Сегодня вышли: “Бизнес & власть”, “Известия – Казахстан”, “Эпоха”, “Республика”, “Панорама”, “Караван”, “Новое поколение”, “Central Asia Monitor”, “Деловая неделя” и “Деловой Казахстан”.
“Бизнес & власть” оказалась самой оригинальной, выдав передовицу, посвященную медиа — разборкам собственности внутри семейного холдинга.
“По-видимому, на медиарынке все же наступил передел собственности. Возник вопрос о собственниках “Хабара” — главный канал страны скоро может стать полностью государственным, — утверждает экономический еженедельник.
Как сказал “&” председатель комитета информации и архивов Министерства информации страны Нурлан Нургазин, “для этого должно как минимум состояться собрание акционеров. Есть определенные юридические моменты, есть процедуры, и делать выводы пока некорректно”, — продолжает издание. – “По его словам, в министерстве еще не перерегистрирована и состоявшаяся смена владельцев телекомпании “Шахар”. В компании сообщили, что новым владельцем и президентом одновременно стал Алиев Нурали Рахатович”…
…То есть сын Рахата Алиева:
“Сумма сделки по различным сведениям составляет от $7 до $10 млн., — сообщает &. — Эксперты предполагают, что она пойдет на погашение долгов аффилированной с телеканалом компании “Шахармунайгаз”. Бывший президент Гульмира Альдиарова состоит в родстве с владельцами ШМГ. По ее словам, смена владельцев коснулась только телеканала. Что касается радио и журналов ZIP и “SHAHAR-культура”, то они остались в прежнем владении…
Между тем информированный источник сообщил “&”, что ШМГ контролировал телевизионный канал “Шахар”, известный телезрителям под брендом HitTV, радио “Шахар” и два журнала. В свое время телевизионный канал перенес передатчик на свою телевышку в Бурундае, после чего качество сигнала резко упало, что привело к сокращению рекламного времени. Рейтинг канала упал, но никаких серьезных изменений ни в программной сетке, ни в качестве самих программ не последовало. У участников рынка складывалось впечатление, что владельцы “просто держат частоту”, не заботясь о рентабельности бизнеса.
Затем было принято решение переделать канал на музыкальный и, соответственно, формально выполнять требования законодательства о вещании на государственном языке, — подытоживает &. – Судя по эфиру, доходы от рекламы телекомпании были незначительными. Вероятно, теперь эта ситуация изменится — возможная смена акционеров “Хабара” (и, следовательно, “Caspio Net”, “ЕЛ арна”, радио “Хит ФМ — Хабар” и ежедневно обновляемого интернет — портала www.khabar.kz) позволит заняться менеджментом и собственными программами на канале “Шахар”.
“Известия – Казахстан” открывает тему № 1 для большинства сегодняшних газет. А именно, противостояния не на жизнь, а на смерть между обитателями “шаныракских” трущоб и городскими властями Алматы, постанавливающих сносить незаконно сооруженные постройки. Подача темы соответствующая казахстанским “Известиям”:
“Наш город – крупнейший торговый, финансовый, образовательный, культурный центр страны. И хотя в таком крупном мегаполисе жить совсем не просто, сюда традиционно стремились и стремятся люди из всех уголков республики в поисках лучшей доли. Раньше, в советские времена, поток желающих переселиться в Алма-Ату худо-бедно регулировался ограничениями на прописку в городе. Когда же институт прописки утратил разрешительную функцию, став исключительно регистративной нормой, количество оседающих в городе “пришельцев” стало стремительно расти. Благоустроенных квартир на всех не хватало, люди селились в общежитиях, снимали углы в надежде вскорости обзавестись собственным жильем. Для подавляющего большинства ожидание вожделенной крыши над головой растянулось на многие годы, за которые они успели обзавестись семьями, нарожать детей…
И вскоре Алма-Ату, традиционно славившуюся строгой красотой архитектурных линий, опоясали неряшливо возведенные микрорайоны – “Шанырак”, “Таугуль”, “Калкаман”, — печально констатируют “Известия”.
“Во-первых, все, что стихийно, то незаконно, — переходит газета в наступление. — А что незаконно – то прямой путь к социально-политической дестабилизации. Достаточно вспомнить недавние события в Киргизии, когда самозахватчики из регионов едва не парализовали жизнь столицы – Бишкека. Во-вторых, самозахват – это подножка генеральному плану развития Алма-Аты, утвержденному постановлением правительства. Под его реализацию из республиканского и местного бюджетов выделяются серьезные деньги на строительство жилья, школ, больниц, детсадов. Квартиры в этих домах, лечение в больницах, места для своих детей в детсадах и школах – вот что рискуют потерять те, кто в недалеком прошлом урвал вожделенную землю под свои хибары, которые в десяти случаях из десяти держатся, можно сказать, на честном слове…
… Часто самозахватчики строятся там, где строительство вообще запрещено: в санитарно-защитных зонах предприятия, в селеопасных местах, в охранных зонах магистральных газопроводов, — отмечают “Известия”. — В таких случаях земельная комиссия направляет административные иски в суды, на основании решений которых за дело берутся бульдозеры. Именно это произошло недавно в микрорайонах “Шанырак” и “Айгерим”, вызвав, мягко говоря, неоднозначную реакцию в прессе…
Разумеется, легче всего представить дело так, будто акимат города бьет лежачих – людей, построивших свои убогие жилища на последние деньги. Но так ли это?”.
“Эпоха” заочно отвечает “Известиям”, рисуя абсолютно иную картину процесса “восстановления справедливости”. Для нее более важным является вопрос незащищенности обескровленного человека, которого окружает ощетинившийся дубинками ОМОН, нежели архитектурный и социально-политический дисбаланс южной столицы.
“Шанырак, всегда служащий в Казахстане символом домашнего очага, с определенного момента стал знаком социального противостояния, — говорится в статье Андрея Гришина “Когда рушат Шанырак”. — Вслед за телевизионным выступлением акима Алматы Тасмагамбетова, где он, в сущности, дал “зеленый свет” на снос “незаконно возведенных строений”, начались проблемы у жителей неблагополучных поселков, возведших свои скромные дома в обход законодательных норм…
В 11 утра местные жители, наслышанные о намерении властей, собрались у обреченных жилищ. Против 150-200 собравшихся, включая женщин и детей, бросили не менее пятисот полицейских и ОМОНовцев во всеоружии (видимо, памятуя о шествии двухнедельной давности, когда такое же количество шаныраковцев сумело прорваться через первые кордоны полиции, чтобы воссоединиться со своими собратьями по несчастью из соседнего поселка “Айгерим-2”).
Власти, сознательно или нет, но продемонстрировали образец казахстанской политкорректности: первый сносимый дом принадлежит интернациональной семье. Она казашка, он – русский…
У них шестеро детей, из них трое несовершеннолетних, все ютятся в хибаре, — акцентирует внимание “Эпоха” и продолжает:
Первые попытки бульдозера, под оцеплением полиции и ОМОНа, не увенчались успехом. В сторону техники полетели булыжники, и нервы водителя не выдержали. Он сбежал. Примерно в это же время Корлан Долыбаева (хозяйка – авт.) облила себя бензином, но не успела поджечь – была повалена полицейскими.
Второй водитель даже не стал направлять технику на разрушение хибары – он так же, как и его коллега, “сделал ноги”. Третий, начав разрушение, внезапно развернул бульдозер и, сославшись, на плохие дорожные условия, покинул территорию…
Вместе с тем ничего не получилось и с рабочими с улицы Сейфуллина – они сами прекрасно знают, что чувствуют люди, чей дом им придется сносить. Рабочие просто побросали ломы и кувалды под аплодисменты местных жителей. И тогда за дело принялись сами судебные исполнители: важные, при костюмах и галстуках, они взяли в руки инструменты и начали разрушение, – оканчивает репортаж “Эпоха”…
“Республика”, вернувшая свое славное имя, публикует сегодня передовой репортаж с места событий: “Не сдавайся, Шанырак! – кричали пикетчики. Бульдозер, лом и кувалда – язык власти с собственным народом”, – который подкрепляет следующей информацией:
“На следующий день (вчера) в межрайонном специализированном административном суде города Алматы состоялись слушания по делу задержанных накануне жителей микрорайона. Напомним, их было девять. Общественным защитником задержанных выступил отец журналиста популярной газеты Сапабек АСИПОВ.
Однако даже заступничество общественного деятеля не спасло жителей Шанырака от кары закона. В отношении двоих из них суд определил наказание в виде лишения свободы до пяти суток. Еще пятерым присудили достаточно крупные штрафы. Не решенным пока остается вопрос по делу одного задержанного. Слушания перенесены на пятницу, но, по предварительному заключению, ему грозит штраф в размере до 50 МРП.
Судоисполнители же, скорее всего, взяли тайм-аут и отдыхали после тяжелого трудового дня. Тем временем сотни жителей Шанырака заново отстраивали разрушенный накануне дом. У них своя правда”.
“Республика” также оповещает читателей о том, что регистрационный комитет Минюста “забраковал” 30 тысяч членов близкой сердцу этой газеты Народной партии “Алга!”. Репортаж собкора издания в Астане Жибек Морзабаевой из зала судебного заседания начинается решительным недовольством Асылбека Кожахметова:
Списки Минюста фальсифицированы, заявил во вторник на судебном заседании в Астане лидер незарегистрированной Народной партии “Алга!” Асылбек КОЖАХМЕТОВ. Такой вывод он сделал, бегло ознакомившись с документами, представленными Комитетом регистрационной службы…
На первой же странице списков обнаружилось, что вместо даты рождения одного из членов партии стоит… непонятное пятизначное число. Представитель ответчика Азамат АМИРГАЛИЕВ заявил: эти цифры были в списках партии. В ответ истцы прямо в зале развернули свою электронную базу данных, где дата была совершенно нормальной. И таких несоответствий с ходу обнаружилось несколько десятков…
Допрос пенсионерки Дины ЖУМАГУЛОВОЙ, тоже не значившейся в базе данных Минюста, превратился в языковедческий диспут, поскольку русская и казахская транскрипция ее фамилии различаются. В свою очередь семидесятидевятилетняя жительница Тараза Кульбаран КАЛЕНДАРЕВА, по которой у Минюста тоже были претензии, на вопрос судьи ответила, что она сама решила вступить в партию, но заявление ей помогли написать ее дети…
Тем не менее, — продолжает “Республика”, — в базе данных документирования населения есть ошибки и несоответствия, заявил истец Асылбек Кожахметов. Это доказывают хотя бы уже вызванные в суд свидетели со стороны партии. Он сделал заявление с требованием, чтобы Информационно-правовой центр Минюста тоже оказался на скамье ответчиков. После небольшого перерыва судья Ахмедина отказалась привлекать РГП в качестве соответчика.
Впрочем, практически со всеми ходатайствами истцов судья поступила точно так же. Она отказалась перенести заседание в более просторный зал, отказалась привлечь в качестве свидетелей нескольких человек, отказалась проводить почерковедческую экспертизу заявлений о вступлении в партию…
…Уже после заседания Кожахметов, комментируя ход процесса, подчеркнул, что заявил отвод судье.
“Панорама” подхватывает тему нерегистрации партии “Алга!”, разворачивая ее на своих страницах. “Подоплека всех этих игр чисто политическая, — приводит газета слова члена президиума партии Бахтылы Туменовой. — Комитет регистрационной службы на этих судебных заседаниях сказал, что в процессе регистрации политических партий у всех без исключения были те или иные недостатки. Тем не менее, все зарегистрированы, кроме партии “Алга!”. Это напоминает аналогии со всеми предыдущими выборными кампаниями, когда в списках не находили себя реальные избиратели, зато обнаруживались там умершие или уехавшие. Нет ли какой-то связи между списками ЦИКа и этой базой, которая появилась в Комитете регистрационной службы? Может быть, те технологии, что были в ЦИКе, теперь плавно перешли в Минюст и Комитет? Мы видим во всем этом проявление большой политической предвзятости к нашей партии”, — сделала выводы г-жа Туменова на страницах “Панорамы”.
“Караван” публикует сегодня очередной шедевр ставшего уже известным расследователем гибели Алтынбека Сарсенбаева журналиста Олега Губайдуллина. На сей раз, его опус посвящен смерти Заманбека Нуркадилова, и вновь открывшимся при помощи сотрудников ФБР обстоятельствам.
“Особенности киргизского бунта” — так называется еще одна статья сегодняшнего номера, в которой “караванщики” откликаются на последние события в соседней республике:
“Весна в Кыргызстане выдалась из серии “тревоги нашей”. Торжественным маршем идет в депутаты парламента известный бандит. А президент допускает странные оговорки, подтверждающие всеобщие догадки о том, на чьей он стороне…
31 марта из Балыкчи (Иссык-Куль) выдвинулась колонна Рыспека Акматбаева, криминального авторитета и кандидата в депутаты, — сообщает Михаил Латоев, спецкор “Каравана” в Бишкеке. — ЦИК не допустил его регистрации на том основании, что у него нет ценза оседлости. Рыспек несколько лет проживал по испаниям да по сопредельным странам – естественно, не из любви к путешествиям, а из-за международного розыска, да и судимость не погашена.
О продвижении колонны из джипов и микроавтобусов трубили все: на интернет-форумах, по телефону (знакомые звонили с Иссык-Куля) и проч. Но власти оказались не готовыми к приему “гостей”: президент поклялся, что был не в курсе происходящего. Ему никто, видите ли, не доложил.
В середине дня колонна оказалась на центральной площади Бишкека. Естественно, с требованиями восстановить Робин Гуда (такую репутацию создали ему земляки) и “уйти” в отставку премьер-министра Феликса Кулова…
Иссык-кульский электорат успел нагалдеться и наесться вовремя подвезенным пловом, — замечает “Караван”, — когда под вечер к народу вышел Курманбек Бакиев. Он очень удивился тому, что до сих пор к протестующим никто не вышел. И погрозил пальцем кое-кому из правительства за то, что этот кто-то хотел применить силу в отношении иссыккульцев, направляющихся на “мирный” митинг.
Хотя свидетели говорят: на площади заметны были братки со спортивными сумками, в которых явно угадывались контуры автоматов.
Речь президента, адресованная лично Рыспеку (представьте Путина, идущего на поклон к Басаеву или Япончику), — подмечает издание, — вызвала оторопь: “Я тоже такое проходил. Обращайся в суд, там еще остались честные люди”.
Честность суда и была продемонстрирована дважды: сначала районный, затем Верховный суд признали… легитимность попыток криминального авторитета прорваться во власть. Понятно, что судьи-женщины в первую очередь думали совсем не о том, что попирают закон, а о своих близких…”.
“Новое поколение” подхватывает почин “караванщиков” по бомбардировке кыргызской политической ситуации, рассказывая о революционных событиях годичной давности преимущественно в темных тонах. Публикуемый “НП” в этом номере фоторепортаж бишкекских погромов марта 2005 года, подкрепляется обещанием издания печатать в своих следующих номерах эксклюзивные репортажи собкоров из теперешнего неспокойного Кыргызстана.
Central Asia Monitor обращается в сегодняшнем номере к проблематике межгосударственных отношений в Центральной Азии на примере взаимовыгодных контактов Туркменбаши с Поднебесной.
Отношения с великим Китаем имеют особое значение для Туркменистана, отметил президент Туркменистана Сапармурат Ниязов в совместном интервью китайским журналистам, приуроченном к апрельскому визиту в Китай, — отмечает camonitor. – С.Ниязов подчеркнул в качестве важного достижения развитие национальной тяжелой и нефтегазовой промышленности. Китайская национальная нефтяная компания оказывала нам помощь, отметил он. Сегодня Туркменистан добывает 10 миллионов тонн нефти и 160 миллиардов кубометров газа, из которых 45-50 миллиардов мы продаем, а 14 миллиардов предоставляем бесплатно населению республики.
“Деловая неделя”, в свою очередь, так характеризует курс отца всех туркмен на коммунистический Пекин:
После распада Советского Союза и образования независимых государств КНР одной из первых признала суверенитет Туркменистана и установила с ним дипломатические отношения (в январе 1992 г.), открыв посольство в Ашхабаде. А в 2002 году было подписано туркменско — китайское соглашение о совместной борьбе против терроризма, сообщил он и далее стал развивать тему экономического партнерства. Глава туркмен выразил готовность поставлять Китаю 30 — 40 млрд. кубометров газа.
“Месторождения у нас известны, кладовые наши богаты, в нефтегазовой области работают эксперты. Я думаю, что в ближайшее время мы найдем решения или через создание совместного предприятия, или на основе раздела продукции”, — заверил он китайских журналистов накануне поездки в Пекин…
“Деловой Казахстан”, возвращая читателей к визиту главы казахстанского МИДа Касымжомарта Токаева в Афганистан, анализирует возможность и перспективы упомянутой нашим дипломатом инициативы Большой ЦА:
Относительно новый геополитический термин “Большая Центральная Азия” (Greater Central Asia), родившийся в американских политологических кругах и сравнительно недавно взятый на вооружение стратегами внешней политики США, получил на днях новую трактовку. Глава внешнеполитического ведомства Казахстана Касымжомарт Токаев, будучи с визитом в Кабуле, публично заявил: Астана поддерживает идею Большой Центральной Азии — но при том понимании, что в таком формате регион будет восприниматься, прежде всего “как цивилизационное и экономическое понятие”…
Как отмечают отечественные эксперты, суть идеи создания Большой Центральной Азии (БЦА) состоит в том, чтобы связать в единое геополитическое целое Центральную Азию и Афганистан, а затем связать БЦА с так называемым Большим Ближним
Востоком, — говорится в “Деловом Казахстане”, — который в будущем должен, по-видимому, контролироваться Западом. Другой целью проекта, считают аналитики, является обособление расширенного региона и его вывод из-под монопольного влияния соседствующих держав — России и Китая.
По мнению экспертов, разработчики нового политического проекта США стремятся вывести Афганистан из-под дестабилизирующего влияния Пакистана и Ирана и привязать эту страну к более стабильному и прозападно ориентированному региону Центральной Азии. При этом стратегической целью указывается установление и поддержание доминирующего влияния Вашингтона в регионе…