Общественная комиссия, включающая депутатов Сената, Мажилиса и Общественной Палаты Парламента Республики Казахстан рассмотрела результаты общественной экологической экспертизы проектов, данных производственного мониторинга окружающей среды и природоохранной деятельности компании “Карачаганак Петролеум Оперейтинг” Б. В. (КПО Б.В.), проведенной Общественным объединением “Казахское общество охраны природы” в установленном законодательством порядке.
Указанная инициатива встретила противодействие со стороны компании и была осуществлена только после вмешательства Депутата Мажилиса Парламента Амангельды Таспихова, обратившегося с запросом в Правительство страны о допущенных нарушениях природоохранного законодательства компанией КПО Б.В. в части проведения общественной экологической экспертизы. Своим решением Премьер-Министр Республики Казахстан (письмо от 23 июня 2006 г.) подтвердил законные требования “Казахского общества охраны природы” и поручил Министерству охраны окружающей среды и акиму Западно-Казахстанской области оказать содействие Обществу при проведении общественной экологической экспертизы природоохранной деятельности компании.
Разработка уникального нефтегазоконденсатного месторождения Карачаганак в Западно-Казахстанской области осуществляется консорциумом крупнейших нефтедобывающих компаний мира – “ШевронТексако” (США), “БритишГаз” (Великобритания), “ЭНИ” (Италия) и “ЛукОйл” (Россия). Указанные компании, признанные мировые лидеры нефтегазовой сферы, особое внимание при освоении месторождений уделяют вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности. В то же время компания-оператор КПО Б. В., действующая в Казахстане от лица консорциума на основе “Окончательного соглашения о разделе продукции” подвергается серьезной критике.
На основании проведенного экспертами анализа представленных предприятием проектных, нормативных и других документов, сделан вывод о несоответствии деятельности предприятия требованиям природоохранного законодательства Республики Казахстан.
КПО нарушает требования законодательства, обязывающие природопользователей соблюдать установленные экологические нормативы и экологические требования к хозяйственной и иной деятельности. Фактические выбросы вредных веществ в атмосферу превысили экологический норматив в 2004 году в 3,3 раза, а в 2005 году – в 2,8 раза. Фактические выбросы предприятия превысили установленные Министерством охраны окружающей среды разрешенные объемы в 2004 году в 2,67 раза, в 2005 году – в, 5,4 раза. Фактические объемы размещения отходов превысили разрешенные в 2004 году в 5,8 раза, в 2005 году – в 16 раз. Экологический норматив обращения с отходами по утвержденному проекту превышает разрешенный объем почти в 20 раз.
Действующие проекты экологических нормативов по выбросам вредных веществ и обращению с отходами разработаны с нарушением нормативных документов, определяющих состав указанных проектов.
В нарушение установленных законодательством требований особые условия природопользования “Разрешений на природопользование”, выданных компании в 2004-2005 годах, не выполнены по ряду пунктов. “Правила выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды”, утвержденные Правительством Республики Казахстан указывают, что разрешение может быть аннулировано в случаях систематического нарушения природопользователем экологических требований и норм. Однако ни разу за указанный период разрешения на природопользование не аннулировались, что указывает на невыполнение установленных законодательством требований Западно-Казахстанским областным территориальным управлением окружающей среды.
Выявлено несоответствие фактических данных мониторинга атмосферного воздуха и фонового загрязнения атмосферы. В подавляющем большинстве по всем параметрам и в многолетнем разрезе фоновые концентрации, выданные РГП “Казгидромет” Министерства охраны окружающей среды оказываются больше наблюденных значений, что приводит к абсурдному выводу о полном отсутствии какого-либо воздействия производственной деятельности одного из крупнейших предприятий нефтегазового сектора страны на окружающую среду. То есть, информация о состоянии загрязнения атмосферы не соответствует действительности.
Фактическое многократное загрязнение тяжелыми металлами почвы на территории месторождения в 2004-2005 годах (например, по кадмию в 265 раз) или же искажение данных предыдущих лет не получили никакого удовлетворительного обоснования ни подрядной организацией, ни самой КПО, утвердившей указанные отчеты. Этот факт не стал закономерным поводом для применения санкций к предприятию и подрядной организации, выполняющей мониторинговые наблюдения, со стороны контролирующих органов.
В нарушение требований Закона РК “О техническом регулировании” инструментальный контроль выбросов в атмосферу от источников загрязнения не заложен в область аккредитации испытательной лаборатории ТОО “GIDROMET LTD”, в то же время эти работы проводятся этой компанией. Отчеты по результатам измерений, выполненных вне пределов области аккредитации, следует аннулировать, как незаконные.
Не включены в область аккредитации испытательной лаборатории подрядной организации, выполняющей мониторинг почвенного покрова, наблюдения за такими параметрами, как медь, цинк, свинец, кадмий, алюминий, стронций, т.е. указанные работы выполняются в нарушение природоохранного законодательства и Закона РК “О техническом регулировании”.
Допущены нарушения при изменении размеров санитарно-защитной зоны. Через месяц после сокращения санитарно-защитной зоны с 5000 до 1500 м, был разработан, представлен и согласован другой проект, увеличивающий ее размеры до 3000 м. В обоснование изменения нормативных размеров санитарно-защитной зоны легли недостоверные данные производственного мониторинга загрязнения атмосферы. При расчетах не приняты во внимание выбросы в атмосферу других предприятий, работающих на контрактной территории Карачаганакского месторождения, например – АО “Конденсат”.
В нарушение требований нормативных документов предприятие прекратило “подфакельные” наблюдения на КНГКМ, в то время как только в 2004 году сожжено 225,2 млн. м3 газа (в 14,5 раз больше, чем в предыдущем году) и выброшено в атмосферу 56,6 тыс. т загрязняющих веществ – в 3,3 раза больше установленного экологического норматива.
В нарушение требований законодательства программы по охране атмосферного воздуха предприятия не выносились на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.
В нарушение установленных требований компанией не предпринимались должные меры по предупреждению и устранению аварийных выбросов, что в 2004-2005 годах привело к значительному сверхнормативному сжиганию попутного газа и выбросам ЗВ.
С грубым нарушением природоохранного законодательства осуществляется подземное захоронение промышленных стоков, что привело к штрафам предприятия в 2005 году за самовольное загрязнение окружающей среды в сумме 138,4 млн. тенге.
В течение ряда лет не выполняются природоохранные мероприятия, направленные на очистку ливневых и талых вод, сбрасывающихся с территории объектов промысла, использование питьевых на производственные нужды, обеспечение эффективности работы очистных сооружений, мониторинг воздействия закачиваемых жидких отходов на окружающую среду.
Данные о сверхнормативных платежах и штрафных санкциях свидетельствуют, что претензии за самовольное (сверхнормативное) загрязнение окружающей среды до 2001 года предприятию не предъявлялись. В 2003 — 2005 годах количество таких претензий составляло от 4 до 6 ежегодно в сумме от 225 до 480 млн. тенге. Если доля сверхнормативных платежей за загрязнение окружающей среды в 2001 году составляла 0,007% (4,8 тыс. тенге), то в 2005 году она выросла до 98,5% (4 млрд. 993 млн.126 тенге). Эта тенденция сохраняется и сейчас, только за 6 месяцев 2006 года предприятию предъявлено 3 претензии, 17 штрафов, а сверхнормативные платежи составили 1,858 млрд. тенге.
Это свидетельствует о том, что КПО Б.В. осознанно идет на нарушение требований природоохранного законодательства Казахстана, представляет в государственные органы и общественности искаженную информацию о состоянии окружающей среды, предпочитая сверхлимитные платежи и штрафы реальному выполнению установленных требований.
Специально уполномоченные органы, обеспечивающие контроль выполнения установленных национальным природоохранным законодательством требований, не выполняют своих функции в этой части, что способствует формированию поля для коррупционных действий.
Предприятие нарушает собственные заявления и декларации, касающиеся охраны окружающей среды, распространенные для информирования общественности и населения в части эффективности природоохранной деятельности КПО.
Так, в материалах, подготовленных службой по связям с общественностью, отмечается:
— “КПО ставит целью сделать Карачаганакий проект одним из самых впечатляющих в мире примеров передовой экологической практики и дать стране и отрасли образец для подражания”, и далее.
— “В своей деятельности КПО демонстрирует экологические показатели мирового класса…”, что является искажением действительной экологической ситуации, сложившейся на предприятие в последние годы.
Общественная комиссия отмечает, что все вышеизложенное указывает на нарушение КПО Б.В. принятых на себя контрактных обязательств в области охраны окружающей среды и существенные пробелы в деятельности контролирующих органов в части исполнения национального природоохранного законодательства.
Результаты общественной экологической экспертизы будут направлены в установленном порядке в государственные органы, заинтересованным общественным организациям и средствам массовой информации.