Попасть в Вену — 2

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Время для новых межэлитных столкновений еще не пришло?

Самой популярной личностью в казахстанском и околоказахстанском интернете на минувшей неделе был, безусловно, Рахат Алиев, неожиданно получивший назначение посла в Австрию. Возвращение зятя президента в Вену, где он уже возглавлял в прошлом дипломатическую миссию Казахстана, на фоне неутихающего скандала вокруг \»Нурбанка\» попало в поле зрения нескольких зарубежных масс-медиа, включая сайт EurasiaNet.

Как пишет Джоанна Лиллис, расследование по поводу финансовых нарушений в одном из ведущих банков Казахстана, \»Нурбанке\», “вызвало скандал в финансовом секторе страны”. Между тем Алиев, являющийся одним из акционеров банка, решительно отвергает обвинения в нечистоплотных деловых операциях.

Известно, что скандал оказался в центре внимания общественности после того, как жены двух бывших высокопоставленных руководителей \»Нурбанка\» заявили об исчезновении своих мужей. В частности 5 февраля супруги бывшего председателя правления банка Абилмажена Гилимова и его заместителя Жолдаса Тимралиева, в январе покинувших свои посты, заявили, что в течение последних пяти дней их мужья числятся пропавшими. Гилимов ушел из дома и не вернулся после того, как отправился на допрос в финансовую полицию, тогда как Тимралиев исчез с того момента, как отправился на заседание \»Нурбанка\» 31 января. На данный момент стало известно, что Гилимова допрашивают правоохранительные органы по поводу финансовых нарушений в банке, а Тимралиева разыскивает полиция.

Жена Тимралиева, Армангуль Капашева, утверждает, что до своего исчезновения Тимралиева похитили, подвергли жестокому обращению и угрозам с целью вынудить его обеспечить, чтобы руководство прибыльного делового центра в финансовой столице Казахстана Алматы перешло в руки зятя президента страны. Алиев эти обвинения отрицает. В открытом письме президенту Нурсултану Назарбаеву Капашева утверждает, что 18 января Гилимов и ее муж ушли из дома, полагая, что они должны сопровождать Алиева в деловой поездке. Вместо этого, пишет она, их привезли в банный комплекс, где насильно продержали целые сутки. Капашева утверждает, что ее мужа били и грозились убить, если он не уступит требованиям похитителей”.

Алиев решительно отвергает все обвинения: “Единственное, что во всех этих версиях, гипотезах и слухах является правдой, — это то, что я действительно являюсь акционером Нурбанка. Это ни для кого не секрет, – цитирует автор его интервью агентству Kazakhstan Today. – Все остальное, включая информацию о якобы пропавшем бывшем сотруднике банка, — это откровенная клевета, похожая на тщательно спланированную провокацию”.

Наши читатели наверняка знают о дальнейшем развитии событий вокруг \»Нурбанка\». Поэтому ограничимся лишь выводом, к которому приходит аналитик сайта EurasiaNet: “Дело \»Нурбанка\» выставило в неблагоприятном свете банковский сектор страны. Любой удар по имиджу этого сектора является нежелательным в момент, когда \»Казкоммерцбанк\» и банк \»Халык\» только что разместили свои акции на Лондонской фондовой бирже и стали объектами пристального наблюдения со стороны инвесторов. Другие казахстанские банки также готовятся к размещению своих акций на Лондонской фондовой бирже”.

Агентство Reuters напоминает, что “Алиев стал вторым политическим тяжеловесом, сменившим кабинет в Астане на пост посла в этом году. В январе спикер Сената (верхней палаты парламента) Нуртай Абыкаев был назначен послом Казахстана в России”.

Я думаю, временное отстранение или удаление Абыкаева и Алиева от активной казахстанской политической жизни является попыткой президента немного стабилизировать обстановку внутри элиты и дать возможность определенный период времени существовать без серьезных скандалов и конфликтов, – комментирует ситуацию политолог Досым Сатпаев. – Президент, видимо, посчитал, что сейчас ему необходимо сохранить стабильность внутри элиты и не позволить возникнуть новым межэлитным столкновениям, тем более что последний скандал с \»Нурбанком\» опять наводит на мысль о том, что эти столкновения могут начаться”.

Зато, отмечает агентство, другой зять главы государства — Тимур Кулибаев, по мнению аналитиков, укрепил свои позиции, когда в январе правительство возглавил близкий к нему чиновник Карим Масимов.

Программа-МАСИМум (никаких скандалов, интриг, расследований)

Радио “Азаттык” рассказывает о программном выступлении Карима Масимова, назначенного месяц назад на пост премьер-министра Казахстана, перед депутатами парламента. Ключевыми моментами программы действий кабинета на ближайшие три года стали “улучшение качества жизни населения и повышение конкурентоспособности страны”.

Масимов обозначил следующие приоритеты: “жесткое регулирование внешних заимствований и внутренних государственных расходов, усиление контроля за монополистами и расширение конкурентного сектора, внедрение персональной ответственности каждого чиновника за использование бюджетных средств, повышение качества государственных услуг, пересмотр образовательной и кадровой политики в стране, улучшение качества медицинских услуг”.

Особый акцент премьер сделал на политике замещения иностранных специалистов казахстанскими:

— Будет проводиться политика замещения иностранных специалистов казахстанскими. Мы планируем разработать долгосрочную миграционную политику, направленную на удовлетворение потребностей страны в трудовых ресурсах.

Отвечая на вопрос одного из депутатов о ситуации в банковском секторе, Карим Масимов остановился на ситуации в “Валют-Транзит банке”. В частности, глава правительства “не стал скрывать того, что в банке находились средства не только физических лиц, но и государственных органов. В частности, около 6 млрд. тенге в обанкротившемся “Валют-Транзите” разместили институты развития”. Кроме того, Масимов сказал:

— Относительно “Валют-Транзит банка” — вы знаете, что Агентство по финансовому надзору проявило характер и приняло такое решение, я его поддерживаю. Касательно вкладчиков – мы должны решать вопросы вкладчиков – физических лиц, чтобы они не пострадали. Касательно вкладов юридических лиц, особенно вкладов государственных организаций, здесь мы проведем очень большую работу над ошибками и посмотрим, каким образом те или иные предприятия держат деньги в тех или иных банках, потому что здесь ответственность и риск должен лежать на каждом конкретном руководителе.

Об отношении премьер-министра к ситуации вокруг “Нурбанка” ничего не сообщается. Судя по всему, выступление Масимова перед парламентариями стало простой формальностью, все действо оказалось предсказуемым, протокольным и, откровенно говоря, просто скучным.

Хотят ли русские в Россию?

Корреспондент BBC Роза Кудабаева обращается к перспективам возможного переселения русского населения Казахстана на историческую родину. Всевозможные рассуждения на эту тему вышли на первый план газет после того, как президент России Владимир Путин в прошлом году утвердил программу по содействию добровольному переселению соотечественников.

Как сказано в материале, эта программа “находит отклик в Казахстане, где почти треть населения составляют русские”. В частности, представители Республиканского славянского движения \»ЛАД\» сообщают о том, что за консультациями к ним уже обратилось свыше 5000 человек. Однако вряд ли эту цифру можно назвать впечатляющей, если иметь в виду, что в Казахстане проживает около 4 миллионов русских. Но повод задаться вопросом о том, увеличатся ли масштабы миграции, есть.

Статистика свидетельствует о снижении масштабов миграции в Россию: “В 1999 году из Казахстана выехало на 80 тыс. русских больше, чем въехало. В 2004 году эта разница составила около 25 тыс. человек”. Тем не менее, именно русские продолжают составлять подавляющее большинство эмигрантов из Казахстана. Вот основные причины переселения: “быстрый рост казахского населения, миграция избыточного сельского населения в города, усиление межэтнической конкуренции на рынках труда, а также увеличение числа казахов в государственном аппарате и ведущих отраслях экономики”.

Однако своеобразным противовесом этим факторам могут стать “темпы роста экономики Казахстана, значительный прилив инвестиций, открытие новых сфер применения своих сил для специалистов разного профиля”. Поэтому даже гарантии, которые дает Путин соотечественникам, по мнению эксперта Досыма Сатпаева, смогут привлечь не более 10-15% русскоязычного населения.

Между тем многие рассматривают как \»выталкивающий\» фактор сужение сфер применения русского языка. Как считает председатель координационного совета русских, славянских и казачьих общественных организаций в Казахстане Юрий Захаров, решение правительства о переводе к 2010 году делопроизводства на казахский язык может усилить миграционные настроения.

Конечно, мне бы не хотелось, чтобы что-то в нашем государстве подстегнуло миграцию, – говорит Захаров. – Мне кажется, опрометчивые шаги администрации президента о переводе делопроизводства на казахский язык вызывают ненужный ажиотаж. И естественно, будут работать не в пользу межнационального мира и согласия”.

Между тем заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана Жуматай Алиев считает, что повода для паники не существует. По его словам, казахстанские власти пытаются лишь сохранить казахский язык. Статус же русского языка останется неизменным: “Государственным языком является казахский. Официальным языком, это конституционно закреплено, русский. То есть никаких преград или какого-то беспокойства нет. Русский язык — один из мировых языков. Он язык бизнеса, экономики. Это перспектива, тем более, что мы экономически развиваемся”.

Между тем границу Казахстана и России активно пересекают в обоих направлениях, и не всегда легально. Дело дошло до весьма экзотической контрабанды. Издание Fresno Bee публикует сообщение агентства Associated Press о раскрытии преступного канала переправки верблюдов на казахстанско-российской границе. По словам представителей милиции Астраханской области, задержана группа граждан двух стран, организовавших нелегальную поставку из Казахстана в Россию 14 верблюдов. В региональных правоохранительных органах не исключают, что ранее могли быть и другие случаи незаконной переправы животных. Верблюды не прошли ни таможенный, ни санитарный контроль.

Польша вновь проявляет интерес к казахстанской нефти

Сайт национальной радиокомпании Украины NCRU сообщает о том, что для реализации проекта нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк необходимы гарантии Азербайджана и Казахстана. Об этом заявил посол Польши в Киеве Яцек Ключковский. По его словам, Варшава хотела бы присоединиться к проекту, но обязательным условием для этого должны послужить гарантии, что Азербайджан и Казахстан будут поставлять нефть по этому маршруту. Несмотря на имеющиеся сложности, дипломат проявил оптимизм по поводу успеха идеи, заявив, что “на 90 процентов уверен в том, что проект будет осуществлен”.

Деловое издание Warsaw Business Journal между тем информирует о планах правительства Польши подписать нефтяные контракты с Казахстаном и Кувейтом. “Одна из главных целей правительства заключается в стремлении гарантировать национальную энергетическую безопасность, – подчеркивается в публикации. – Кабинет хочет добиться ее, диверсифицируя источники поставок нефти и газа в Польшу и уменьшая ее зависимость от России”.

Для достижения этой цели Варшава намерена предпринять серьезные дипломатические усилия. В частности, премьер-министр страны Ярослав Качинский намерен в марте посетить Кувейт. А президент Лех Качинский планирует совершить визит в Казахстан с целью поддержать усилия компании PKN Orlen, которая намерена подписать контракт с “КазМунайГазом” по освоению нефтяных месторождений.

Чиновнице не дает покоя слава Вайноны Райдер. А при чем тут Борат?

Мы уже рассказывали о реакции немецкой прессы на недавний визит президента Нурсултана Назарбаева в Германию. Спустя неделю после завершения самого визита появились новые скандальные подробности, связанные с пребыванием официальной казахстанской делегации в Берлине. Местные газеты рассказывают о том, что полиция Берлина задержала по обвинению в краже из магазина двоих членов делегации, сопровождавшей руководителя Казахстана.

Этому позору нет конца, – пишет ежедневная газета Welt. – После того, как актер Саша Барон Коэн завоевал \»Золотой глобус\» за исполнение пародийной роли невежественного казаха в фильме \»Борат\», на Казахстан обрушились очередные неприятности. Во время визита президента Нурсултана Назарбаева в Германию двое членов сопровождавшей его делегации были задержаны по подозрению в магазинной краже. Это подтвердила полиция”.

Сообщается, что некая высокопоставленная чиновница из Казахстана положила пару женских туфель в принесенный с собой пластиковый пакет в магазине модной одежды \»Зара\» на Тауэнцинштрассе в центре западной части города. Женщину и ее спутника сразу же задержали и доставили в полицейский участок. Оба задержанных, как выяснилось, пользуются дипломатическим иммунитетом и защищены от уголовного преследования во время их пребывания в Германии. После того, как секретарь посольства предоставил соответствующие документы, задержанные были отпущены.

Газеты пишут о том, что после выхода фильма \»Борат\» Казахстану пришлось организовать масштабную рекламную кампанию в международных средствах массовой информации, чтобы преодолеть сомнительную репутацию. “Имидж спекулянтов и контрабандистов, – констатирует Berliner Kurier. – После выхода фильма \»Борат\» остальному миру трудно поверить, что казахи – не народ мошенников и дикарей. И вот еще один провал. В Тауэнцине двое казахских дипломатов попались на краже”. Издание сообщает о том, что задержанными оказались 42-летний Ергали С. (или Ергерли, в тексте: Yergerli S.) и его 30-летняя спутница Рысгуль К.

Согласно заявлению посольства Казахстана, в данном случае произошло недоразумение. Пресс-секретарь посольства сообщил, что обувь оказалась в пакете случайно при совершении других покупок. В посольстве Казахстан сообщают, что “член делегации все время намеревалась оплатить товар”. Но, как пишет берлинская газета, “в \»Заре\» на это взглянули иначе”.