Балиева разбушевалась

МК в Казахстане” пишет о том, как министр Загипа Балиева устроила разнос своим подчиненным. Так в статье отмечено, что, будучи главой Центризбиркома (почти 10 лет), г-жа Балиева всегда умела оставаться кроткой, выдержанной и обаятельной. В минувший же вторник журналисты, приглашенные на полугодовую коллегию Минюста, увидели новую Балиеву. “Министр то и дело прерывала клятвенные потоки “оправдать оказанное им доверие” и хлестала резкими фразами своих подчиненных за “серьезные упущения и недостатки в работе”, — пишет “МК в Казахстане”. Больше всех досталось руководителям комитета по регистрационной службе и по вопросам защиты интеллектуальной собственности. “Не только население, но и сами сотрудники Минюста не знают, как защищать свои авторские права”, — заявила г-жа Балиева. Далее последовали лозунги: “Коррупция и Минюст – вещи несовместимые”! Как отмечает газета, этот лозунг министра прозвучал после пламенного спича о том, как по ее же приказу были установлены тарифы за ускоренное изготовление паспортов и удостоверений личности.

Газета “Литер” рассказывает своим читателям “реальные” сказки, о том, что в Алматы можно без всяких проблем приобрести однокомнатную квартиру за 15 тысяч долларов. Как утверждает со страниц газеты председатель правления АО “Казахстанская ипотечная компания” Майко Сагиндыкова, оказывается это вполне реально. Впрочем, есть одно маленькое “но”. Вы можете получить вожделенную квартиру за сравнительно небольшие деньги, если вы: бюджетник, социальный работник или на худой конец молодожены с ребенком. Если у вас неполная семья, то не видать вам недорогой квартирки как своих ушей, поскольку по словам г-жи Сагиндыковой, “все наши банки сегодня являются частными организациями, и поэтому у них в рыночных программах официальных льгот, как таковых, не имеется”. Кроме того, учитывая тотальный дефицит “дешевой” жилплощади, вы должны умудриться попасть в сформированный департаментом список жилья. А как вы это осуществите, это уже, извините, ваши проблемы. На вопросы возмущенных читателей о том, что зарплата учителя (12 тысяч тенге) не позволяет получить кредит по государственной программе, председатель правления любезно пояснила, что это не помеха, нужно только найти созаемщика. “Я всю жизнь работаю с розничной клиентурой и последние пять лет – с ипотекой. Наша статистика говорит, что средняя зарплата учителей состоит не только из учительской ставки. Я еще не видела ни одной учительницы, которая работает только в государственной школе. Все работают на полставки–ставку в коммерческих школах, и многие получают ссуду, причем не только по государственной программе доступного жилья, но и по рыночной программе”, — говорит Майко Сагиндыкова. На замечание молодой учительницы о том, что у нее еще нет 30-летнего стажа и дополнительной работы в элитной школе, г-жа Сагиндыкова вполне резонно замечает: “Я банковский служащий и отвечаю на вопросы ипотечного кредитования. На ваш вопрос вам надо искать ответ в других источниках”.

На просьбу читателей посоветовать, какой банк лучше выбрать, председатель правления КИК отмечает: “Не надо в банки ходить. У каждого банка есть сайт, где размещены все условия по кредитам. Кроме того, на сайтах можно задать интересующие вас вопросы, и вам непременно ответят. Ведь за сайтом следит руководство банка. … Изучите сайты банков и Казахстанской ипотечной компании — это самый легкий путь для получения информации”. Что делать тем, кто не имеет выхода в интернет или вообще не работает на РС, это видимо уже другой вопрос, и отвечать на него г-жа Сагиндыкова, видимо, уже не уполномочена.

Далее “Литер” рассказывает о “Тайне красного озера”, которую попытались раскрыть корреспонденты газеты. Итак, журналистам удалось выяснить, что в 2 километрах от станции Шамалган по Карагандинской трассе проехать невозможно. Устойчивый резкий запах идущий от красного озера сразу безжалостно бьет в нос. “Красное озеро больше похоже на реку, тянется оно далеко. Если встать на бугор, то и не видно, где красная река-озеро начинается и заканчивается”, — пишут журналисты. Зато виновник всех бед – спиртзавод, как на ладони. По наблюдению журналистов ни комаров, ни лягушек, ни всякой там живности мелкой у озера нет. Зато есть люди, живущие близ озера. Которым однажды удалось добиться приостановления спиртзавода. Но видно только на время. По словам чиновника, который согласился на чистосердечное признание лишь после клятвенного обещания корреспондентов не выдавать ни его имени, ни фамилии, ни должности, об этом озере знает даже президент. “Помните, в прошлом году с ним была прямая линия и в студию дозвонился станичный студент? Он рассказал об озере, о том, какое оно красное и какой издает запах. После этого к нам стали ездить экологические службы, это продолжалось какое-то время, а потом прекратилось. Озеро, каким было, таким и осталось”, — говорит чиновник. Проводящим расследование “литеровцам” так и не удалось встретиться ни с главным инженером завода, ни с руководством спиртзавода. Зато есть “вещественное доказательство” — бутылка с озерной водичкой. Которую неугомонные журналисты направили на исследование в лабораторию республиканской СЭС. Результаты полного биологического и химического анализов будут готовы примерно через неделю, но тайну красного озера “литеровцы” все же намерены раскрыть до конца и рассказать об этом в одном из номеров газеты.

Экспресс К” сообщает, что отныне по специальному решению руководства РГП “Спецкомбинат ритуальных услуг” стоимость похорон в южной столице возросла на 3 тысячи тенге. Если раньше цена могилы равнялась 7 тысячам, то теперь составляет 10 тысяч тенге. “Кто откажется (платить), — пишет газета, — тому доступ на кладбище и разрешение на захоронение заказаны”. Возмущенные этим решением предприниматели провели вчера пресс-конференцию, на которой заявили, что глава РГП явно злоупотребил своим служебным положением. “Мы не видели никаких постановлений городского акимата или маслихата, — говорит президент НАП Талгат Акуов. — Кроме того, если на положенные семь тысяч тенге касса центрального кладбища выдает чеки, то на доплату в три тысячи тенге чеки не выбиваются. На мой взгляд, одно это уже говорит о том, что увеличение стоимости захоронения незаконно, а деньги просто попадают в чей-то карман”. В связи с нововведениями и с монополизацией городского рынка ритуальных услуг, отмечается в статье, частные фирмы занимающиеся ритуальными услугами вынуждены будут повышать свои расценки перед населением, вкладывая в них дополнительные затраты из расчета 3 тысячи тенге на покойника.

Известия Казахстан” отмечают, что “перегрева” экономики нет. Но “систему охлаждения” подготовить нелишне”. Возможный “перегрев” экономики стал основной темой, обсуждаемой на вчерашнем заседании правительства, на котором премьер-министр Даниал Ахметов подчеркнул, что столь пристальное внимание к этой теме со стороны исполнительной власти вовсе не означает, будто экономика Казахстана пришла к показателям, характерным для “голландской болезни”. Однако определенные предпосылки, судя по отчетам Министерства экономики и бюджетного планирования (МЭБП), к этому “заболеванию” в стране имеются, в связи с чем правительство и решило разработать комплекс “профилактических” мер. Поскольку согласно отчету министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, уровень инфляции с января по июль этого года на 1,1% выше, чем за аналогичный период прошлого года. “А в среднегодовом исчислении инфляция увеличилась на 7,3% при заданном Кабмином коридоре от 5 до 7%, то есть с увеличением среднегодового прогнозного параметра на 0,3%”. В связи с этим премьер-министр подчеркнул, что финансовый блок правительства обязан постоянно “мониторить” ситуацию с ростом инфляции и факторами, влияющими на этот рост.

Газета “Время” сообщает о том, что “На нашего посла всех собак повесили”. Речь идет о том, как посол РК в Туркменистане попался при попытке провезти контрабанду — ценных туркменских собак породы алабай, которые “были уже фактически проданы покупателю в Казахстане за 7,5 тысяч долларов”. Нелепое подозрение пало на посла Казахстана в Ашхабаде Вячеслава Гиззатова, который якобы не только выступил посредником при совершении этой сомнительной сделки, но и взялся лично переправить живой товар через границу на автомашине с дипломатическим номером. В свою очередь Казахстанское Министерство иностранных дел, как и подобает внешнеполитическому ведомству уважающей себя региональной супердержавы, отреагировало с только ему присущим достоинством: “Произошедшее следует рассматривать как досадное недоразумение”.

Далее в статье “Баха. Вторая кровь”, газета рассказывает о злоключениях заместителя акима ЮКО Бахытжане Аширбаеве. Напомним, 26 июня зам. акима провел несколько часов в камере предварительного заключения. Поводом для задержания Аширбаева послужило заявление владельцев шымкентской зоны отдыха о том, что чиновник якобы не оплатил услуги заведения. “Это уже второй громкий скандал, в центре которого оказался Аширбаев — отмечает “Время” — Первый разразился еще в советские времена. В 80-х годах молодого и перспективного главного архитектора Шымкента уличили в просмотре “Рэмбо. Первая кровь”. По тогдашним понятиям это было едва ли не равнозначно преступлению. В результате Бахытжану Кудайбергеновичу пришлось расстаться с креслом”. Теперь идет повторение истории. В минувшую пятницу г-н Аширбаев оставил свой пост. Также газета напоминает, что вместе с зам. акимом были уволены и полицейские, которые в тот злосчастный день, выполняя свои служебные обязанности, оказались в том злополучном кафе. “Они превысили свои должностные полномочия. И нарушили внутреннюю инструкцию, определяющую регламент их действий. Кроме того, задерживая и обыскивая меня, они нарушили закон”, — объясняет свою позицию Аширбаев. Между тем, полицейские, уволенные в результате конфликта с зам. акима, намерены защищать свои права в суде. По словам майора полиции Оразымбета Сапарбаева, его уволили 7 июля, через два дня после пресс-конференции Аширбаева, на которой он обвинил полицейских в незаконном задержании, а также нанесении ему телесных повреждений. Как сообщает газета, “шесть сотрудников батальона, в том числе два офицера и четыре сержанта, принимавшие участие в задержании чиновника, переданы в распоряжение кадровой службы, и против них возбуждено уголовное дело. Однако, согласно книге учета записей второго отдела полиции, куда был доставлен чиновник, полицейские задержали лишь скульптора Н.Рустемова. Запись же о задержании самого Аширбаева, а также отчеты полицейских о происшествии из книги изъяты”.

Комсомольская правда Казахстан” сообщает о том, что, несмотря на то, что “акимат города ничего не имеет против фестиваля “Азия Дауысы”, в этом году на это мероприятие денег из бюджета выделено не будет. Связано это с тем, что во время празднования юбилея Победы, городская казна понесла большие траты. По словам директора Департамента культуры Алма-Аты Кадырали Болмана, “деньги ушли в первую очередь на капитальную реконструкцию Парка им. 28-ми гвардейцев-панфиловцев, помощь ветеранам в решении их бытовых проблем”. “И потом, акимат южной столицы начал строительство нескольких развязок на дорогах города. А это тоже, надо сказать, приличная статья расходов”, — говорит Боламан. Кстати, в этом году руководство “Медео” обратилось к акиму Алматы с просьбой впредь не проводить здесь фестиваль. Дело в том, что после каждого конкурса на высокогорном катке портится покрытие, а на местах, где должен быть лед, появляются трещины. Да и к предстоящей зимней Олимпиаде, пусть пока весьма призрачной, готовиться нужно. Впрочем, возможно еще не все потеряно. Сейчас активно ведутся переговоры с Министерством культуры и общественного согласия, которое уже выразило желание выдать необходимые средства, а городской акимат пообещал генеральному директору фестиваля “Азия Дауысы” Мурату Иргалиеву, вместо высокогорного “Медео” для проведения конкурса предоставить Дворец Республики или Центральный стадион.

Курсивъ” опубликовала на своих страницах прелюбопытную новость из Индии. Небезызвестный в Казахстане индийский бизнесмен Лакшми Митталл, владелец крупнейшей в мире сталелитейной корпорации “Митталл Стил”, частью которой является Карагандинский металлургический комбинат и Индийская национальная нефтяная корпорация ONGC, создал два совместных предприятия для разработки нефтяных проектов в мировом масштабе. Одна компания займется покупкой долей в нефтегазовых проектах за пределами Индии, а вторая — реализацией сервисных контрактов на переработку, перевозку и трейдинг энергоносителей. Как отмечает “Курсивъ”, “эксперты особо подчеркивают связь с созданием двух СП и недавно подписанным в Астане Соглашением о разделе продукции между НК “КазМунайГаз” и российской компанией “Роснефть” по каспийскому проекту “Курмангазы” с извлекаемыми запасами от 900 до 1 млрд. тонн нефти”. Также газета отмечает, что индийские нефтяники уже имеют предварительное согласие казахстанской (да и российской) стороны право на 20%-ную долю в проекте “Курмангазы”. Правда, Индия не получила жестких гарантий от Астаны и Москвы, что это обещание будет выполнено. Но сейчас, помимо проекта “Курмангазы” индийские нефтяники проявляют интерес еще к десятку менее крупных нефтяных проектов на казахстанском шельфе Северного Каспия. “Еще ранее, — пишет “Курсивъ”, — интерес к каспийским нефтяным разработкам проявил Лакшми Митталл. Он предложил казахстанскому руководству построить в Актау СП по строительству труб и стальных конструкций для морской нефтяной индустрии”. Однако работающие на казахстанском каспийском секторе западники пренебрежительно отказались от услуг завода Митталла. Теперь Лакшми Митталл решил пойти другим путем и заключил сделку с индийской госкорпорацией, “гарантируя от них размещение заказов как для будущего Актауского завода, так и для Кармета”, одновременно рассчитывая на получение доходов от высокоприбыльного, хотя рискованного нефтяного бизнеса”.

Казахстанская правда” в статье “А с депозитом можно не беспокоиться?” отмечает, что в связи с принудительной ликвидацией \»Наурыз банка\» и возникшими, как следствие, проблемами вновь стал актуальным вопрос гарантирования депозитов. Именно этой теме был посвящен “круглый стол” организованный Агентством по финансовому надзору совместно с Ассоциацией финансистов Казахстана и Казахстанским фондом гарантирования депозитов. Как пишет газета: “наиболее горячие дискуссии возникли по поводу безусловных гарантий по возврату депозитов вкладчикам принудительно ликвидируемого банка и закрепления основных обязательств и прав организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов по выплате гарантированного возмещения депозиторам”. Пока чиновники предлагают установить сумму гарантийного возмещения в размере остатка по депозиту без начисленного вознаграждения, размер которой не должен превышать 600 тысяч тенге. Также в статье отмечено, что участники мероприятия обсудили еще и вопрос о роли Фонда гарантирования депозитов. Как считает глава АФН Болат Жамишев, “фонд не может быть просто “кассой”, в которую банки отчисляют платежи. В какой-то мере он должен быть участником системы, принимать участие в ликвидационном и надзорном процессах, получать информацию и на ее основе формировать дифференцированные тарифы”.

Капитал.kz” пишет о том, что “национал-патриоты намерены объединиться для того, чтобы правильно, на их взгляд, решить вопросы о языке, земле, разобраться с положением дел в ауле и другими проблемами”. Рассказывая журналистам о своей новой задумке – создании нового движения “Улт тагдыры” (“Судьба нации”), национал-патриоты вспомнили про “Каркаралинскую петицию”, которая, по их мнению, и за сто лет не утратила своей актуальности. В свою очередь политологи, комментируя заявление национал-патриотов, отмечают, что “в последнее время казахстанские национал-демократы заметно активизировались”. По словам Андрея Чеботарева, партии с национал-патриотическим уклоном в республике создавались регулярно, но потом тихо-мирно прекращали свое существование. В свою очередь политолог Сабит Жусупов отмечает, что “подобного рода движения, как правило, инициируются властями”. Тот момент, что члены организационного комитета открыто заявляют о своей нелояльности к президенту, эксперт относит “к фактору более тонкой игры”. С этим мнением согласен и Нурболат Масанов. Политолог считает, что сейчас осуществляется попытка собрать вместе всех националистически настроенных людей под знаменем президента.