Выступление Рысбека Сарсенбайулы на третьих общественных слушаниях “Национальная трагедия 11 февраля 2006 года: анализ причин и последствия”

Г.Алматы, 6 февраля 2007 года.

Обыкновенный терроризм угрожает безопасности граждан

Уважаемые соотечественники!

Казахстанская судебная власть, подчиненная одному человеку – президенту, которая давно утратила доверие к себе, привела к финишу уголовное дело №06196203100062. Коллегия по уголовным делам Верховного Суда РК под председательством Т.Жукенова оставила без изменения приговор, вынесенный судьей Алматинского областного суда Л.Мерекеновым. Верховный Суд доложил своему хозяину о выполнении поставленной задачи, тем самым освобождая главных преступников, засевших высоко в самой власти, от кары. Судебные процессы, полностью провалившие примитивный назарбаевский сценарий, доказали непрофессионализм министерства внутренних дел, убожество генеральной прокуратуры и преступность комитета национальной безопасности.

Похищение “эскадроном смерти”_ подразделением “Арыстан” из КНБ и последовавшая затем казнь Алтынбека Сарсенбайулы, Василия Журавлева и Бауыржана Байбосын – это преступление, однозначную квалификацию которого п.4. ст.233 Уголовного Кодекса РК дает как терроризм. Требование о признании зверского политического убийства актом терроризма было выдвинуто нами в самом начале судебного следствия, а позже заявлено отдельным ходатайством в судах первой и второй инстанции. Эта позиция была четко обоснована экспертами-правоведами, одобрена независимыми правозащитниками и общественными деятелями в ходе проведенных общественных слушаний, а также поддержана стороной защиты осужденных на заседании коллегии Верховного Суда РК.

Заказчики, исполнители и пособники терроризма имели целью нарушение общественной безопасности и устрашение населения, дестабилизацию обстановки в стране, прекращение политической деятельности Алтынбека Сарсенбайулы из мести за такую деятельность.

Процитирую президента:

“Считаю, что за этим стоит вызов всему обществу и власти. Это вызов имиджу нашей страны. Преступники хотели посеять страх и недоверие между людьми. Кому-то сильно не по душе мир, порядок и стабильность в нашем родном доме” (Казахстан Тудэй 21.02.2006), — как видите, Назарбаев сам достаточно конкретно определил квалификацию преступления как террористического акта.

Мало чем отличается признание Нуртая Абыкаева, бывшего спикера сената: “Казахстанское общество было потрясено степенью циничности тех, кто организовал и осуществил жестокое убийство Алтынбека Сарсенбаева, Бауржана Байбосынова и Василия Журавлева.

Это преступление никого не оставило равнодушным, и я полностью поддерживаю мнение Президента Республики Казахстан о том, что это вызов всему нашему обществу, власти, имиджу нашей страны.

Организаторы убийства явно рассчитывали дестабилизировать обстановку в стране и подорвать доверие к политическому курсу, направленному на укрепление демократических основ государства. Все участники этого чудовищного преступления должны предстать перед судом и понести наказание” (Kazakhstan Today 24.02.2006).

Можно было бы привести еще дюжину оценок со стороны общественно-политических деятелей, правозащитников и других экспертов, но кто, как не Президент страны и его соратник Нуртай Абыкаев, спикер Сената, могут дать точную оценку цели совершенного преступления?!

Особого внимания, тем не менее, заслуживает высказывание члена семьи главы государства, а именно его дочери, депутата Мажилиса — Дариги Назарбаевой.

“Убийство Алтынбека Сарсенбаева — это покушение на президента страны. Эта тщательно и умело спланированная акция проведена в целях дискредитации президента Нурсултана Назарбаева, всей сложившейся системы государственной власти.

Их цель — подрыв стабильности казахстанского государства и общества. Ради этого они готовы посягнуть на самое святое — на человеческую жизнь. Эти силы хотят ввергнуть страну в состояние хаоса, страха, подозрительности, показать неспособность президента и власти обеспечить общественный порядок” (Дарига Назарбаева Kazakhstan Today 23.02.2006).

Ярким доказательством предыдущих оценок стало резкое недовольство общественности — 26 февраля 2006г., когда тысячи граждан с разных концов Казахстана приняли участие в Дне памяти Алтынбека Сарсенбайулы, которое в знак скорби и протеста против подобных актов устрашения населения вылилось в шествие по улицам города и завершилось митингом на главной площади Алматы. Соратники, лидеры политических партий, движений, уважаемые и известные всей стране люди, почтившие память жертв политических репрессий, сами были осуждены специализированным административным судом, а некоторые из них были арестованы. В результате усилилось противостояние власти к своему народу.

Таким образом, члены семьи президента и его приближенные сами исчерпывающе доказывают, что данное преступление носило антигосударственный характер, имело целью нарушение общественного порядка и устрашение населения и должно быть квалифицировано в соответствии с частью 4, статьи 233 УК РК, как терроризм.

Приведенные выше цитаты далеко не случайны. Как видите, именно эти четверо – спикер сената, отец, дочь и зять больше всех “обеспокоились” подрывом стабильности государства и общества. Поспешно оправдываясь, наперебой они возмущенно упоминали в своих заявлениях о “неких силах”, полагая, что это поможет им уйти от подозрений. Но получилось как раз наоборот – подозрения только усилились, ведь не зря мудрая поговорка гласит: “На воре и шапка горит!”. Уж лучше бы помолчали, чем выдавать себя с головой.

Анализ ситуации в обществе и поведения действующих лиц, имевших веские причины для мести Алтынбеку за его политическую деятельность и смелую критику, расставляет все по местам. На коллегии Верховного Суда я привел ряд примеров, на которые хотел бы обратить и ваше внимание.

Основным мотивом утембаевского “заказа”, согласно обвинительному заключению послужили высказывания Алтынбека Сарсенбайулы в статье “Список будет продолжен!” в газете “Время” за №45 от 13.11.03г., а именно следующее:

“… Если исходить из такого рода обвинений, то меня можно уволить за срыв встречи с Александром Волошиным одного из замруководителей нашей администрации по причине элементарного пьянства последнего. Руководитель нашей администрации поставил мне в вину, что я не контролирую … его заместителя. Этого нельзя было сделать даже при большом желании, поскольку человек имел привычку пить в одиночку”.

Кто в действительности мог пострадать от этой статьи Утембаев или его непосредственный шеф – Нуртай Абыкаев, который не контролирует своих подчиненных и требует этого от других, в чьи полномочия это не входит? К тому же всем известно, что Утембаев не способен на такое преступление без покровительства или прямого приказа сверху, о чем также свидетельствует и высказывание Дариги Назарбаевой. Уж кто-кто, а она должна знать всю эту кухню, называемую “власть”, и что там творится. Свидетельством тому ее различные высказывания:

“…Судя по наглым, демонстративным действиям сотрудников службы “Арыстан”, они были уверены в своей безнаказанности. Почему эти люди были в этом уверены? Потому, что за этим убийством стоят очень влиятельные силы” (Kazakhstan today 23.02.2006).Конец цитаты.

Кто эти “очень влиятельные силы?” На кого намекает Назарбаева? На президента или на спикера (уже бывшего)?

Задолго до завершения следствия, 10 марта 2006 года, в газете “Караван” Назарбаева пишет: “Сегодня, когда правда (или все-таки часть правды?) выплыла наружу, когда арестованы исполнители и “заказчик” убийства Алтынбека Сарсенбаева…”

Обратите внимание на интересную деталь: Отец во всеуслышание заявил о том, что преступление практически раскрыто и уверенно назвал заказчика, чуть ли не оправдывая его, а дочь слово “заказчик” заключила в кавычки и в скобках выразила свое сомнение обо всей правде, и тем самым дала четко понять, что Утембаев лишь одна из частей всей цепочки.

Дочь пишет: “…Председатель Комитета национальной безопасности генерал Дутбаев сразу же излагает главе государства свою версию: за преступлением стоит кто-то из членов семьи президента – либо Рахат Алиев, либо Тимур Кулибаев, либо Кайрат Сатыбалды”. А отец почему-то выгораживает своего преданного Абыкаева: “К руководству сената у нас нет никаких претензий. Никаких кривотолков быть не должно!”.

Очевидно, что президент был достаточно хорошо осведомлен о том, что у Абыкаева были куда более серьезные мотивы для мести Сарсенбайулы, который подвергал его жесткой справедливой критике:

“… На мой взгляд, главная ошибка Нуртая Абыкаева заключается в том, что он не сумел консолидировать политические группы и элиту для укрепления власти. Когда Абыкаев вернулся на свою должность, он не учел, что за эти годы общество и, соответственно, элита сильно выросли. Он попросту начал заниматься тем, чему научился за долгие годы аппаратной жизни, и что у него получалось лучше всего: интриговать, подставлять, ставить подножки. Он лоббировал интересы довольно узкой группы, противопоставляя президенту достаточно активную и деятельную часть элиты и общества. В нем нет таких необходимых в его должности качеств, как умение разрабатывать актуальные для власти темы, умение координировать и сочетать политические, экономические и иные интересы возможных групп влияния

В итоге, не занятый прагматичными и полезными делами аппарат остыл от работы и пришел в негодность. Я как-то беседовал с одним чиновником администрации президента среднего звена, который сказал буквально следующее: “Трагедия, когда твой непосредственный руководитель тупее, чем твой подчиненный”…” (Assandi-times от 05.03.04).

“Хорошо ли, плохо ли, но все мы живем и должны жить по Конституции. А что будет, если, согласно Конституции, президент вдруг уйдет в отставку? Правильно, его официальным преемником станет спикер сената Нуртай Абыкаев. Не хотелось бы такого позора для страны!” (Соз, № 18, 13.05.2005).

Убийственные слова. Никогда ранее и никому не выдавалась публично такая уничижительная оценка!

Если судить по опубликованным статьям и интервью о той или иной личности из властного “Олимпа”, то к числу “обиженных” можно смело отнести и Даригу Назарбаеву, считавшую Алтынбека Сарсенбайулы своим политическим оппонентом. Цитирую лишь некоторые его высказывания по отношению к ней:

“Лично я не вижу никого за ее фигурой и “Асар” всерьез как партию, способную на серьезную политическую деятельность, не воспринимаю” (Интернет-газета Navi.kz, 26.02.04)

“… Партия “Асар” — это конъюнктурный пиар – проект, для реализации которого мобилизованы все национальные телеканалы медиахолдинга Дариги Назарбаевой… Политическая партия – это не жевательная резинка или “Сникерс”, которые через рекламные ролики можно навязать обществу” (Интервью газете Assandi-times, 05.03.04).

“Если говорить о партии “Асар” и ее лидере Дариге Назарбаевой, то избирательную компанию она провалила как в одномандатных округах, так и по партийному списку. Затратив колоссальное количество финансовых, медийных и административных ресурсов, в действительности она получила не более 8% голосов… Это и есть ответ казахстанского общества на выход члена семьи на политическую арену. Наше общество не желает династийной передачи власти, не желает второго “Назарбаева”, кем бы он ни был мужчиной или женщиной” (газета “Республика. Деловое обозрение”, 01.10.04).

Не каждый публичный деятель мог бы смириться с такой критикой в его адрес. Также и не смогла смириться Дарига Назарбаева, когда агентство “Хабар” затеяло судебный процесс против Алтынбека Сарсенбайулы. В итоге результаты данного процесса еще больше дискредитировали Даригу Назарбаеву в глазах общественности, раскрыв всю историю передачи и незаконных схем финансирования ряда СМИ.

Степень негодования перечисленных потенциальных “обиженных” не идет ни в какое сравнение с неоднократными угрозами посягательства на жизнь Алтынбека со стороны Рахата Алиева после известных событий 2001 года.

Алиев не сумел скрыть свое далеко “не дружеское” отношение к моему брату в публикации в том же “Караване” от 17 февраля 2006 г.: “А теперь Алтынбека не стало. И больше не удастся ни поспорить, ни – может быть, помириться”…

Он врет. Алтынбек никогда бы не удостоил его спором. Алиев никто на политическом поле. С Алтынбеком нельзя было просто договориться или помириться. Поэтому единственным методом остановить его — было посягательство на его жизнь…

Но больше всех от Алтынбека досталось самому Назарбаеву. Это было не просто “оскорбление чести и достоинства”, а прямые обвинения во лжи и отсутствии морали.

“…Все, что он говорил в течение последнего года, все, о чем говорили его приближенные и советники, не более чем пустая, не подкрепленная реальными делами и шагами декларация!”.

“Если продолжатся политически мотивированные процессы и преследования политиков, то власть и единолично представляющий ее президент Назарбаев окончательно потеряют свое лицо и моральное право управлять страной. В этом случае президент предстанет перед своим народом в качестве человека, который до смерти боится своих политических оппонентов…”.

“Даже по действующей Конституции, даже если отбросить все претензии, это последний срок Нурсултана Абишевича”.

В действительности Алтынбек был опасен для власти тем, что являлся потенциальным лидером, способным консолидировать общество в построении истинно демократического и цивилизованного государства. Он знал, как изменить существующую систему, вывести страну из тупика и создать условия, при которых власть служила бы интересам народа.

Кровь Алтынбека, Василия и Бауыржана – на совести автора режима личной власти в стране, превратившем КНБ, МВД, прокуратуру и судебные органы в инструмент борьбы против оппонентов, инакомыслящих политиков и журналистов. В этом же ряду стоит сфабрикованное финансовой полицией уголовное дело против друга и соратника Алтынбека, сопредседателя партии “Нагыз Ак жол”, одного из признанных лидеров демократической оппозиции Булата Абилова.

Государственная структура КНБ (в народе метко прозвали Комитет Наемных Бандитов) имеющая в своем составе такое спецподразделение как “Арыстан”, превратилась, по сути, в террористический центр, несущий прямую угрозу безопасности и жизни граждан, безопасности самого государства. Я убежден, что арыстановцы пошли на это преступление не только ради денег, они действительно выполняли приказ, отданный сверху. Майор Абикенов и подполковник Касымов получили минимальное наказание в награду за молчание, за то, что не выдали своих вышестоящих командиров. “Арыстан” не расформировали. Почему? Очевидно, такие испытанные бандиты необходимы режиму преступной власти для подобных “спецопераций” против оппонентов. Мы потеряли Алтынбека, Василия, Бауыржана, Асхата, Заманбек-ага… Но мы не имеем права потерять Булата, Ораза, Тулегена, Галымжана, Гульжан и других самых стойких борцов за будущее нашей страны.

Поэтому мы, граждане, должны предавать огласке каждый факт произвола со стороны силовых ведомств – КНБ, финансовой полиции, прокуратуры, мы обязаны разоблачать их преступную продажную сущность. Я уверен, что со временем из архивов этих структур будут подняты и раскрыты еще десятки чудовищных преступлений, совершенных государством. Все знают, что сейчас идет процесс выхода из этих органов, целыми группами, совестливых людей, не желающих служить власти, убивающей своих лучших граждан, заключающей их в тюрьмы, унижающей их достоинство, оставляющей беззащитных людей без крыши над головой, как в Шаныраке и Бакае. Я обращаюсь к тем офицерам, у которых осталось понятие Чести – будьте с народом, подчиняйтесь только Закону и Совести!

Я считал своим гражданским долгом предостеречь членов коллегии Верховного суда от непростительной ошибки – слепого исполнения задания “работодателя”. Я взывал к их разуму и просил не превращаться путем сокрытия в соучастников этого чудовищного государственного преступления. От этих людей в судейских мантиях требовалось самое простое и в то же время самое невозможное при существующей политической системе – набраться мужества и вернуть дело на доследование. Увы, привычка “служить Хозяину” взяла верх над ответственностью перед собственными детьми. Но человеческая Память, Время и История вынесут свой Приговор всем участникам этого злодеяния.

Мы, конечно, понимали, что в Астане будет вынесено не судебное, а политическое решение, принятое в кругу одной Семьи. В июле 2005 года, после процесса над “Хабаром”, Алтынбек дал интервью газете “Эпоха”. Я думаю, что его ответ на вопрос журналиста станет уместным завершением моего сегодняшнего выступления:

— Что, по Вашему мнению, движет решениями наших судей: личная заинтересованность, убеждения или что-то еще?

Звонок из Астаны с политической установкой… Одно знаю точно: как сменится политическая власть в стране, судебная система заработает, как независимый орган, и все эти вопросы будут пересмотрены.

Уважаемые соратники!

Мы вновь и вновь будем обращаться к наследию Алтынбека. В последнем интервью, работу над которым он закончил буквально за несколько часов до своей трагической гибели и которое назвали политическим завещанием мудрой, талантливой и безвременно ушедшей от нас замечательной личности, он обращается к нам, к каждому из нас:

“…Надо ломать ошибочные представления и стереотипы о том, что судьба страны, общества зависит только от судьбы правящего режима. От того, сколько лет Назарбаев будет занимать кресло в “Ак орде”. Значит, пришло время серьезно задуматься над тем, каким должен быть Казахстан, когда будем жить без Назарбаева!”