Нет ничего приятнее, чем под праздничный звон бокалов давать оценку странам и народам, отдаленным от тебя тысячами километров и просторами территории дружественных государств. Да еще под надежной защитой набирающего силу добродушного северного соседа. Нурсултану Назарбаеву, с охотой позирующему в мундире генерала армии, не впервой свысока поучать других и давать им нелицеприятные оценки.
Дотошные журналисты, разобрав по косточкам довольно сумбурную и полную неуемного самовосхваления речь Назарбаева, посвященную 15-й годовщине Независимости, с удовольствием цитируют его тезис о все больше усложняющейся геополитической ситуации вокруг Ирана, а также то, что международный терроризм, религиозный экстремизм, распространение оружия массового поражения и наркотрафик, торговля людьми и оружием, незаконная миграция, серьезно угрожают безопасности всего азиатского региона.
А вот уже казахский МИД фактически дезавуирует праздничную речь Президента, утверждая, что в части, касающейся Ирана, его “не так поняли”.
Не понимают президента и по другим вопросам. Пока единственным вкладом Казахстана в международную стабильность остается его добровольный отказ от ядерного оружия и закрытие ядерного полигона. В общем-то, это было более чем разумное решение ибо после ухода российской армии в руках независимого Казахстана ядерное оружие представляло немалую угрозу прежде всего для… них самих. Добыча и экспорт сырья и сегодня обходится народу недешево. По подсчетам экологов до 13% территории Казахстана представляет собой зону, зараженную радиоактивными и другими смертельно опасными отходами, в которой проживает до двух миллионов человек. О них, медленно мутирующих и вымирающих, почему-то в речи президента ни слова.
Зато немало сказано о том, что прошедший год стал “прорывным” во внешней политике. Еще бы, президент Назарбаев, вдруг стал самым желанным гостем. За короткий срок по приглашению глав государств он посетил Россию, Соединенные Штаты Америки, Китай, Великобританию, Евросоюз и ряд других стран, принял участие в саммите “Группы восьми” и других крупных международных мероприятиях.
С чего бы вдруг такое гостеприимство? Сегодня, когда Россия взяла курс на “суверенную демократию” и рассматривает углеводороды через призму своих национальных интересов, богатый углеводородными и другими ресурсами Казахстан воспринимается западным сообществом совсем по-другому. Не столько как региональный лидер, уважаемый и ответственный партнер, искренний друг, надежный и добрый сосед, а скорее как источник дешевого сырья, способный альтернативными поставками ослабить дружеские объятия российского медведя.
Об этом красноречиво свидетельствует динамика взаимоотношений Казахстана с Соединенными Штатами Америки, Китаем, странами Евросоюза. Крупнейшие мировые политики активно пытаются подорвать былой Евразийский союз России и Казахстана, всеми силами подчеркивая, что его успех напрямую связан с реализацией собственной модели реформ. Ученые с мировыми именами, авторитетные международные эксперты спешат обласкать казахскую золушку, на которую обрушилось нежданное богатство из-за небывалого повышения цен на сырье. Они льстиво называют назарбаевскую Стратегию развития Казахстана не иначе, как “особый путь развития для новых независимых государств”, как “казахстанскую модель успешных реформ”, спешат признать его “активным членом мирового сообщества”. Обласканный в ходе визитов в США и Англию Назарбаев и его вкусившее недоступные ранее плоды западного образа жизни окружение охотно воспринимает славословия в свой адрес и медленно, но верно выстраивается в кильватер вашингтонской политики. Позабыты Евразийский Союз, клятвы в верности российско-казахской дружбе. И вопрос не только в желании покрасоваться в костюме от Кардена, сорвать аплодисменты западного бомонда. Дело гораздо серьезнее. Идет перевооружение армии по западным стандартам, звучат угрозы о переводе многомиллионных заказов на ремонт авиатехники с российских на израильские и НАТОвские предприятия.
В этих условиях, как говорится, Казахстану не грех проявлять активность, возвышая свой голос в стратегическом диалоге в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Вопрос только в том, а нравятся ли северным соседям Казахстана барственные нотки в речах “новых казахов”? Ведь активное участие Казахстана в интеграционных процессах в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ из взаимовыгодного сотрудничества превращается в настойчивые попытки диктовать партнерам, как им следует поступать в борьбе с новыми вызовами.
Прежде чем судить кого-то необходимо оглядеться на себя. Это исходит из известной пословицы “не судите, ибо будете судимы сами”. Поэтому, возвращаясь к выступлению президента на 15-й годовщине Независимости республики, удивляешься, почему он приходит к заключению, что Иран является центром растущей нестабильности в Азии. Ведь эта страна, как и любая другая желает найти достойное место в мировом сообществе и быть равноправным партнером независимо от политических взглядов и экономического развития партнеров. Кроме того, современный Иран желает процветания своей стране в будущем с использованием у себя самых современных технологий современности, которые обеспечат развитие общества.
Обидно, когда руководитель молодого государства, считающий себя находящимся на гребне успеха, с целью как-то отличиться в глазах западных государств, публично высказывает свою весьма неординарную прозападную позицию, не учитывающую интересы близких и дальних соседей. Похоже, что МИДу Казахстана предстоит еще немало потрудиться, изобретая “отмазки” по поводу тех или иных высказываний президента. И мы еще не раз услышим объяснения типа “я не я и лошадь не моя”. Дело, конечно, не в “неверно истолкованных” или “вырванных из контекста” высказываниях первого лица в государстве. Не забудем, что речи президенту пишут чутко учитывающие изменение вкусов заказчика, дипломированные специалисты, хорошо знающие свое дело. Жаль только, что дипломы они получили явно не в Казахстане, да и последнюю стажировку, похоже, проходили, если не в Белом доме, так уж наверняка в окрестностях Вашингтона.