15 марта в 18.30 в Центре современного искусства Сороса – Алматы состоится открытие персональной выставки Рустама Хальфина “Intim — In Time”. Выставка продлится до 12 апреля.
Рустам Хальфин – один из самых выдающихся художников отечественной арт-сцены. Он родился в 1949 г. и брал уроки у Владимира Стерлигова, сподвижника Казимира Малевича. В 1972 году окончил Московский архитектурный институт. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее народов Востока (Москва), Zimmerly-музее нонконформистского искусства (Нью-Джерси, США), Московском Доме фотографии, Государственном музее искусств Казахстана им. А.Кастеева (Алматы). Ему посвящена отдельная статья во “Всемирном художественном словаре”, изданном в Германии в 1998 году. Хальфин первый в Казахстане занялся искусством перформанса, видео и инсталляции. Автор и участник многих кураторских проектов, персональных и групповых выставок, таких как “В честь Л.Б.” (1996), “Осенние жесты гнева” (1996), “В честь всадника” (1997), “Большое стекло” (1998), Первая биеннале в Валенсии (2001), No mad’s land (Берлин, 2001), Международный фестиваль искусств “Тенгри-Умай” (2002), “Люди и тени” (Мехико, 2003), 51-я Венецианская биеннале (2005) и др., а также автор нашумевшего видеопроекта “Северные варвары”. Живет в Алматы.
Khalf In Time
На выставке экспонируются новые работы Рустама Хальфина, созданные уже после тяжелой болезни. Это — исповедь художника. Это — распахнутое внутреннее пространство тишины, благодатное царство тихой, интимной жизни творческого человека.
“Автопортреты без зеркала” создают особое настроение. Технике письма свойственна особая мелодия, воспроизводящая глубинные переживания художника, который продвигается по кочевой тактильной Вселенной между Сциллой либидо и Харибдой творческой силы воображения.
Пестрая полусферическая работа Хальфина “В честь Лиды” является увеличенной цитатой минискульптуры, выполненной его покойной женой художницей Лидией Блиновой в 1989 году.
В качестве оригинального художественного артефакта предстает целая серия кирпичей, на которых запечатлена ладонь художника с так называемой “пулотой”, пластическим объектом, создаваемым полостью сжатой в кулак ладони. “Пулота” — это некий знак, служащий для обозначения ближайшего к человеку тактильного пространства, с которого и начинается эстетическое освоение им окружающего мира.
“Золотая богиня” — своеобразная метафора, указывающая на женское начало как на исток художественного творения, где происходит драматическое сопряжение между телесным миром и миром, созданным воображением художника. Эта картина является и знаком открытости для новых колористических вариаций, поскольку прежде чем стать “золотой”, богиня, по воле автора, прихотливо надевала на себя поочередно то черные, то синие, то белые одежды, вероятно по некоему алхимическому сценарию.
Работы Рустама Хальфина – это еще одна уникальная попытка выработки нашей общей культурной идентичности.
Жанат Баймухаметов философ, арт-критик
Дастан Кожахметов, куратор выставки