Северокорейская идеология “Чучхэ”, как ориентир для национальной идеи Казахстана

Начиная свою статью с такого странного заглавия, я осознаю, что меня сможет понять лишь небольшое количество корейцев преклонного возраста, проживающих в Казахстане, ну, и, наверное, страноведы, изучающие Восток.

“Чучхэ” — это северокорейская идеология, призывающая нацию (страну) жить, опираясь только на свои силы, знания и ресурсы. “Чучхэ” напоминает в чем-то мудрость Ходжи Насреддина, озвученную мною в газете “Central Asia monitor” (16.02.07г.) в статье “Страна понарошку”, где говорилось о необходимости для личности и государства ставить в центр своего мира только себя.

И действительно, если тщательнее вглядеться в устройство современного мира, то только идеи “Чучхэ” или Ходжи Насреддина являются единственно правильными в условиях дуалистичного мироустройства (читай: политики двойных стандартов). Я специально привел пример “Чучхэ”, чтобы еще раз обратить внимание общественности на то, как можно и нужно позиционировать себя без оглядки на Запад или Восток, ОБСЕ или ВТО и т.п.

Мы говорим: Запад — открытое общество, оплот демократии и гражданских свобод, тогда, как на деле Запад, игнорируя мнение общественности, позволяет давать пристанище людям, попирающим права и свободы граждан своей страны.

Почему, на словах декларируя приоритет гражданских свобод и поддерживая создание различных НПО, на деле западные эксперты по развитию демократии снисходят только до вальяжной оценки уровня развития у нас гражданского общества? Порою кажется, страны-изгои, живущие по своим законам, счастливее многих из нас – официально признаваемых. Они не находятся в плену западных стереотипов и не становятся, подобно многим латиноамериканским странам, марионетками в их игре.

Мы кричим: “Ура, Запад! Да здравствует континентальная Европа!”. А что они есть на самом деле? Оплот свободы граждан или рассадник преступности?

Посмотрите на современную Англию – бастион политзаключенных, а на деле – рай для преступников. Роман Абрамович — богатейший человек планеты, заработавший громадное состояние за несколько лет, благодаря умению вовремя сориентироваться в период хищнического разграбления природных ресурсов своей страны, — теперь почетный гражданин и один из самых уважаемых людей в Англии, кормящий на деньги россиян среднестатистического англичанина и дающий ему возможность наслаждаться хорошим футболом. Тот же самый нерушимый “оплот демократии” представляет собой и нынешняя Австрия. Наверняка, понимая, какой “интересной” личностью является наш нынешний посол, она, тем не менее, радушно его принимает, потому как вскоре на кон будет поставлена судьба другого футбольного клуба, а значит, очередного зрелища для европейцев.

Постсоветское пространство, живущее в условиях постоянного ожидания “хорошей погоды”, все больше и больше теряет способность самостоятельно создавать эту погоду. Связанные путами Запада, мы, как малые дети, радуемся приезду очередного спекулянта Сороса в надежде получить ответы на извечные вопросы, или очередное вливание финансовых инвестиций. Уверенные в гуманистической миссии великого Запада, мы неустанно обиваем пороги западных консульств и продолжаем слепо верить, что “оплот демократии” спасет нас от диктатуры и железного занавеса.

Идеология Запада — это очередной обман, цель которого — колонизация отсталых постсоветских обществ в пользу интересов развитых и богатых псевдодемократических стран. Нашему же обществу пора, наконец, уяснить, что с нами считаются, пока у нас есть нефть. Отсюда — спекуляции по поводу ОБСЕ, “де факто” признание нас демократичным государством, принятие в центре Европы. Увлеченные глобальными изменениями во внешнеполитическом курсе нашей страны, мы покорно закрываем глаза на ее внутренние, не менее глобальные проблемы: гибель шахтеров, массовое заражение ВИЧ, заказные убийства политиков, преследование журналистов, закрытие газет и т.д.

И где же пресловутые демократия и свобода слова? В итоге все шишки на белорусского Батьку, как в фильме Э. Рязанова “Гараж”:

— А четвертый – Гуськов.

— Как Гуськов?

— Ну, должен же быть кто-то четвертый.

…Пару лет назад, случайно встретив Батьку на катке Медео, я удивленно спросил: “Что же это Вы так далеко забрели?”. На что получил ответ: “А где нам еще кататься, как не у себя в Советском Союзе, ведь там, в Европе, нас никто не ждет”. И, правда, мы заблуждаемся, думая, что нас там ждут. Не нужны мы там. Нас принимают только тогда, когда мы покупаем их недвижимость, вкладываем в их футбол, в развитие их предприятий. Для нашего общества признаком хорошего тона, неким показателем уровня жизни являются поездки в Старый и Новый Свет, чтобы отовариться на распродажах или поучиться на языковых курсах.

Так есть ли смысл идти по заведомо ложному пути, или стоит пересмотреть наши отношения с Западом, найти более приемлемые выходы из создавшегося положения? В качестве примера возьмем страны Латинской Америки. Сегодня они — образец будущего, которое постигнет Казахстан, в случае, если мы будем и дальше играть по правилам большой западной игры. Аргентина, пережившая один из самых серьезных экономических кризисов в масштабе Латинской Америки, по сути, является зеркальным близнецом нашей страны. Тот же экономический бум, сверхцены на жилье, рост кредитования и в итоге — крах, социальный кризис, финансовые потрясения, привязка к американскому доллару, далее – фактическая потеря государственной независимости, а вместе с ней полная зависимость от кредитов Международного Валютного фонда и Всемирного банка и переход всей собственности в руки западных транснациональных корпораций. Казахстан сегодня переживает то же самое: Запад охотно кредитует нас, будучи уверенным, что залогом выступает наша нефть и ее многолетние запасы. Картина этой действительности проста: строительный бум, причем часто за счет незаконного выселения хозяев, полупустые усыпальницы, бессмысленные теннисные и гольф поля, хищническая ипотека и постепенное погружение всей страны в огромную долговую яму. Что будет через несколько лет, когда, не дай Бог, цены на нефть начнут падать? Острый политический кризис, экономическая стагнация, обесценивание жилья, массовая безработица, инфляция и… приход западных демократов-кредиторов за своей данью.

Но, наконец-то, латиноамериканцы пробудились, и стало им грустно и обидно, что многолетнее раболепие перед Штатами вылилось в то, что они просто стали их заложниками и черной рабочей силой. Тогда-то и стали появляться такие политики как Уго Чавес, Эво Моралес, Мишель Бачелет — социалисты и демократы, осознавшие, что их страны — это невольные колонии США. Штаты же, почуяв, что период господства над Латинской Америкой постепенно сходит на нет, отправились на поиски новых жертв.

Китай? Философия Конфуция, дзэн-буддизма и рыночного коммунизма вперемешку, политика Мао, Ден Сяопина и могущество китайского дракона не выглядят привлекательными кандидатами в рабство. Индия? Освободившаяся от оков Британской колонии и переживающая экономический рост — тоже вряд ли. Остается зона Центральной Азии, богатая нефтью и газом, еще не успевшая всерьез попасть под чье-либо влияние со стороны, освободившаяся от ига российского (советского) колониализма, наивная и глупая, верящая в демократические фетиши и подверженная идеологии лжи. Вот он — самый подходящий вариант для очередных демократических экспериментов! Кто на новенького? Казахстан, провозгласивший идеологию многовекторности, что на деле означает “всем и для всех”, освободившаяся от своего Баши Туркмения, разграбленная Киргизия, а также те государственные образования, которые в силу различных обстоятельств, не подружились с Россией: оранжевая Украина, обезумевшая Грузия, на очереди — батькинская Белоруссия.

Несколько лет назад Мадлен Олбрайт сказала: “Центральная Азия и Казахстан – зона национальных интересов США”. Оцените это безапелляционное и наглое высказывание! Каково? А теперь на минуту представьте, если бы тогда наш МИД заявил: “Гудзонский залив — зона национальных интересов Казахстана”? You must be joking, guys!!! А мы молча проглотили заявление госсекретаря США. Да еще и почувствовали себя польщенными: надо же – нас выделили! Хотя уже тогда было понятно, чем это внимание для нас обернется. Друзья в то время посмеялись над глупостью моих опасений, обвинили меня в излишнем пессимизме и пожелали мыслить более позитивно. В итоге половина из них трудится сегодня на западные транснациональные компании, с горечью вспоминая мои слова.

Не за горами приезд в нашу страну Джеймса Вульфенсона — финансового воротилы-пенсионера, в бытность которого на посту председателя Всемирного банка слабые развивающиеся страны по уши погрязли в долгах. Мы же теперь спим и видим тот заветный час, когда на самых верхних этажах шестиугольных башен в Евразийском мегаполисе будет восседать бывший глава Всемирного банка — почетный “шал” и свадебный генерал в одном лице. Ради чего? Ради подъема нашей экономики и вывода финансового сектора на мировой уровень? Смешно. Особенно в свете нынешних событий, когда, подобно домино, банки один за другим прогорают, начиная с самых низов.

Мне совершенно непонятно, почему в стране, с таким огромным интеллектуальным потенциалом, где столько талантливых менеджеров и умных молодых ребят, главными управленцами ведущих компаний являются иностранцы, подобно президенту “Air Astana”, лорду в “Самруке” и т.п. Так и получается, что наших специалистов больше ценят за рубежом, чем в родной стране. Женщины-казашки — в правительстве Чехии и топ-менеджеры российских предприятий. Где, в каких учебниках или священных книгах написано, что рецепт экономического процветания страны кроется в том, чтобы из-за рубежа привлекать чужеземцев?

Грустно и смешно, что среди наших с вами соотечественников, не дюжина, а сотни и тысячи достойных людей, не имеющих возможности пробиться вверх из-за засилья там лиц, приближенных к телу, соответственно, имеющих влияние на различные решения и доступ к потокам распределения доходов. А многие ли знают, что в неприступном и великом “КазМунайГазе” самых талантливых и способных работников называют “суки” (дословно: “случайно уцелевшие кадры”). Резонный вопрос: а кто остальные кадры? Неслучайные. Подобно феодалам, называющие чернь “сукой”. Вот реальное отношение к своему народу! Это значит, что возможности у наших стать министрами и топ-менеджерами – только за рубежом, а у нас самые лучшие — это сомнительного происхождения митталы или бэнги.

Учитывая вышесказанное, я начинаю соглашаться со словами Гульжан Ергалиевой; действительно, теперь не время добиваться правды цивилизованными мерами. Время вышло. Пора приступать к более решительным действиям, пора принимать более агрессивные и жесткие меры. Иначе мы точно станем банановым государством, подобно Панаме и Никарагуа, с огромными нефтяными башнями и усыпальницами, в которых будут купаться только мировые финансовые пенсионеры, вроде Мишеля Камдесю или Джеймса Вульфенсона, а наш народ, действительно, как “сука”, будет таскать тачки и чистить обувь.

На интернет-форумах часто возникают интересные баталии, словесные перепалки, в которых обязательно кто-то возьмет и скажет: “Эй, демагоги, хватить критиковать — пора действовать!”. И обязательно найдутся такие, которые не согласятся: “А как? Ведь все схвачено…”. В такие моменты я вспоминаю слова Волшебника из шварцовской пьесы “Обыкновенное чудо”: “Ты не любил ее, иначе великая сила безрассудства охватила бы тебя.

Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к …?”.

И в самом деле, что сделали мы из любви к Родине? Многие, несогласные с политикой в нашей стране, покинули ее со словами: “Тут жить нельзя…”. А кто-то, как например, Булат Абилов, стал бороться. Вот уже сколько лет такие личности, как Ирина Савостина или Серикболсын Абдильдин продолжают борьбу. Но много ли наших соотечественников вышло на улицу, поддержало их во время митингов? Сколько людей выступило с идеей об объявлении траура по погибшим шахтерам или жертвам ВИЧ- инфекции? Я не услышал ни одного протеста, инициированного депутатами, по поводу предполагаемого прослушивания телефонных разговоров и просмотра почты. Где наш народ? Где обездоленные и незаконно лишенные жилья? Объявили ли они голодовку, организовали ли митинг, в конце концов, попытались ли они препятствовать строительству?

Порой я думаю, что, если выжечь или законсервировать всю нефть, разрушить замки, оставив одни руины — из той пустоты вышла бы правда, начала бы зарождаться новая страна, новое поколение, не выдавливающее из себя по капле раба, а действительно свободное. Некоторые из читателей ошибочно могут подумать, что автор призывает к разрешению проблем путем революционного вмешательства, путем образования анархии и хаоса. Нет, совершенно не так. Ведь если в душах людей нет элементарного чувства самоуважения и любви к себе, то о том, чтобы стать Евразийской мегадержавой не может быть и речи!

…Когда-то у нашего народа были герои, подобно Кенесары Касымову, бесстрашные, свободолюбивые, благородные… Бесстрашным, свободолюбивым и благородным был и народ, поддерживавший их. Где они сейчас?

На этой грустной ноте я заканчиваю статью с робкой надеждой, что найдутся люди, которые поймут и поддержат меня.

Я призываю общество консолидироваться вокруг тех немногих, кто еще борется, кто все еще мечтает видеть нашу страну достойной и независимой!