Продолжение казахстанскими властями “языкового давления” на русских граждан заставляет думать о наличии “двойных стандартов”

В Казахстане продолжается “плановое” введение в делопроизводство казахского языка. Дошёл он и до северных областей республики, своеобразного “русскоязычного анклава” страны. Понятно, что это вызвало тревогу русских граждан, переживших не одну миграционную волну. Особенно взволнованы те русские, которые ещё трудятся в бюджетных структурах. Они ожидают очередной кадровой “зачистки” и увольнений за “профнепригодность”.

Озабочено не только русскоязычное население, но и значительная часть казахов, не владеющих в достаточной степени казахским языком. Как саркастически заметил один из них: “Скоро русские побегут в Россию, а казахи – в Омскую область”.

Следует отметить, что этот процесс происходит “явочным” порядком, и казахстанские власти ничего не предпринимают для того, чтобы снять возникшее напряжение в обществе. При этом не объясняется, как это соотносится с “официальным” статусом русского языка, прописанным в Конституции РК. Как показала практика, конституционная формула употребления русского языка “наравне” с государственным казахским языком является декларативной и законодательно не обеспеченной.

Неоспоримым является факт, что русские граждане вытеснены из сфер государственного управления, и введение в делопроизводство казахского языка окончательно “вымоет” остатки “русскоязычных” из бюджетных учреждений. Тем самым усилится существующий (пока что ещё не очень заметно) “цивилизационный раскол” казахстанского общества, что в перспективе чревато внутренней нестабильностью и ослаблением государственной устойчивости.

Между тем не легитимный де-факто русский язык по-прежнему остаётся языком-посредником на пространстве СНГ. Сегодня русский язык связывает Казахстан с миром и помимо коммуникативной функции остаётся языком, с помощью которого осуществляется функционирование важнейших систем самого государства. Столь торопливое введение в делопроизводство казахского языка, явно не готового сегодня обеспечить весь комплекс потребностей государственного строительства, представляется мерой со стороны казахстанских властей в большей степени популистской и дискриминационной.

Настораживает то, что в канун президентской выборной кампании вновь искусственно стимулируется языковая проблема. Парадоксально, но по времени это совпало с “законодательным” вытеснением в Украине русского языка. “Оранжевые” демократы, вопреки ратифицированной Украиной европейской Хартии о языках, показали, как ими понимаются права и свободы граждан, введя в действие Гражданско-процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства. Теперь 20 миллионов русскоязычных граждан на всей территории Украины должны пользоваться услугами переводчиков.

Как считают авторитетные эксперты, этот шаг новых украинских властей является попыткой насильственной украинизации русских граждан и вызовом Москве. И этот шаг президента Ющенко, разумеется, не останется без последствий. Как заявил в интервью Kreml.org заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин: “У нас есть рычаги воздействия на тех, кто создают России проблемы”.

Теперь проблемы появятся у президента Ющенко. С 1 января вместо 50-60 долларов за 1000 кубометров газа, Украина будет платить Российской Федерации 160 долларов. Кроме того, российские власти (с одновременным ускорением строительства трубопроводов в обход Украины) сократили объёмы нефти, прокачиваемой по её территории. Москва больше не хочет быть “донором” недружественных государств, а потому политика России на постсоветском пространстве становится прагматичной и избирательной.

Как известно, русские организации в Казахстане поддерживают президента Назарбаева, видя в нём гаранта межнационального согласия и стабильности. Российские власти в лице президента Путина также выразили своё желание видеть во главе государства Нурсултана Назарбаева. Естественно, они не ожидают от него действий, способных ухудшить положение русскоязычного населения.

Продолжение казахстанскими властями “языкового давления” на русских граждан заставляет думать о наличии “двойных стандартов” и неискренности интеграционных инициатив самого президента. Русский язык является одним из связующих элементов СНГ и всего евразийского пространства, и выдавливание “великого и могучего” объективно означает разрушение межгосударственных конструкций, так мучительно создаваемых “тройственным союзом”.

“ЛАДИНФОРМ”