“V” — это “вендетта”?

“Бодризмы”

Два пальца вверх – это Победа!”, — пел когда-то известный рок-музыкант. Некогда седовласый премьер-министр с Островов (тот который с “бульдожьей хваткой” в глазах), тоже любил поднять два пальца, символизирующие “Victory”.

Сакен ТАУЖАНОВ

Выяснилось, что нынешний казахский министр КиИ также не стесняется этого жеста. На слушаниях в Парламенте, когда осуществлялось продавливание новой версии закона “О СМИ”, министр КиИ Е.Е. в своих действиях руководствовался отнюдь не государственными интересами, а изречением своего руководителя, президента Казахстана: “Свободная пресса — свободная дезинформация”. Поэтому два пальца, поднятые вверх Ермухаметом Ертысбаевым, кроме дешевого и неуместного плагиата, символизировали “V” по-казахски, а именно — “вендетту” внутри “Семьи”, где министру культуры и информации отводили скромную роль “инструмента”. На что последний, видимо, вследствие “воспитания”, согласился…

***

Когда очередной пытливый исследователь предпринимает попытку анализа уровня профессионализма казахских менеджеров, то всегда необходимо помнить точку зрения Нурсултана Назарбаева: “История не знает такого, чтобы новое было лучше старого”. Отсюда точка отсчета: Казахстан – это территория, живущая не категориями 21 века. Казахстан — это глухое средневековье. Поэтому и смешны всякие ссылки на т.н. “цивилизацию”. Уровню Казахстана больше соответствует привязанный к импровизированной “Голгофе” заложник, нежели наличие различных НПО. Или, скажем, “KazSat”. Конечно, Казахстан — это ещё не Сомали. Но что-то “сомалийское” присутствует перманентно. Вам нужны примеры? Самый надежный в местных прериях “метод “тыка”” беспроигрышно будет выводить вас к приведенному выше утверждению.

Шымкент? Министр здравоохранения, как говорится, профессионал своего дела. Это признают все, кто общался с этим менеджером: дескать, талантливый, молодой, амбициозный, не работающий на “шелест”. И события в Шымкенте, мол, 100% “подстава” этого прекрасного реформатора. Сделать, по примеру западных клиник, в медицинских учреждениях разделение между лечащими специалистами и администраторами – дорогого стоит. Есть ли прогресс? Прогресса нет, и его не может быть. Причина одна и она известна господину министру: весь рынок медикаментов, поделен между 2-3 иностранными компаниями. И каждое отечественное “ноу-хау” приходится “заводить” на рынок через “огород”, то есть опять же посредством протекции “маленьких” чиновников и не убиваемой коррупции. Причина одна и она известна господину министру: в стране осталось 2-3 “светилы” в медицине. Под пафосным определением “светилы” подразумеваются люди, способные применить накопленные знания на практике. Хотя и само число “2-3” тоже выглядит чересчур оптимистичным. Ведь вокруг них – сплошь “пустая порода”, начиная от уровня “медсестер”. Спецы советского разлива, как практически во всех сферах, ушли в частные структуры. А те, кто ныне работают в поликлиниках и больницах, вливают вам AIDS и прочую гадость, проникшую в Казахстан из внешнего мира. И получается, что министр здравоохранения РК похож на того немецкого генерала, который в своих мемуарах весьма красноречиво обличает Гитлера в бездарности. Но ведь он сам, этот генерал, исполнял приказы бездарного Гитлера, нивелировав свою “гениальность” до уровня дилетантизма вождя. Скажите: какой нам прок от “профессионализма” господина министра здравоохранения, если он не может подобрать нужных для реализации проекта специалистов?

Впрочем, в Казахстане само слово “специалист” стало нарицательным после наблюдения за судебным процессом в Талдыкоргане. Воистину, Астане стоило любыми путями не допустить проведения этого т.н. “суда”. Читать в стенограммах опроса “экспертов”, бубнящих не по-взрослому: “не знаю”, “не помню”, “не проводилось”, “не записывалось” — смерти подобно. Прав, наверное, Нурсултан Абишевич, отмечая, что в условиях Казахстана “новое” не может быть “лучшим”. Правда, президент Казахстана забыл уточнить, что эта глобальная стагнация – полностью его заслуга. И проводники всех бед – граждане Казахстана. Именно Вы голосовали за этого президента Казахстана. Именно Вы генерируете компромисс с окружающей тотальной некомпетентностью. Например, как внучка генерала Панфилова, которая смирилась с собственным выселением из “Косых” домов””, где расположены памятники культуры. Она уступила руководителю программы “Культурное наследие”, по совместительству – акиму города Алматы, который предпринимает все возможные незаконные деяния, чтобы выселить жильцов из их жилищ: посредством судейских, забывших букву закона, хулиганов, разбивающих окна домов, чтобы придать жилищам неприглядный вид, служащим различных частных и государственных организаций… Это лишь немногое из “инструментов” господина Тасмагамбетова. И так происходит во всех уголках Казахстана.

После этого министр КиИ с его управленческими потугами и локальной инициативой “защиты информации”, а также “остроумными” филиппиками в адрес отдельных представителей “Семьи” видится, вообще, невинным дитём. И лишь пальцы, раздвинутые как “V” остаются символом министра КиИ, символом “вендетты” по-казахски: пакости мелкой и никчемной, символом, характеризующим уровень компетенции и, соответственно, амбиций руководителей территории под названием “Казахстан”.

***

Некомпетентность – ржа, обильно покрывшая Казахстан. Уже на бытовом уровне бессмысленно рассчитывать, что мастер по ремонту холодильника или сантехники сможет что-то отремонтировать в вашей аппаратуре или технике. Точно так бессмысленно спрашивать у продавца сети магазинов “сулпаков”, “технодомов” характеристики, к примеру, пылесоса или холодильника. И верхом наивности будет попытка проконсультироваться у официанта об особенностях кухни кафе, в которую вас привела Судьба. Оттого и потеряло актуальность ожидание, что озверевший от собственного бессилия сантехник повторит знаменитое изречение своего коллеги из фольклора относительно необходимости кардинальной смены Системы.

“Рыба гниет с головы”, а от “рабов рождаются только рабы”. Пусть избитые истины, но от них никуда не деться, ибо… Ибо:

Вы меня спрашиваете, какая машина лучше, – наверное, это лошадь”.

© Нурсултан Назарбаев.