречаются упоминания о деяниях Нуха: \»Казыгурт является горой, помилованной и благословленной Богом, потому что в тебе много добрых качеств, потому что к тебе пристал ковчег пророка Нух\».
Научный сотрудник южноказахстанского областного краеведческого музея Владимир Горянов считает, что “если говорить о библейской трактовке, то Ной, согласно тексту, причалил на горах Араратских. По Корану пророк Нух остановил ковчег на горе Аль-Джуди. Такое географическое название не значится на картах Казахстана. В переводе с арабского \»аль-джуди\» означает \»возвышенное место\», то есть пророк мог найти сушу на любой из возвышенностей. Поэтому, если придерживаться принципа \»Не отрицает — значит подтверждает\», то вполне возможно, что этим местом является гора Казыгурт. Ну а право утверждать, на каком именно склоне это произошло, я оставлю местным жителям”.
“Коммерсантъ” передает, что министр обороны США Дональд Рамсфельд прибыл с двухдневным рабочим визитом в Бишкек.
“Это уже второе после падения режима Аскара Акаева посещение Киргизии главой Пентагона. Министру предстоит обсудить с новыми властями республики чрезвычайно важный вопрос — о дальнейшей судьбе находящейся на территории Киргизии американской военной базы Манас. В свете последних заявлений киргизского руководства ее будущее выглядело весьма неопределенным”.
Ъ пишет, что за четыре месяца, прошедшие после \»тюльпановой\» революции, это второй визит Дональда Рамсфельда в Кыргызстан. В первый раз прилетев в Бишкек в апреле, министр обороны США стал первым высокопоставленным зарубежным чиновником, посетившим республику после падения режима Аскара Акаева.
“В ходе состоявшихся в апреле переговоров Дональда Рамсфельда с и. о. президента Киргизии Курманбеком Бакиевым вопрос о пересмотре статуса базы Манас и сроков ее пребывания в республике не поднимался. По итогам переговоров Курманбек Бакиев заявил, что \»не считает необходимым увеличивать вооруженные силы других государств на территории Киргизии\», однако при этом указал на то, что \»все принятые Киргизской Республикой обязательства в области военного сотрудничества будут выполнены в полном объеме\».
Однако затем ситуация вокруг базы Манас стала драматически меняться, причем по неблагоприятному для Вашингтона сценарию. На состоявшемся 5 июля саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане была принята декларация, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Главы государств-членов ШОС фактически предложили США вывести свои базы из региона. Поначалу в Вашингтоне попытались было не придать декларации ШОС слишком большого значения, выразив мнение, что данный документ — не более чем политическое заявление, не имеющее юридической силы во взаимоотношениях Вашингтона со среднеазиатскими странами. Однако вскоре стало очевидно, что декларация ШОС возникла не на пустом месте. На первой президентской пресс-конференции Курманбек Бакиев снова затронул вопрос об американской базе. При этом, к явному неудовольствию Вашингтона, он подтвердил свою приверженность позиции, высказанной недавно на саммите ШОС в Астане”.
Таким образом, нынешний визит шефа Пентагона в Бишкек носит экстраординарный характер.
\»Известия\» добавляют, что министр обороны США Дональд Рамсфелд прибыл в Бишкек \»для обсуждения вопросов военного сотрудничества двух стран\», — так звучит официальное разъяснение цели его двухдневного рабочего визита. \»Однако, по словам источника в киргизском кабинете, глава Пентагона намерен обсудить с президентом Курманбеком Бакиевым и министром обороны Исмаилом Исаковым одну вполне конкретную тему — судьбу базы ВВС США \»Ганси\» на территории международного аэропорта \»Манас\».
Газета полагает, что если американцам все же придется оставить базу \»Ганси\», им на смену придут французы. Точнее — два французских самолета-заправщика, входящие в состав коалиционных сил по обеспечению безопасности в Афганистане. Как сообщила в интервью газете \»Монд\» министр обороны Франции Мишель Альо-Мари, \»самолеты будут базироваться в бишкекском аэропорту \»Манас\».
“Независимая газета” пишет, что в эти дни в Кыргызстане полным ходом идет подготовка к инаугурации Курманбека Бакиева, которая намечена на 14 августа. Новая власть намерена с размахом отметить победу в революции. На официальную церемонию вступления Бакиева в должность президента приглашены руководители государств СНГ, Китая, США и других.
А по поводу визита министра обороны США Дональда Рамсфелда НГ не исключает, что США намерены сделать официальному Бишкеку предложения, от которых трудно будет отказаться, — в обмен на обещание не поднимать вопрос о сроках вывода американской базы с киргизской территории.
В интервью НГ Дмитрий Саймс, президент Центра Никсона (Вашингтон) комментирует противоречия между Россией и США на постсоветском пространстве, а также анализирует ситуацию в Центральной Азии в связи с начавшимся визитом главы Пентагона Дональда Рамсфелда в регион и прогнозирует развитие отношений США и Китая.
— Чем вы объясняете недоверие Москвы к действиям США на постсоветской территории, а конкретно в Центральной Азии? У нас ведь стратегическое партнерство, может быть, пора доверять друг другу?
— Одна держава, такая как США, начинает играть доминирующую роль, американское присутствие растет на периферии России, которая недавно сама была сверхдержавой. Причем речь идет не только об американской военной роли в Афганистане, но и об американском желании поощрять определенные политические процессы на постсоветском пространстве… Было бы, напротив, странно, если бы в Москве это не вызывало определенной озабоченности. И в Вашингтоне, надо отдать должное администрации Буша, не требуют невозможного, то есть чтобы такой озабоченности не было. Американская администрация давно предлагала начать широкие дискуссии с Москвой, возможно, создать некую рабочую группу для обсуждения российских и американских интересов и взаимодействия на постсоветском пространстве. Думаю, что это тема серьезная, и понятно, почему она постоянно возникает. Другое дело, когда люди начинают сгущать краски и приписывать друг другу самые темные намерения. Например, видеть за американским военным присутствием в Узбекистане желание вмешаться во внутренние дела этой страны, хотя это однозначно не так. На сегодняшний день база в Узбекистане дает политические рычаги Ташкенту, а не Вашингтону. Поэтому, если кто-то утверждает, что американцев срочно необходимо выгнать из Узбекистана, потому что они могут свергнуть режим Ислама Каримова, то этой логики мне очень трудно придерживаться. Ведь факты ее никак не подтверждают. Озабоченность мне понятна, а вот желание наказать Америку, не подумав о последствиях и не считаясь с объективными фактами, — это мне принять очень трудно.
— В декларации саммита ШОС содержится призыв к созданию \»справедливого миропорядка, базирующегося на подлинно партнерских отношениях без претензии на монополию и доминирование в международных делах\». Ранее президент Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао высказались в пользу многополярного мира. Все это некоторые обозреватели толкуют как своего рода вызов единственной сверхдержаве — США. Разделяете ли вы эту оценку?
— Полагаю, что другой интерпретации тут быть не может. И мне понятно, почему руководители России и Китая не захотят говорить об этом прямо, как не хотят говорить некоторые вещи открытым текстом в Вашингтоне, когда идут на геополитические шаги, приводя свои интересы в баланс с возрастающей ролью Китая и России. Но намерение Москвы и Пекина совершенно очевидно — нет в мире иной сверхдержавы, кроме Соединенных Штатов, которая возражает против многополярности и которая говорит про универсальность своих принципов и интересов. То есть просто невозможно представить, кого еще помимо США могли иметь в виду. Только так это и воспринимается, кстати, в официальных кругах в Соединенных Штатах.
— Насколько актуален, на ваш взгляд, этот призыв? Насколько широко в международных делах распространилась позиция многополярности мира? Правомерно ли сводить эту оппозицию Соединенным Штатам лишь к подходам треугольника \»Москва-Пекин-Дели\»?
— Не только Россия и Китай, но и многие другие державы, в том числе союзники США по НАТО, выражают озабоченность особой ролью Соединенных Штатов после конца холодной войны и распада СССР. Именно об этом говорил президент Франции Жак Ширак, характеризуя США как \»гипердержаву\». Подобные настроения сильны в Германии, по крайней мере в кругах правительства канцлера Герхарда Шредера. Исторически так сложилось, что когда одна держава оказывается доминирующей (будь то в масштабах региона или же всего мира), это всегда ведет к озабоченности и на известном этапе даже к противодействию, желанию создать геополитический баланс. Это, на мой взгляд, абсолютно нормальное явление. Оно не может радовать Вашингтон, но он это понимает и с неизбежностью этих настроений считается. С другой стороны, хочу напомнить: Соединенные Штаты не назначали себя сверхдержавой, так получилось в результате исторических обстоятельств. Это открывает для Америки особые возможности, но является и большим бременем. Просто на данном этапе в Вашингтоне не видят иной архитектуры международных отношений, которая могла бы изменить эту американскую доминирующую роль.
По крайней мере в военном плане США совершенно очевидно являются сегодня преобладающей державой. Другой вопрос, какие выводы из этого сделают в администрации президента Джорджа Буша и до какой степени будут стремиться к тому, чтобы политика соблюдения американских национальных интересов не проводилась методами, которые антагонизировали бы остальные серьезные державы, в данном случае Китай и Россию. Это было бы для Америки весьма опасно.
***
При составлении обзора использованы материалы дайджеста \»Центральноазиатские новости\» от ИА \»Фергана.Ру\»


