Ербосын Мельдибеков является одной из самых востребованных фигур центральноазиатского региона на мировой арт-сцене. Об этом свидетельствуют крупнейшие художественные форумы с его участием: 51 — я Венецианская биеннале, 10-я биеннале медиаарта в Лос-Анжелесе, 2-я Московская биеннале. Кроме того, участие в групповых выставках в Германии, Швейцарии, Мексике, США, Чехии. Но самое определяющее событие для художника – это все-таки, персональная выставка. У Ербосына их четыре: в Милане (Италия), в Берлине (Германия), в Москве (Россия) и в Загребе (Хорватия). Как это ни парадоксально (а может быть, и логично), у него не было ни одной персоналки на родине.
(Кентавромахия – в греческой мифологии сюжет, повествующий о геноциде кентавров – миксантропических существ, полулюдей полуконей, за безнравственное и аморальное поведение, алкоголизм и сексуальную распущенность).
13 февраля в 18.30 в Центре Современного искусства Сороса состоится открытие персональной выставки Ербосына Мельдибекова “Кентавромахия”. На выставке экспонируются совершенно новые работы, составляющие три цикла, а также очередное брутальное видео, сюжет и содержание которого автор пока держит в секрете.
1. Серия “…бай-батыры” состоит из четырех с половиной бюстов, повторяющих мимические рельефы лица художника. Эти автопортреты разнятся между собой только деталями средневековой амуниции. Натурально, художника вдохновила современная монументальная скульптура, вырастающая на просторах Казахстана со скоростью грибов, тем не менее, с невероятной точностью реконструирующая облик древних героев. Внимательно вглядевшись и тщательно изучив образцы казахстанского неоклассицизма и барокко, художник обнаружил, что физиогномические особенности средневековых суперменов абсолютно идентичны физиогномическим особенностям, собственно, самого Ербосына Мельдибекова. Тот же характерный разрез глаз, те же выразительные очертания скул, та же бородка! Шок от неожиданного открытия был немедленно зафиксирован и размножен в четырех с половиной экземплярах.
2. “Пик Победы” — серия инсталляций, демонстрирующая превращение предметов быта как советской эпохи, так и нового капиталистического времени, в дикий азиатский ландшафт. Автор констатирует тщетность попыток вестернизации центральноазиатского региона. Так, американская фольговая посуда, в которой запекают рождественскую индейку, превращается в заснеженные хребты Гиндукуша (Афганистан), а “судно”, используемое для облегчения лежачих больных, — в зимний вид горы Казбек (на границе между Чечней и Грузией). Снежные пики, по мысли автора, растут в основном, в горячих точках….
3. “Кентавромахия” — серия фотографий, играющая с образом кентавра. Но кентавры мутируют: мы видим лицо, с высунутым конским языком, на который нанесена рана в виде креста. Мы видим кентавра, с туловища которого снята шкура, и вместо полагающихся головы и рук, обнаруживаем ноги и мужские гениталии. Мы видим кентавра с автоматом Калашникова и в камуфляже, с вывернутым наизнанку скальпом.
“Карта Чингизхана или шкура красного коня” — центральная часть серии “Кентавромахия”. Фрагменты шкуры с кусками мяса и жира, сфотографированные с близкого расстояния, напоминают топографические снимки, а вышитые конскими волосами линии определяют границы Центральной Азии. Название отсылает как к одиозному средневековому завоевателю, так и монструозному правителю ХХ века. Культовый образ Петрова-Водкина, созданный в сталинскую эпоху, как символ и надежда революции был препарирован и во внутренностях обнаружилась древняя карта Чингизхана.
Кентавромахия достигла своего апогея.
Куратор выставки Кожахметов Дастан
Республика Казахстан, г. Алматы, 050021, ул. Тулебаева 171, (выше улицы Шевченко).
Тел: (3272) 67-07-64, Факс: (3272) 67-07-65
E-mail: dastan@scca.kz