Асылбек Кожахметов: “Я действительно грешу тем, что не всегда воспринимаю чужое мнение, но многое зависит от того, кто его высказывает”

Валерий СУРГАНОВ

— Асылбек Базарбаевич, согласны ли вы с тезисом, что когда ваша партия объявила о начале консолидации с ДПК “Ак Жол” Алихана Байменова, да еще не исключила возможность переговоров с “Асаром” Дариги Назарбаевой, НП “Алга!” уже не может позиционировать себя в качестве принципиальной оппозиции?

— Прежде чем я начну отвечать на ваши вопросы, Валера, хотел бы сказать, что они оскорбительны и провокационны. Когда вы попросили об интервью, то прежде чем ответить согласием, я посоветовался со своими товарищами. Некоторые из них считали, что с учетом, скажем так, откровенно недружественного отношения вашего Интернет-издания к Народной партии “Алга!” и лично ко мне, нужно отказаться. И все же я согласился на интервью из тех соображений, что разговаривать нужно со всеми, в противном случае придется воевать уже не словами. Поэтому я готов ответить вам при одном условии – напечатаете как свои вопросы, так и мои ответы без каких либо изменений, даже одной запятой, а читатели сами рассудят, кто прав, а кто виноват.

Асылбек Кожахметов

Теперь что касается позиционирования Народной партии “Алга” (ДВК), как принципиальной оппозиции. Да, мы принципиальная оппозиция, хотя бы потому, что нас не регистрируют, на митингах и собраниях демократической оппозиции большинство составляют члены нашей партии, и после президентских выборов мы не впали в сон, а работаем с населением. Если же кто-то хочет отказать нам в этом звании, это его право. Как говорят, собака лает, а караван идет.

Проблема не в том, как нас называть, проблема в другом – зачем столько внимания уделять нам, когда впереди столько работы. Если бы некоторые СМИ и господа, которые ими руководят, и господа, которые стоят за теми, кто руководит этими СМИ, хотя бы половину усилий, затраченных на очернение “Алги”, потратили на полезное дело!

И не только. Демократия начинается не с местного самоуправления и не с перехода от президентской к парламентской республике. Она начинается с каждого из нас, с уважения чужого мнения, хотя бы для того, чтобы услышать чужое мнение. Самое большое разочарование в некоторых деятелях оппозиции – то, что они как тетерева во время тока слушают только себя и никого больше. В результате каждый, кто не следует их примеру, зачисляется в непринципиальную оппозицию.

— Алихан Мухамедиевич заслужил славу политика сидящего на двух стульях: одна половина – на стуле власти, другая – на стуле оппозиции. Если наметившийся союз между вашими партиями все-таки состоится и зайдет достаточно далеко, вы, вынужденный контактировать, как с тем, так и с другим лагерем, не боитесь потерять свое политическое лицо? Превратиться в политический труп? Или с какой-то из сторон вы будете контактировать гораздо меньше?

— Кстати, Вы знаете историю ДВК? На двух стульях в 2002 году сидели и другие сопредседатели того “Ак жола”. Беда Алихана заключается в том, что он недооценил жесткость, беспринципность и грязь информационной атаки со стороны некоторых СМИ, включая ваш Интернет-ресурс. Мы осознаем это, поэтому не втягиваясь в грязные войны, будем доносить до народа правду. Мы собираемся опубликовать стенографические отчеты заседаний руководства ДВК, чтобы граждане Казахстана и аналитики могли сами разобраться, кто и когда стал политическим трупом.

Что же касается контактов с другими партиями, то они продолжаются. Если руководство какой-то партии захочет, например, провести консультации с нами по вопросам сотрудничества или будущего оппозиции или без посредников высказать свое мнение о нас, мы готовы. Контактировать же меньше будем с теми, кто не хочет с нами контактировать. Думаю, это нормальное человеческое желание общаться с теми, кто хочет общаться, а не с теми, кто вас принуждает к общению.

— Асылбек Базарбаевич, остается непонятным следующее. Если вы и руководимая вами партия после президентских выборов начали определяться со своими вероятными союзниками на будущее, то, что мешает вам более явственно дистанцироваться от союзников прежних? Учитывая то, что существуют немалые противоречия между вашими сегодняшними соратниками по ЗСК и новыми “конструктивными” партнерами “Алги”. Может от цивилизованного развода будет легче и вам и зээсковцам?

— Скажите, пожалуйста, о каких противоречиях вы говорите? У Народной партии “Алга!” (ДВК) есть своя точка зрения как на действия ЗСК во время президентских выборов, так и по вопросам организации взаимодействия партий и движений оппозиционной ориентации. Мы открыто высказываем ее, кто-то ее воспринимает, кто-то нет. Это нормальный процесс. В частности, мы выступили за то, чтобы генеральный секретарь ЗСК не был членом руководства одной из партий, в результате Жукеева сменил Косанов. Значит, нас воспринимают.

Ваш же вопрос, Валера, я воспринимаю, как желание спровоцировать раскол, развал ЗСК, с тем, чтобы затем возложить ответственность за это на Народную партию “Алга!” (ДВК). Если кто-то захочет, как вы сказали цивилизованно развестись, то ему придется проявить инициативу. Могильщиком сотрудничества демократических сил мы никогда не будем, инициатором сотрудничества – да. А что касается того, что кому-то после нашего выхода из ЗСК станет легче, то могу даже сказать кому – властям. И тем, кто стоит за вашим Интернет-изданием.

— Насколько известно, вы должны были участвовать в работе заседания ОБСЕ в Вене, связанного с презентацией Казахстана, как претендента на пост председателя этой организации в 2009 году. Нашу республику представляла теплая компания: Рахат Алиев, Рашид Нугманов, Алихан Байменов и Сергей Киселев. Не хватало только вас! Почему же вы не поехали?! Неужели правда то, что вам партия запретила, опасаясь окончательно потерять лицо оппозиционной?

— Мы получили факсовое приглашение от исполняющего обязанности министра иностранных дел РК Рахата Алиева принять участие в работе заседания послов при ОБСЕ. Вопрос был рассмотрен на расширенном заседании Политсовета Народной партии “Алга!” (ДВК) с участием руководителей областных филиалов. Мнения были разными. Кто-то считал, что трибуна ОБСЕ важна для нас, тем более что у нас есть своя позиция по вопросу о том, надо ли избирать главой ОБСЕ на 2009 год. Кто-то выступил против, поскольку состав казахстанской делегации получался специфическим – Рахат Алиев, депутат Мажилиса от партии “Асар” и Алихан Байменов. Третьи считали, что моя поездка в Вену спровоцирует очередную волну наездов на партию.

Было проведено два голосования, среди всех участников совещания и среди членов Политсовета. С преимуществом 2 к 1 было решено отказаться от приглашения. Основной резон — не страх перед волной критики, которая, кстати, все равно прокатилась, а необходимость донести до рядовых членов партии новую тактику нашей партии. Ведь чтобы противостоять информационному давлению, в котором вы, Валера, участвуете как рядовой солдат, нужно в первую очередь объяснить членам “Алга!” (ДВК) что, как и почему. Именно это мы пока не успели сделать.

— Как политик, Асылбек Базарбаевич, вы, наверное, понимаете, какая линия разлома “по слухам” проходит сейчас между Даригой Нурсултановной и ее папой. Нурсултан Абишевич желает якобы ослабления позиций старшего зятя и пытается руками послушного министра лишить его супругу телеканалов. Зачем же вам тогда дружить с лидером “Асара”? Неужели нелюбовь к главе государства может так сближать или здесь есть иные мотивы?

— Знаете, вопрос по Фрейду. Поскольку догадываюсь, кто писал вам их для интервью, то могу предположить, что им двигала ревность. Мы только заикнулись что межпартийные контакты “Алга!” (ДВК) не будут ограничиваться ДПК “Ак Жол”, а нас уже заподозревали в дружбе с “Асаром”.

Еще раз подтверждаю, что мы готовы разговаривать с любой партией, будь то “Асар”, “Отан” или Гражданская партия. Неужели не понятно, что если мы хотим процветания нашей стране, то нужно разговаривать. Это же элементарно! При вашей логике после победы демократической оппозиции, в чем я не сомневаюсь, нужно будет репрессировать членов пропрезидентских партий? Ведь они были в противоположном лагере и поддерживали Назарбаева! Глупость. А работники органов государственного управления и правоохранительных органов? С ними что делать прикажете?

Понимаете, Валера, принцип, кто не с нами, тот против нас, удобен своей простотой. Но эта простота хуже воровства. Нельзя делить людей на наших и не наших. Потому что из этого следует, что с нашими можно разговаривать, а с не нашими – нельзя.

Знаете, как можно назвать ваш вопрос? Признаком детской болезни левизны в демократической оппозиции.

— А за что вы так с Галымжаном Бадылжановичем. Некрасиво ведь получилось: пока человек на зоне сидел, он значит, нужен был, как символ в политической борьбе. А как только освободился, он, видите ли, уже не авторитет для партии. Неужто и вправду все дело в жажде личной власти, которая перевешивает все остальное: совесть, нравственность, честь и благодарность?

— Разногласия с окружением Жакиянова начались еще до выхода Галымжана Бадылжановича из колонии. Просто из морально-этических соображений мы не считали возможным озвучивать их, хотя утечка в прессу, в том числе на интернет-сайты была, но не с нашей стороны. Мы принципиально отказались от схемы партии лидерского типа, которую нам пытались навязать некоторые бывшие члены РОО и НП ДВК. Видимо, это кого-то не устроило. Мы не видим в этом трагедии.

Галымжан Жакиянов, при всех его несомненных заслугах перед демократическим движением в Казахстане, все же живой человек из плоти и крови, которому свойственны и достоинства, и недостатки. Обратите внимание, что сам он намного сдержаннее в оценках и выводах, нежели некоторые его соратники. И сам он, кстати, никогда не говорил о том, что он держит какие-то обиды на партию “Алга!”. Во всяком случае, мне не доводилось читать что-нибудь подобное.

Что же касается жажды личной власти, то думаю в этом нас, и меня, в частности, подозревать не стоит. Руководитель нерегистрируемой и гонимой властями партии — не лучшая доля. Я понимаю, Валера, что вам очень надо доказать, что у НП “Алга” (ДВК) нет совести, нравственности, чести и благодарности, но давайте оставим решение этого вопроса будущему и читателям Нави.

— Говорят, что ваше заочное противостояние с Жакияновым началось еще в бытность того за решеткой. Дескать, когда вы выдавили из “Демвыбора” членов его команды: Своика, Ергалиеву, Аспандиярову, Батталову и саму Карлыгаш Жакиянову. Говорят также, что операция по ликвидации НП ДВК и преобразование ее в НП “Алга!” имела под собой цель окончательно выйти из-под влияния шидертинского узника? Это правда или ложь?

— Обратите внимание, Валера, как звучит ваш вопрос – говорят. Дело в том, что люди, которые сформулировали его, все время пытаются навязать эту версию читателям в надежде, что правда идет сзади, а ложь бежит впереди. Как я уже сказал, мы готовы опубликовать протокольные записи мероприятий.

Кстати, как все происходило в действительности, мог бы вам рассказать, наверное, сам Галымжан Жакиянов лично. Но, поскольку он не делает этого, публично во всяком случае, думаю, он не хотел бы предавать внутрипартийную историю НП “Алга!” (ДВК) гласности. Поэтому и я предпочел бы пока воздержаться от каких-то более подробных комментариев.

Что же касается операции по ликвидации НП ДВК, то к этому моменту люди, о которых вы упомянули, самоустранились от партийной работы. НП ДВК была ликвидирована по указанию властей, поскольку на тот момент представляла собой принципиальную оппозицию и доставляла больше всего проблем властям.

— В разговоре с нами, Петр Владимирович Своик откровенно заявил, что вы для своей партии, словно Нурсултан Назарбаев для своего режима личной власти. В “Алге”-де, авторитарные порядки, безоговорочное подчинение одному человеку – вам, Асылбеку Кожахметову, неприятие чужих мнений и т.д. Если это не так, и вы демократ, а не деспот, то, аргументируйте, пожалуйста.

— Зачем? Господин Своик имеет право на мнение обо мне, я – на мнение о нем. Что же касается моего авторитаризма, то об этом лучше спрашивать членов Народной партии “Алга” (ДВК). Возможно, я действительно грешу тем, что не всегда воспринимаю чужое мнение, но многое зависит от того, кто его высказывает. Если это мои коллеги по партии, то, несмотря на споры, во время которых иногда пух летит, мы всегда приходим к общему решению.

— Злые языки поговаривают, что ваша партия и дружественная ей газета “Республика” питаются из одного источника. И что якобы авторитарная модель управления, замкнутая на одном человеке, свойственная этим организациям, зеркально отображает характер главного их финансиста – Мухтара Кабуловича Аблязова. Вроде бы он очень нелиберален, а даже самодержавен и мстителен. И вроде бы он и двигает вами, как шахматными фигурами по своей прихоти сближая с “ладьей” Байменовым и “королевой” Назарбаевой?

— Опять якобы! Знаете, Валера, такое ощущение что люди, писавшие вам вопросы, очень хотели бы укусить нас, но наученные горьким опытом судебных разбирательств, всячески перестраховываются.

Злые языки на то и злые, чтобы что-нибудь да поговаривать. Тем более, на такую всегда любопытную тему, как финансирование политики. Я не иронизирую, тема и в самом деле любопытная. Мне и самому иногда интересно, кто же все-таки и в каких объемах финансирует, например, “Отан”. Или “Ак жол”. Или “Настоящий Ак жол”. Или другие партии, которых у нас, как вы знаете, немало. И почему это делается. Это интересно.

Сразу хотел бы сказать, что Мухтар Кабулович не финансирует нашу партию. Что касается “Республики”, то задайте этот вопрос ее редакции. Если, конечно, не побоитесь, что там начнут задавать аналогичные вопросы вам и вашим спонсорам.

Что же касается вопроса, являемся ли мы шахматной фигурой или политической партией, то, чтобы понять это, достаточно побывать на наших политсоветах. Мы открыто обсуждаем все темы, более того, будем публиковать все подробности таких мероприятий в тех СМИ, которые ими заинтересуются.

И не для рекламы. Мы считаем, что каждый член Народной партии “Алга!” должен знать и понимать каждый маневр, чтобы, во-первых, высказать свое мнение, а во-вторых, действовать осознанно.

И в завершение. Спасибо за поздравление с днем рождения, которым вы предварили свои вопросы. Надеюсь, что хотя бы оно от чистого сердца. Напоминаю, что согласно нашей договоренности ваши вопросы и мои ответы должны быть опубликованы без какой-либо правки, дословно. И заранее спасибо за то, что дали возможность донести позицию Народной партии “Алга!” (ДВК) до читателей Нави (теперь уже – Zonakz – ред.).

***

От редакции. Как и просил г-н Кожахметов, мы печатаем его интервью без изменений. А все обвинения Асылбека в наш адрес пусть останутся на его совести.