Новый год для некоторых членов правительства Казахстана стал роковым в ракурсе их политической карьеры. Но некоторым представителям власти все-таки удалось сохранить порядком засиженные кресла. Одним из которых является должность министра юстиции, которую занимает Загипа Балиева. Еще в прошлом году, в интервью информационному агентству Интерфакс, сия разновидность власти отметила, что в Казахстане неуклонно снижается численность населения, заточенного в тюрьмы, в связи с чем за последнее время республика переместилась с третьего на 24-е место в мировом рейтинге по количеству заключенных.
— Согласно официальной информации международного центра тюремных исследований (Лондон), за последние пять лет в Казахстане отмечается стабильная тенденция к снижению количества тюремного населения. Если в 2002 году Казахстан был на третьем месте в мире по количеству лиц, содержащихся в местах лишения свободы (тюремный индекс тогда составлял у нас 540 человек на 100 тысяч), то по данным на 27 августа 2006 года сейчас мы находимся на 24-м месте в мире, — заявила З.Балиева в парламенте.
Ею было отмечено, что в настоящее время имеющийся в республике “процент осужденных к 100 тысячам человек населения — самый лучший в СНГ”, и Казахстан, по ее мнению, “наверное, еще спустится” в мировом рейтинге.
Ну, как тут не “порадоваться” за нашу страну, которая все увереннее занимает свое место в рядах цивилизованных демократических государств мира?! Вот и по уровню коррупции мы скоро догоним эти страны. Судите сами: за последние десять месяцев прошлого года органами прокуратуры в столице Казахстана было возбуждено 162 уголовных дела по фактам коррупции.
“На сегодня судами рассмотрено 55 дел данной категории в отношении 60 лиц, — сообщил начальник Управления по надзору за законностью в деятельности госорганов прокуратуры Астаны Бауржан Макулбаев. — Осуждены 48 лиц, в том числе 13 сотрудников органов внутренних дел, по 4 — финансовой полиции и фискальных органов, судебных исполнителей — 7, местных органов власти и управления — 15. К дисциплинарной ответственности привлечено 313 человек”.
А как обстоят дела в самом Министерстве юстиции, спросите вы. На этот вопрос ответил журналист Евгений Грюнберг, сообщивший, что “в ближайшем будущем в места не столь отдаленные отправится десяток работников министерства юстиции. Очередной эксперимент проводит глава Минюста Загипа Балиева, попросив КНБ, прокуратуру и финполицию провести комплексную проверку сотрудников министерства. Итоги проверки: 29 уголовных дел за коррупцию”.
В статье Г.Бендицкого “Девушка под пальмой. Очередные аферы Минюста Казахастана З.Балиевой” (сайт Centrasia.ru) отмечается, что:
“За полтора года пребывания в должности министра юстиции РК Загипа Балиева дала больше поводов для публикаций, чем любой другой член правительства. Тут тебе и почти детективная история исчезновения из гаража Минюста двух джипов “тойота-ланд-крузер”, и авантюра с центрами обслуживания населения, которые сначала были непонятно, как построены, а потом стали работать таким образом, что “принцип одного окна” превратился в принцип бесконечных очередей, неразберихи, толкучек и давки. А еще замечательная кадровая политика, которая позволяла министру направо и налево увольнять неугодных подчиненных, нарушая при этом все имеющиеся законы. После чего уволенные через суд восстанавливались в должности, а на следующий день их опять увольняли — и снова с такими же нарушениями”.
Может быть, и Загипу Яхяновну тоже ждет, не дождется одно из освободившихся мест в наших тюрьмах?
Впрочем, вряд ли.
На первый взгляд абсурдно, но на сегодня это явление глубоко проникло даже в армию и милицию. Например, Ольга Медведева в газете “Новое поколение” подробно рассказала об этом распространенном в оборонном ведомстве явлении. А в статье “Секретное задание” сообщила о том, что в Павлодарском городском суде начался процесс, обещающий стать самым громким в регионе за последние годы. “На скамье подсудимых подполковник полиции Владимир Нагыманов и майор Асылхан Жангазинов. До 27 мая сего года оба работали в 10-м управлении МВД. Сотрудники этого засекреченного управления выполняют специфические задачи, связанные с оперативно-разведывательной деятельностью. Полицейским “Штирлицам” разрешено кардинально менять свой имидж, например, носить неуставную форму, прически, отпускать бороду или усы, украшать тело наколками и так далее. Результаты работы сотрудников “десятки” лишь в исключительных случаях становятся достоянием общественности”.
По информации областного департамента КНБ, подполковник и майор были задержаны 27 мая в момент получения 600 тысяч тенге. “За эти деньги сотрудники элитного подразделения МВД обещали бизнесмену свое покровительство от государственных проверяющих органов и криминальных структур”, — пояснили в департаменте спецслужбы.
Известный историк и политолог Н.Масанов, чьи высказывания по ситуации в Казахстане часто цитируются на Западе, в своей оценке по этому вопросу пошел, можно сказать еще дальше. В одном из авторитетнейших изданий Западной Европы в период парламентских выборов в сентябре 2004 года его устами не только о коррупции в Казахстане, но и о здешних нравах в целом было сказано следующее: “Народ здесь делится на две группы — это коррумпированные и те, кто мечтает сделаться ими. Прежде маленькие дети тут горели желанием стать космонавтами. Теперь они мечтают стать коррумпированными”.
Оправдается ли прогноз З.Балиевой, что по “проценту осужденных к 100 тысячам человек населения”, “наверное, еще спустится” в мировом рейтинге сказать трудно. Но если коррупцию не остановить, то уж по этому показателю Казахстан, несомненно, выйдет на первое место в мире. Догнать и перегнать его будет трудно.
А тюрьмы, спросите вы. Скорее всего, пустовать они будут недолго.