Памяти Заманбека Нуркадилова

Человек рождается, живет среди людей.
В процессе жизни делит их он на врагов и на друзей.
Когда ж приходит время в жизни ставить точку,
То каждый умирает в одиночку.

Эти стихи сложились у меня давно. И вот я была на поминках Заманбека Нуркадилова. Говорят, что человек жив, пока его помнят. И это точно. Прошел год, как был убит Заманбек Нуркадилов. Политик, хозяйственник, государственный чиновник, общественный деятель, любящий муж, заботливый отец.

Удивителен ритуал казахских похорон. У казахов за богатым дастарханом ты неожиданно многое узнаешь об умершем, зачастую о том, о чем не подозревал при его жизни. Более того, такие поминки располагают к воспоминаниям и оценкам его деятельности, жизни, его отношения к событиям в стране и к окружающим.

Я уже не раз говорила и писала, что для нас, т.е. общественной организации “Поколение”, а через нее и пенсионерам города Алма-Аты, Нуркадилов, будучи акимом города, многое сделал: дал пенсионерам бесплатный проезд в транспорте, определил пятидесятипроцентную скидку при оплате коммунальных, которые так душат стариков. Это он сделал бесплатные бани по четвергам, бесплатные парикмахерские 28 числа каждого месяца, освободил пенсионеров от ежегодного налога на имущество. Я вспоминаю, что мы часто в то время посещали акимат, а попросту горисполком. Народ в то время мог запросто попасть на прием, а порой и просто по своим проблемам к председателю Горисполкома Нуркадилову З.К. Я помню, что мы поднимались на второй этаж, первая дверь направо. Я приходила туда и видела, сколько там сидело народу. Кто сейчас может прийти к акиму без пропуска, без записи? Теперь я не удивлюсь, если в дверях акимата посетителей начнут обыскивать с миноискателем?

Да и сам Нуркадилов ходил всегда без подготовок и предупреждений. Если другие чиновники ходили с целой свитой, о которых наши пенсионеры говорили: “Вон идет его величество и сопровождающие его лица”, то Заманбек ходил без сопровождающих лиц. Он был частым гостем в доме Демократии. В общем-то, ДОМ ДЕМОКРАТИИ в Казахстане это же детище Нуркадилова. В те времена нигде в СНГ такой достопримечательности не было. И к нам в “Поколение” он приходил запросто, выслушивал стариков, интересовался нашими проблемами. Пил с нами чай с сухариками и с диабетическими таблетками вместо сахара. А как-то, в день пожилого человека, даже пел вместе с нами. Сейчас удивляются, что он был поэтом и сочинял песни, а мы слушали, как он поет, и нас нисколько не удивило, что именно он, Заманбек, был инициатором и организатором международного конкурса “Азия-Даусы”. Удивляет другое, что там, на большой сцене, он ни разу не взял в руки микрофон. А ведь он мог быть исполнителем своих песен на этой сцене.

Он тонко чувствовал и понимал людей. Однажды в день пожилого человека он принес в “Поколение” громадный киевский торт (Макпал из гастролей привезла) и, поставив торт на стол, нарезал его большими кусками. Угощайтесь! Но никто из сидящих за столом не протянул к торту руки. Он побыл с нами недолго и не стал больше предлагать этот торт, видимо, понял, что, познав голод и нищету, каждый из стариков думал, как бы этот кусок принести домой внукам. Нуркадилов ушел, и торт в минуту разобрали по кулечкам домой. После Нуркадилова ни один аким не поздравлял “поколенцев” с днем пожилого человека!

Сейчас можно о нем сказать, что он имел большой талант предвидеть события в обществе.

Помню времена ГКЧП, это тогда, когда Ельцин залез на танк и стал героем в глазах россиян. А помнит ли кто-нибудь из вас, что в той заварушке погибли два наших парня-казахстанца? Один из Усть-Каменогорска, а второй из Алма-Аты. Вот о последнем я расскажу. Приходит в “Поколение” женщина — Титаренко Лина Константиновна и говорит: “Мой сын учился в Москве и погиб там, на площади, я до сих пор не могу его похоронить”.

Оказывается, когда начались волнения, Гайдар обратился к жителям Москвы с призывом прийти на площадь, и мальчонка, выскочив из метро, сразу попал на мушку снайпера. Мать-пенсионерка и бабушка не имели средств даже выехать за телом внука и сына. Мать позже привезла с собой кубок с прахом Саши. И вот этот кубок стоял у нее в доме полгода, не захороненным. Случай, думаю, понятен. В то время “Рабочее движение” и их лидер Кабазиев Утеген Гусманович решил провести акцию неповиновения, а положение Титаренко взять как политический повод. В общем, спекульнуть на горе матери. Акимат был обеспокоен такой обстановкой. И вот Нуркадилов предлагает мне: “Ирина Алексеевна, давайте прах Саши Титаренко похороним по-христиански”. Так и сделали. Поставили священника рядом с лидером рабочего движения, отвели панихиду. Кроме того, на кладбище (по Ташкентской) в центре у входа Нуркадилов велел отвести место и сразу же заготовили прекрасный памятник и оградку.

Он и сейчас там стоит. Может быть, этот момент тоже войдет в историю и покажет проницательность и душевные качества личности Нуркадилова.

Я помню и день, когда Нуркадилов был освобожден от должности. Заканчивался пост мусульман “ораза”, начинались празднования айта и начинались пасхальные приготовления.

И вдруг во всем городе отключили газ. Пасхальное тесто особенное, оно выхаживается и выпекается один раз в год. А здесь нет газа, перерыв был несколько часов. Не знаю, правда это или нет, но по городу поползли слухи, что узбекские власти перекрыли газ и виноват в этом конфликте премьер Терещенко и что Нуркадилов “подрался” из-за газа с Терещенко. Нуркадилов требовал газ для города в течение двух-трёх часов и сам полетел в Ташкент. Газ дали. Куличи выпекли. И наши старушки понесли кулич Нуркадилову в благодарность.

Кулич оставили дежурному, а на второй день узнали, что Нуркадилов больше не аким.

На моей книжной полке стоит книга Нуркадилова “Не только о себе” с его дарственной надписью в стихах. Видимо, знал Заке, что я по-стариковски иногда вдаюсь в стихотворную лирику, вот и написал мне, а в моем лице и всему “Поколению”.

Но более всего берегу его записку, присланную мне пятого июня 1997 года в КПЗ

Ирина Алексеевна. Восхищаюсь вашему мужеству.

Вы работаете и работаете не для себя, а для блага Казахстана и его стариков обездоленных и бессовестно брошенных.

Крепитесь! Да будет свет во тьме душевно слепых!

Ваш Заманбек Нуркадилов

05.06 .97 год

Считаю, что это написал великий гражданин, настоящий патриот своей Родины. Думающий, анализирующий и предвидевший будущее.

Сейчас наши чиновники много стали говорить о патриотическом воспитании молодежи. Да разве можно воспитать патриотизм, любовь к Родине у народа, которому Родина ничего не дала, а наоборот все, что можно, отняла. Чем, скажите, теперешняя молодежь обязана своей Родине? Счастливым детством? НЕТ! Детство современной молодежи было дорогостоящим и неравным. Их принципы — это обогащение любой ценой. Информация по новостям с детства начиналась у нынешнего поколения с ЧП, где, кого, когда убили. Их воспитание — это фильмы о бандитских разборках и сексуальных извращенцах.

Этот год богат поминками, поминками по великим морально чистым, целеустремленным людям. Уничтожается цвет нации. Одним из ярких представителей этой плеяды был и Нуркадилов Заманбек Калабаевич.