Возвращение блудного сына

В своем недавнем интервью испанскому изданию “El Pais” Нурсултан Назарбаев интерес Запада к казахским энергоресурсам называет “нездоровым”. Что же, вполне вероятно, что так оно и есть. Однако наш лидер должен отдавать себе отчет в том, что этот “нездоровый” интерес порожден в первую очередь нездоровой же внешней политикой Казахстана.

Не знаю, как у остальных, а лично у меня это интервью вызвало эдакое кислое чувство, чувство стыда за своего руководителя. Назарбаев предстал перед читателем эдаким нашкодившим школьником, который всеми правдами и неправдами старается загладить вину перед Кремлем.

Понятно, что сегодня Астане без поддержки из Москвы не обойтись, но почему-то Нурсултан Абишевич, который всегда тяготел к западному образу жизни и который в свое время даже предпринимал попытки нас, азиатов, казахов, приписать к европейцам, тем не менее, ведет по его мнению тонкую восточную игру. В этой игре он уже успел надавать авансов Западу и Китаю. Тема все та же — нефть. Сегодня мы уже не только просто задумываемся над вариантами экспорта своей нефти в обход России. Сегодня мы воплощаем все эти тонкие “задумки” в жизнь.

В прошлом году в течение двух календарных месяцев Нурсултан Назарбаев дважды неприятно “удивил” российскую сторону, которую всегда заверял в сохранении доверительных и взаимовыгодных отношений. Сначала в мае мы послали по трубопроводу Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы свое “черное золото” в Китай, а в июле официально присоединились к нефтетранспортному проекту “Баку-Тбилиси-Джейхан”. Как в первом, так и во втором случаях мы подставили своего соседа и стратегического партнера. Более того, наш Ел басы, повсюду почему-то теперь кричащий о неимоверно огромных запасах нефти, большая часть из которых все еще остается лишь в области предполагаемых гипотез, вдруг с чего-то заявил, что собирается повысить цену за транзит узбекского и туркменского газа, который идет по нашей территории в Россию. Согласитесь, все это — довольно неубедительный показатель реально партнерских отношений между Астаной и Москвой. И вот теперь наступил “момент истины”: нашего Ел басы осенило – играя в подобные игры, можно доиграться до точки.

Испанское интервью показывает — Назарбаев полностью осознал, что заигрался, проводя “странную” внешнюю политику по отношению к России. Сейчас же мы, поджав свой же хвост, пытаемся вернуть расположение Москвы, заявляя о “прагматичной” политике “континентальной страны”. Первым же “звоночком” был визит Михаила Фрадкова, который смог образумить Нурсултана Абишевича в его почти имперских нефтяных замашках и поставить крест на переговорах с польским президентом Лехой Качиньским, который приехал в Астану пробивать для Запада еще один обходной для России нефтяной путь.

Естественно, теперь мы с позиции побитой собаки вынуждены объяснять, что притязания ЕС, США и Китая на нашу нефть — это в первую очередь их собственные проблемы. А у нас есть якобы собственные, и в этом нет никакой политики. И только теперь мы отчего-то стали говорить об уважении интересов наших соседей. Тут же Назарбаев говорит и о том, что даже с учетом начала разработок крупнейших отечественных газовых месторождений у газопровода между Казахстаном и Азербайджаном нет никакого будущего. Эта двуликость опять-таки объясняется лишь одним: желанием восстановить свое доброе имя перед Москвой. А будет ли в очередной раз восстановлено доверие Москвы, уже не известно. В слишком большой игре попытался сделать свои ставки наш Ел басы.

Нас уже давно, к сожалению, не рассматривают в России, как единомышленника. И происходит это опять-таки обоснованно: далеко не по вине россиян. По нашей собственной недальновидности, по причине того, что мы в лице нашего руководства опять пытаемся усидеть на двух, а то и трех стульях сразу. И нынешняя ситуация далеко не первый и единичный случай. Скорее, она представляет собой логический итог тех непродуманных и не взвешенных внешнеполитических “инициатив”, которыми блистало наше руководство и о которых экспертное сообщество в свое время предупреждало администрацию Кремля.

Взять хотя бы прошлогодний казахский саботаж в рамках ШОС, когда мы высказались категорически против членства в Шанхайской организации сотрудничества Ирана. Именно тогда для россиян стали очевидными наши попытки переориентироваться на Запад.

Напомню, что перед оглашением этого решения наш президент встретился с Диком Чейни, который, по всей видимости, и сыграл определяющую роль в этом решении, намекнув, что то место, которое сегодня занимает в ШОС Казахстан (после Китая и России), может превратиться в пар, если эта организация пополнится такими членами, как Иран, Пакистан и Индия. Тогда никак не повлиял на недальновидность Назарбаева даже тот факт, что США и Россия находились в кардинально разных плоскостях в отношении иранской ядерной проблемы. И опять мы подставили своего “соседа, друга и стратегического партнера”. Сиюминутность, с которой наш Ел басы принимает решения, просто удивляет. Я понимаю, что в сложившейся ситуации нужно держать нос по ветру, но ведь это не дает право откровенно врать своим друзьям, а после этого предпринимать тщетные потуги, чтобы вернуть себе доверие. Доверие, которое уже через некоторое время опять может подвергнуться огромному сомнению. Доверие, которое нужно вымаливать, подобно жалкому щенку, поджавшему хвост. А ведь выступление в испанской прессе есть не что иное, как именно такой акт, который просто необходим. Особенно накануне визита в Астану Владимира Путина, который, не так или иначе, а исходя из обстановки, должен поднять вопрос о целесообразности и уровне взаимодействия двух стран.

Но казахский “пиар” в этом деле уже довольно сильно поднаторел. Другое дело, что не всегда то, что предпринимается нашими “пиарщиками”, по достоинству оценивается. Взять хотя бы памятные события, когда в Усть-Каменогорске русским “террористам”, не совершившим реально никаких серьезных преступлений, дали явно завышенные сроки — от 10 до 18 лет лишения свободы. Суду вдобавок понадобилось вынести частное определение в адрес российского консула: дескать, вел себя плохо, качал права, мешал разборке. Российская дипломатия в ходе этого позорного судилища и без того была унижена: консула не пускали в зал заседаний, не давали ему стул, грубо отказывали в его законных просьбах.

Тогда российская пресса пестрела материалами о политической “расправе” над русскими, о произволе Нурсултана Назарбаева. И хотя тогда наш президент якобы официально отстранился от этого судебного разбирательства, прикрывшись тем, что суды в Казахстане (оказывается) независимые. Тем не менее, инцидент, возникнувший накануне визита в Москву президента Казахстана в очередной раз заставил заработать нашу “извинительную” машину.

Отдельным пунктом программы подготовки к визиту Н.Назарбаева в Москву стало проведение в российской прессе PR-кампании с помощью фирмы бывшего имиджмейкера Н.Назарбаева Владимира Руги “PR-Centre”. Центр распределил часть значительных средств, выделенных руководством Казахстана, для оплаты заказных материалов в “Независимой газете”, “Комсомольской правде”, “Российской газете”, “Верстах”, “Труде” и некоторых других изданиях. Однако серьезного эффекта это не принесло. Рекламные заметки типа “В Казахстане русским стало легче жить” в “Независимой газете” выглядели откровенно смешно на фоне объективных и правдивых материалов Натальи Айрапетовой в той же газете.

В итоге Назарбаеву даже при помощи серьезных финансовых вливаний не удалось переломить в целом негативное общественное мнение в России.

Боюсь, что с такими же настроениями президент России приедет к нам в мае. Видимо, опасается этого же самого и Нурсултан Абишевич, и начало очередной уже, как видим, международной PR-кампании — лишнее тому подтверждение. Оно и понятно, если тогда Казахстан чисто по местечковому подставил Россию, то сегодня “блудный казахский сын” пытается вернуться из дальнего зарубежного “вояжа”. Последствия же этой акции для меня, увы, вполне предсказуемы. Ведь не зря же даже дебют кампании отдает кислятиной.