Как \»бульварим\» бульварщина РК-овская?

В мире казахской прессы

\"\"Это когда-то в уже достаточно далекое досуверенное время продукты казахской прессы были похожи на цыплят из инкубатора: с ее страниц отдавало серостью и тоской зеленой, и кто читал, допустим, \»Казахстанскую правду\», тот уже практически не нуждался в \»Социалистiк Казакстан\»: перепечатки и переводы из так называемых центральных изданий дублировали друг друга сплошь да рядом, и читатель (зритель, слушатель), как правило, предпочитал более востребованную, т.е. русскоязычную прессу. Печатное же слово казахоязычное хронически страдало информационной анемией и откровенной ограниченностью по части содержания, что стимулировало, естественное дело, интенсивное уменьшение числа ее потребителей.

Мы еще не говорим, что картина нынче совсем иная, но, слава Аллаху, все же есть хоть не такое уж большое, но движение. Сейчас отечественные media разноцветны: есть и желтые тона, а также, кроме явного официоза, имеются в наличности и еще т.н. пресса с масс-культурой, в особенности пресса бульварная.

Демократия и рынок, которые принимают все тона и полутона, за исключением единственного цвета – серого с его безжизненными оттенками – дают широкий простор поискам в самых разных направлениях. Ведь и в самом деле не все население Казахстана состоит из одних только интеллектуалов с их высоко духовными запросами. Большинство народа, процентов примерно 85-90, где угодно и когда угодно, как известно, из обыкновенной массы обывателей, которым некогда заниматься космическими взлетами и философскими глубинами высоких материй созидательной мысли. Подай им что-то простенькое, понятненькое и занимательненькое – и дело с концом: ты уже выиграл свое очередное сражение на рынке разнообразной печатной (видео, аудио) продукции. К тому же такие образцы mass-media спокойно могут претендовать на массовость, ибо по форме и по содержанию изначально рассчитаны на массового потребителя.

Ясное дело, она, массовая культура с ее обывательским уровнем, никак не способствует утонченному воздействию на чувства и разум человека, усредняет их, упрощает восприятие, но, как говорится, и такая продукция нужна на наших пресс рынках, ибо она практически всегда востребована на пресс рынке.

Я и раньше знал, что подобная пресса для обывателей свободно раскупается и охотно читается разномастной массой “глотателей” легкого чтива, и сейчас вновь убедился, что картина та же: она пользуется постоянным спросом.

Что примечательно, в этом деле преуспели наши коллеги-журналисты из регионов, в особенности тон задают собратья по перу с благодатного юга страны.

Вот послушайте сами: наиболее популярные издания, в числе которых \»Кызык газетi\» (Забавная газета), \»Тамаша\», \»Тунжарым\» (Полночь), \»Замана\» (Наши дни) и др. выходят в Шымкенте и Алматы.

Полистав все шестнадцать полос \»Забавной газеты\», вы, дорогие читатели, в лице вашего обозревателя казахской прессы получили возможность ознакомиться с содержанием довольно занимательного опуса под названием \»Омiрбакига сотталган жiгiт\» (Парень, осужденный на пожизненное заключение), жанр которого можно определить, пожалуй, как сгущенную смесь детектива и авантюрной (приключенческой) литературы, настоянную на любовном сюжете развлекательного характера.

Сюжет – он имеется и довольно притягательный, рассказ этот (если можно так его назвать) сходу приковывает не умудренное внимание такой категории читателей, как, скажем, добрые мещанки-домохозяйки, энергичная молодежь сексуально-патетического возраста и деды-пенсионеры, нуждающиеся в облегченном пищеварении для ума. Такова вот коротенькая канва \»Пожизненного, так по-другому назовем данное произведеньице, зека\».

Есть парень Жарас, отбывший долгое семилетнее тюремное наказание, который сразу же после освобождения из зоны идет и находит:

1) своего друга – бывшего детдомовца, которого, калеку, бросила жена и оставила на произвол судьбы, ограниченного двумя или тремя комнатами казенной квартиры;

2) экс-любимицу, из-за которой, по сути дела, он пострадал в результате безжалостного избиения другого любовника той инте-рес-ной дамы, которая обычно меняет весьма разношерстную публику кавалеров в лице своих постоянно меняющихся секс партнеров и успешно утоляющих кипящие страсти ее ароматно-нежненького и податливого полудевичьего тела.

Вот вернулся Жарас, только вчера сидевший на нарах за жестокие побои, нанесенные пухлой морде и рыхлому пузу их невинно-виновного обладателя, и вновь завязалась любовная история. Экс-любовь экс-заключенного, щедро отдавая полудевичьи сладкие ласки своему старо-новому любовнику, вдохновляет его на новый подвиг – убиение супруга-бизнесмена, ревнивого до невозможности, к тому же диктатора-идиота, которому \»почему-то\» постоянно жалко каких-то 2-3 тысяч зеленых купюр заокеанского происхождения для своей любвеобильной супруги-красавицы. Но несмотря на тиранские замашки \»этого черствого\» мужа-бизнесмена, красотуля Айжан изрядно обеспечена набором необходимого комфорта для современной эмансипированной дамы (иномаркой, мобильником и высокооплачиваемым делом для симпатичных бездельниц с нормальным чувством жаркого, прямо как в центре Южной Африки, обжигающе разжигающего сексосношения), без особого труда добивается согласия пылкого своего любовника на то, чтобы стать на один только миг (но миг смертельный) убийцей \»этого пузатого толстосума, которого она вряд ли потерпела бы, не имей тот роскошно-брюхатого кошелька с обычно шести семизначными цифрами на купюрах евро-баксо-тенгового назначения\».

Словом, все старо, как мир: убирает любовник со своего пути соперника-бизнесмена и тут же чуть не становиться жертвой любовницы-добродетели, которая, отдавшись очередной ласке со старым еще (но другим) любовником в полковничьем чине, сумела направить его наказующий перст на чело \»этого несчастного экс-зека\», который, знаете ли, в один прекрасный день может вспомнить старые обиды и лишить сие беззащитно-нежное существо женского пола самой дорогой ее драгоценности – беззаботно роскошествующей жизни.

Однако каким-то чудом любовник №1 умудряется выскользнуть из-под цепких лап любовника-полковника, причем ограбить первого встречного, убить еще какого-то богача и подготовиться к совершенно благородной миссии мщения. За изменой, как и следовало ожидать, следует наказание: от рук обманутого любовника №1 гибнет сладкая пара в лице заказчицы убийства и киллера-влюбленного. А тот (№1), молодец, дарит все награбленное своему другу-калеке, чтобы он мог ходить нормально, без всяких там костылей и, убрав опять (в который раз!) со своего полуробингудского пути ненавистных изменников, добровольно сдается в руки милиции и в результате всей этой длиннющей детектвно-любовно-приключенческой истории обрекает себя на пожизненное жительство в одной из тюряг строгого содержания. И ждет он теперь друга – экс-калеку, которому тюремные власти дадут разрешение на свидание с приятелем-зеком только через пять долгих лет. Потому что закон таков – как-никак колония строгого режима.

А другая газетенка под весьма благозвучным названием \»Тамаша\» содержит в себе на сей раз (сентябрь 2005г.) довольно миленькие эпизоды из жизни сентиментальной певицы М.Жунусовой, популярность которой, увы, в последнее время стала падать, по ее же словам, из-за политических взглядов супруга-борца за демократию. Но ее, как видно, ничто не остановит: она предана своему искусству и будет продолжать дарить людям светлое чувство соприкосновения с великолепным миром ее очаровательных песен.

Там, конечно, есть и другие достаточно балдежные, душещипательные истории, которые несомненно вызовут читательский интерес дам-обывательниц и других любителей литературного ширпотреба. Но стоит об этом дальше рассказывать? Думаю, нет. Ибо вы, уважаемый нами виртуальный читатель, наслышаны (и наслушаны) о них по мексиканским долгоиграющим телесериалам, а также другим таким же вещицам, \»от которых не так скучно\». Так что не будем скучать, друзья. Вот о чем преимущественно \»бульварит\» отечественная пресса-бульварщина.