Сегодня вышли: “Караван”, “Деловая неделя”, “Панорама”, “Бизнес и власть”, “Право. Экономика. Политика. Культура” и “Айна плюс”.
Вот-вот наступит месяц с момента похищения и убийства Алтынбека Сарсенбаева, его телохранителя Бауыржана Байбосына и водителя Василия Журавлева. Однако тема заказного политического убийства, которая как снежный ком обрастает громкими отставками и разоблачениями, смелыми заявлениями и информационной блокадой некоторых СМИ, акциями протеста и показательными судебными процессами над лидерами оппозиции, а также всевозможными сплетнями и провокациями, до сих пор не сходит с первых полос большинства серьезных казахстанских изданий. Подтверждение тому – сегодняшний день, когда основной темой вышедших газет по-прежнему остается ситуация вокруг смерти знакового политика.
В видовом многообразии свежих материалов можно выделить несколько тенденций.
Первая: материалы-рассуждения. Рассуждения обо всем, что касается расправы над оппозиционером, начиная от причитаний, куда катится наша страна, причем с прозрачными намеками на то, кто виноват и что делать, заканчивая анализом, в том числе и последних громких выступлений политических деятелей.
Вторая: разворачивание уже вызвавшей определенный резонанс пресс-конференции посла США в РК Джона Ордвея. Напомним, если еще вчерашние издания ограничивались в основном сухой передачей того, что сказал американский посол, то сегодняшняя пресса дает более объемные репортажи о встрече дипломата с журналистами. Возможно, конечно, что на это оказало влияние простое наличие времени после женского праздника.
Наконец, третья: рассказы о последствиях постигших организаторов Дня памяти Алтынбека Сарсенбаева и жертв политического террора 26 февраля в Алматы.
Итак, газета “Деловая неделя” публикует передовицу “Безответные мотивы убийства Алтынбека Сарсенбаева”, в которой с места в карьер негодует:
“Когда министр внутренних дел зачитывал заявления на своих брифингах (последнее в переводе с чиновного языка означает, что на вопросы журналистов никто не ответит), у нас (даже тех, кого его пресс-служба не приглашала) была хоть какая-то информация, по которой общество судило о том, как идет следствие. Потом, как известно, ее дополнял Интернет, и все, в общем, двигалось. Хотя, как считали многие скептики, не должно было. Однако после ежегодного послания президента руководство МВД более по делу Сарсенбайулы не сообщало фактически ничего (ну, кроме розыска шин от джипа Мирошникова)…
В результате те, кто еще вчера был доволен следствием, сегодня открыто критикуют его. Депутат мажилиса Серик Абдрахманов высказался по этому поводу еще на прошлой неделе. На этой — он литературно обработал свои слова, назвав, в частности, задержанного Утембаева “скромной тенью своих высокопоставленных господ”, и распространил их вновь…
В свою очередь, “коллега покойного Сарсенбайулы, председательствующий в независимой комиссии по расследованию его убийства, Жармахан Туякбай написал в открытом письме на имя глав МВД и Генпрокуратуры, что “прямое обращение обвиняемого по делу непосредственно к главе государства и его озвучивание… рождает различные домыслы и кривотолки в обществе”.
В то же время “Деловая неделя” недоумевает:
“Непонятно, почему к следствию начали подключаться политики, вроде Серика Абдрахманова или Гани Касымова, которым, казалось бы, информации перепадает не больше, чем остальному обществу. В результате полицейским, которые привычно и автоматически обвиняют во всем СМИ, приходится сталкиваться с необходимостью выстраивать отношения с политиками, которых ранее к оппозиционным не относили.
Что же касается соратников Сарсенбайулы по оппозиции, то те из них, кто не получил сроки за несанкционированный митинг, решили активизировать свое участие в процессе следствия. Так, Жармахан Туякбай… задал бывшим коллегам много специфических вопросов касательно проверок политических оппонентов покойного, непонятного чувства безнаказанности подозреваемого “заказчика” убийства, получения “арыстановцами” оружия на “ночной заработок” и прочего. На некоторые из них опосредовано ответил посол США в Казахстане Джон Ордвей, чьи слова журналисты поспешили интерпретировать, как официальный “одобрямс” со стороны Вашингтона. На самом деле г-н Ордвей, как кадровый дипломат, не сказал почти ничего такого, что нельзя было интерпретировать, по крайней мере, двойственно”.
В целом “Деловая неделя” оценивает пресс-конференцию Ордвея следующим образом:
“Она не только не прояснила вопрос с участием агентов ФБР в следствии по делу Сарсенбайулы, но и не дала окончательного ответа на другой вопрос: верят ли в Федеральном бюро расследований официально обнародованной министром и президентом версии этого преступления?”.
Газета “Караван” почти всю пятую полосу отдала под “политическое заявление”, иначе не скажешь, Дариги Назарбаевой. В своем бесспорно любопытном и своевременном опусе “Дежа вю” Дарига Нурсултановна с успехом апробировала то, что на языке специалистов-психологов называется искусным манипулированием сознания. А философы так вообще отнесли бы ее новое политтехнологическое творение к категории софистики. Почему?! Да потому, что под “маской” внешней правдивости и справедливости ее слов, чувствуется лихо закрученная интрига по сведению счетов с политическими недругами ее мужа.
Действительно, никто не спорит — КНБ в последнее время совсем распоясался на ниве слежки и охоты за идеологически неблагонадежными гражданами. Да – необходимо перепрограммировать основной компьютер наших чекистов, однако, зачем же так нарочито доказывать, что до 2001 они только и занимались, что отвечали на современные вызовы терроризма и наркобизнеса.
Супруге Рахата Алиева рекомендуем почитать свежий номер “Право. Экономики. Политики. Культуры”. Здесь проводится встречная ее интересам линия, как бы выразилась дочь президента, оппозиционно-абыкаевская. То есть, опять же следуя логике размещенной в “Караване” статьи некоторой части демократического лагеря временно, по интересам, объединенной с кланом председателя Сената, как главного кандидата на недопущение всесилия старшего зятя.
В статье “Старую гвардию на покой?! Похоже, угроза покинуть политическую элиту нависла не только над главой Сената”, автор Мухаметжан Адилов пишет: “На фоне смерти трех человек вопрос – удастся ли молодым “ястребам” из окружения президента вытеснить с властного Олимпа Нуртая АБЫКАЕВА (а именно этот вопрос сейчас активно обсуждается в зарубежных и казахстанских массмедиа) – кажется не очень важным и принципиальным. Но на самом деле это не так. Безликость и “сытость” старой гвардии в данном случае на пользу остальным казахстанцам: она-то как раз не будет наглеть и производить силовой передел сфер собственности и влияния.
Молодые “ястребы” – да. Как они это умеют делать, помнят многие, а поскольку их аппетиты с тех пор сильно возросли, да и упущенную за эти годы выгоду нужно компенсировать, пострадать могут все. И не только крупный и средний бизнес – ведь у “ястребов” есть свое окружение, которое тоже хочет вкусно есть и сладко спать, да и по заграницам летать, и шопингу предаваться…
Однако угроза покинуть политическую элиту нависла не только над Нуртаем Абыкаевым, — заключает Адилов. — Похоже, что президент Назарбаев решил в начале своего очередного (второго или пятого, кому как нравится) срока провести апгрейд, или, говоря простыми словами, обновление окружения. Разговоров на эту тему в Астане ходит множество…”.
Далее идет рассуждение о целой группе чиновников “старой гвардии”, включающей таких фигур, как нынешний министр индустрии и торговли Владимир Школьник, аким Восточно-Казахстанской области Виктор Храпунов и главный финансовый полицейский Сарыбай Калмурзаев, назначения которых на их должности Нурсултан Абишевич подписал с опозданием. Значит, думал, значит, сомневался – делает предположение автор. Значит, не за горами тот день, когда он может отправить их в отставку.
В другой статье этого же издания — “Черные дыры” МВД” — приводится анонимное письмо, которое по традиции было сброшено на электронный почтовый ящик редакции неизвестным адресатом.
В нем говорится:
“Следствие-то по делу Сарсенбаева в тупике. Задержанные представили доказательства об их непричастности к страшному преступлению. Выясняется, что каждый из них в момент совершения преступления находился в окружении достаточного количества людей, подтвердивших их алиби. Полиция была даже вынуждена отпустить одного из подозреваемых – гражданина Илахунова, взяв с него подписку о невыезде за пределы Алматы. Возможно, что полиции в ближайшее время придется отпустить и еще нескольких человек, якобы причастных к убийству, – речь идет о гражданах Мирошникове и Ибрагимове. Несмотря на проводимые спецмероприятия, никто из задержанных не берет на себя вину. Исключение составляет бывший высокопоставленный чиновник Ержан Утембаев. После проведения курса лечения при перелете из Астаны в Алматы он полностью сознался в организации убийства Сарсенбаева, написав письма в указанные следователями инстанции. Но в последние дни и Утембаев стал периодически отказываться от данных ранее показаний, ссылаясь на оказываемое на него давление”.
А в небольшой статье “Кредит на убийство” журналисты “Право. Экономики. Политики. Культуры” решили провести маленькое расследование среди казахстанских банков, на предмет того в каком из них мог взять деньги под заказ убийства политика экс-руководитель аппарата сената Ержан Утембаев.
“Бизнес и власть” возвращает читателей к Джону Ордвею и его пресс-конференции в Астане. Довольно-таки крупная фотография посла, не оставляющая сомнений, что материал о нем будет центральным, не только по объему, но и по содержанию на второй полосе издания. Обширный текст, в котором в отличие от вчерашней казенной ретрансляции частью СМИ слов американского дипломата, превалируют вопросы, задаваемые ему на встрече, в том числе и те, что поставил лидер объединенной оппозиции Жармахан Туякбай.
К этому же материалу “Бизнес и власть” публикует без каких-либо упоминаний в тексте о событиях 26 февраля, пожалуй, лучшую фотографию со Дня памяти Алтынбека Сарсенбаева и жертв политического террора. Более живую и яркую, чем множество фотоснимков до нее, размещенных на различных Интернет-сайтах и в разных демократических изданиях. На ней, крупным планом, толпа людей в момент атаки на живые заграждения полицейских. В центре экспозиции устремленная вперед, закрытая широкими солнцезащитными очками решительная физиономия одного из телохранителей-бугаев Асылбека Кожахметова. А рядом сам Асылбек Базарбаевич в чуть сбитой в пылу прорыва кожаной кепке, покачнувшийся с полуприоткрытым ртом, видимо, в секунду выкрика ободряющего лозунга.
Тему Дня памяти и его последствий берет на себя газета “Панорама”, которая под строгой рубрикой “Оппозиция” публикует материал по длинным названием: “Участники несанкционированного митинга объясняют свою голодовку протестом против политических репрессий”:
“Подвергнутые административному аресту участники массового шествия и несанкционированного митинга на площади Независимости в Алматы утверждают, что прибегли к коллективной голодовке как к “единственной возможности выразить гражданский протест против применения неправовых политических репрессий в виде административного ареста”. Как ранее сообщала Панорама, Петр Своик и Маржан Аспандиярова начали голодовку 28 февраля, Гульжан Ергалиева объявила ее в зале суда 2 марта. Амиржан Косанов, Асылбек Кожахметов и Толен Тохтасынов также заявили о присоединении к голодовке с 10 марта”.
И далее все статья посвящается пресс-конференции Петра Своика, которую он дал 7 марта в здании Национального пресс-клуба Алматы:
“Оппозиционер сообщил, что все участники политической акции предупреждены работниками прокуратуры о том, что к ним может быть применена мера насильственного прекращения голодовки, что воспринимается арестованными “как нарушение их политических прав, так как голодовка является знаком политического протеста против заказных судебных решений”.
Г-н Своик отметил, что протоколы об административных правонарушениях были оформлены задним числом и с грубыми подтасовками. Стороной обвинения были выставлены свидетели, некоторые из них в суде были уличены в лжесвидетельстве (к примеру, утверждали, что митинг прошел на Центральном стадионе, или не могли опознать человека, против которого дают показания), что, тем не менее, не помешало судьям ссылаться на их показания в своих решениях. По словам политика, не вызывает сомнения, что нарушения юридических норм в ходе судебных процессов однозначно свидетельствуют о том, что аресты были именно “политическим заказом и поименная разнарядка была спущена с самого верха”…”
В другом материале “Панорамы” под столь же простертым заглавием “Экс-сенатор Батталова характеризует ситуацию в стране как политический кризис”, журналист Ярослав Разумов освещает недавнюю дискуссию в алматинском клубе “Политон”:
“Общая трактовка положения в стране г-жой Батталовой была совершенно предсказуема — определяет она его как политический кризис, что, по ее же мнению, ясно всем. В чем видит экс-сенатор проявления кризиса? В том, что власть не может обеспечить безопасность граждан: “Вспомним прошлый год — поджоги газет, насильственные действия в отношении оппозиционеров”. Эти вопросы поднимались и в сенате, и в обществе, но на эти запросы сенат получал лишь отписки. В прошлом году произошло ужесточение ряда законодательных актов, спецслужбы приобрели неограниченные полномочия и осуществляют прослушку “вальяжно”. Много говорила г-жа Батталова об убийстве Алтынбека Сарсенбаева, причем в большей степени через оценку того, мог или не мог Ержан Утембаев играть в нем ту роль, о которой сейчас говорит следствие. Как и все оппозиционеры, она считает его невиновным: “Это очень спокойный человек, мухи не обидит”. Критике было подвергнуто и послание Президента, и существующая практика избрания акимов. Судебные решения по отношению к организаторам алматинского митинга 26 февраля г-жа Батталова считает противоречащими идее председательствования Казахстана в ОБСЕ. Также она высказывалась за создание независимого общественного телевидения”.
Одной из немногих, если не единственной, в том числе и среди оппозиционных изданий газет, кто осветил флэш-мобовскую акцию молодежи на алматинском Арбате в прошлые выходные, была “Айна” Ермурата Бапи. С театральной инсценировки убийства Алтынбека Сарсенбаева и двух его подручных газета сделала симпатичный фоторепортаж. Ну а изюминкой этого номера “Айны” можно назвать работу над, уж как-то совсем холодно воспринятой остальными идеологически близкими к ней СМИ, информацией о якобы выезде бывшего шефа КНБ Нуртая Дутбаева в Европу для встречи с Акежаном Кажегельдиным. Хотя с другой стороны, возможно, коллеги журналистов из “Айны” просто не захотели принимать участие в разборках между старшим зятем и “старой гвардией”.
Тем не менее, перепечатав опус о бегстве Нуртая Дутбаева с чемоданом компромата из Казахстана с Интернет-сайта “Компромат.kz”, редакция опубликовала тут же свой комментарий:
“Информация вызывает некоторые сомнения, поскольку появилась на сайте, который, по мнению экспертов, повторяет информацию разоблачительного сайта “Азиопа” и также контролируется влиятельным зятем Семьи. Опубликованная фотография встречи Нуртая Дутбаева с Акежаном Кажегельдиным, будто бы с места события, еще больше делает информацию маловероятной, поскольку опытный контрразведчик Дутбаев никогда не стал бы афишировать свою встречу, не зная реального результата своей поездки. Сомнительна всякая возможность выезда за пределы страны источника информации такого высокого ранга. К тому же такая заметная фигура, как экс-председатель КНБ, всегда мог найти возможность, не рискуя поездками за рубеж, опубликовать нужную информацию в независимой прессе.
Возникает резонный вопрос, кому необходимо дезинформировать общественность и создавать иллюзию “опасных прецедентов” возможного предательства или перехода в стан противников новой партии “отставников”.
А может подобной информацией, — задается жутким вопросом “Айна”, — готовится почва для истребления людей, “которые слишком много знают”?