Резолюция третьих общественных слушаний “Национальная трагедия 11 февраля 2006 года”

Мы, участники третьих общественных слушаний “Национальная трагедия 11 февраля 2006 года”, посвященных действиям правоохранительных органов и судебному процессу об убийстве видного государственного и общественного деятеля Казахстана, сопредседателя партии “НАГЫЗ АК ЖОЛ” Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников Василия Журавлева и Бауыржана Байбосына, заслушав и обсудив доклады и выступления участников, пришли к следующим выводам:

1. Общественная деятельность Алтынбека Сарсенбайулы, его принципиальная позиция и жесткая критика режима не оставляют никаких сомнений в том, что его убийство является политическим. Мы убеждены, что похищение и убийство видного государственного и общественного деятеля Казахстана А.Сарсенбайулы и его помощников стали следствием коррупции и криминализации, безответственности и безнаказанности, укоренившейся в политической системе, в том числе в правоохранительных органах. Поэтому очевидно, что выводы следственной группы МВД и прокуратуры, а также решения Алматинского областного суда и Коллегии по уголовным делам Верховного суда, которые, проявив предвзятость и ангажированность, не смогли и не захотели выйти за рамки т.н. “официальной версии”, озвученной президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым 2 марта 2006 года, не в состоянии убедить казахстанскую и мировую общественность в обратном.

2. Цели истинных организаторов и заказчиков этого убийства, пытавшихся дестабилизировать ситуацию в стране, посеять в обществе страх, запугать представителей демократической оппозиции и причастность к нему целого ряда высокопоставленных чиновников, бывших и действующих сотрудников КНБ и МВД позволяют однозначно говорить о данном преступлении как об акте именно политического терроризма. Соответственно уголовное дело должно было быть переквалифицировано как “Посягательство на жизнь человека, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в тех же целях, а также в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность” (часть 4 статьи 233 Уголовного кодекса РК “Терроризм”). Однако судебные органы даже не стали рассматривать такую законную постановку.

3. В силу указанных причин судебный процесс Алматинского областного суда, а также заседание Коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Казахстан превратились в фарс. В ходе судебного процесса результаты “работы” следственной группы МВД рассыпались на глазах. Следователи, специалисты, эксперты, вызванные в суд, показали свою некомпетентность и безответственность. Как было установлено в ходе судебного процесса, следствие даже по такому громкому делу было проведено непрофессионально, с многочисленными нарушениями процессуальных норм и даже фальсификацией материалов. Следствие и суд в силу необъективности и полной зависимости в нарушение требований закона, не стали допрашивать целый ряд высокопоставленных фигур, являвшихся политическими оппонентами А.Сарсенбайулы и которых общественное мнение страны связывало с этим чудовищным преступлением. При этом большинство справедливых требований, как потерпевшей стороны, так и обвиняемых, были незаконно и немотивированно отклонены. Крайне важные показания многих свидетелей остались без должного внимания со стороны гособвинения и суда. Суд в обоих случаях неожиданно прекратил судебное следствие и перешел к прениям именно в тот момент, когда обвиняемые Утембаев и Ибрагимов выражали готовность ответить на многочисленные вопросы, возникшие в ходе процесса. В итоге на двух процессах родственники и представители потерпевшей стороны были вынуждены в знак протеста покинуть залы судебных заседаний.

4. То, что ключевую роль в совершении преступления сыграли сотрудники спецслужб и полиции наглядно свидетельствует о необходимости коренного реформирования системы правоохранительных органов и силовых структур и принятия решительных мер по детоталитаризации общества в целом. В сложившейся ситуации не подлежит никакому сомнению то, что спецназ КНБ “Арыстан” должен был быть расформирован и лишен боевого знамени. Руководители и ответственные работники КНБ и МВД, которые допустили преступную халатность (участие в незаконной коммерческой деятельности, незаконная выдача оружия и оборудования и т.д.) и тем самым, способствовали созданию атмосферы, допускающей нарушение закона во вверенных им подразделениях, должны понести самое строгое наказание, вплоть до уголовного преследования. Однако ничего этого не произошло: наиболее одиозные руководители и сотрудники силовых структур были отправлены в отставку, коммерческие структуры на преподавательскую деятельность, и т.д. Т.е. по сути, никто из виновных не понес реального наказания, что чревато повторением подобных ситуаций и в будущем.

В связи с вышеизложенным, мы считаем:

1) не подлежит никакому сомнению, что уголовное дело о похищении и убийстве Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников Василия Журавлева и Бауыржана Байбосына должно быть направлено на дополнительное расследование и переквалифицировано по статье “Терроризм”. Поэтому необходимо:

— обеспечить полную сохранность и пополнение материалов судебного дела не только путем их физического сохранения, но и активного их использования в рамках общедоступных баз данных;

— предпринять дополнительные меры по проведению сбора информации, опроса недопрошенных следствием “фигурантов”;

— стимулировать проведение журналистских и иных расследований;

— необходимо использовать все имеющиеся законодательные и иные механизмы для возобновления других уголовных дел в случае открытия новых обстоятельств и т.д.

2) в сложившихся обстоятельствах вызывает вполне закономерное беспокойство здоровье и жизнь целого ряда важных свидетелей, в первую очередь осужденных в качестве “заказчиков” и “исполнителей” данного чудовищного преступления. В этих целях необходимо не только проводить меры общественного контроля — за тем, чтобы власти гарантировали и обеспечили жизнь и здоровье “фигурантов” дела, но и полностью выполнили решения суда в отношении тех из них, чья вина не подлежит сомнению.

3) очевидно, что руководители и ответственные работники МВД и Генеральной прокуратуры, судебных органов, которые имели отношение к проведению следствия по данному уголовному делу, нанесли огромный ущерб своей репутации. По тем же из них, кто имел отношение к фальсификации материалов и доказательств, оказывал давление на подозреваемых, должны быть возбуждены уголовные дела.

Поэтому необходимо:

— проводить меры общественного реагирования с тем, чтобы добиваться отставки наиболее одиозных представителей силовых структур и судебной системы.

— важно информировать граждан об их неблаговидной роли в “процессе века”, прежде всего, если они будут баллотироваться на публичные должности;

— в этих же целях необходимо проводить меры по общественному мониторингу за деятельностью указанного круга лиц.

4) Необходимо продолжить и активизировать усилия общественности по увековечиванию памяти Алтынебека Сарсенбайулы и его помощников с тем, чтобы не допустить подобных злодеяний в будущем. В этих целях необходимо:

— проводить регулярные мемориальные мероприятия, митинги, шествия, акции гражданского протеста против терроризма и произвола властей;

— активизировать усилия общественности по переименованию одной из центральных улиц г.Алматы именем А.Сарсенбайулы;

— обеспечить издание книг и публикаций, посвященных жизни и деятельности А.Сарсенбайулы, так или иначе связанных с “процессом века”;

— обеспечить сбор и регулярное пополнение общедоступных информационных ресурсов, связанных с этим делом.

Принято 6 февраля 2007 года в городе Алматы